город Ростов-на-Дону |
|
03 июля 2013 г. |
дело N А32-3453/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод": Шмыкова Анна Михайловна, паспорт, по доверенности от 09.01.2013, Харенко Анна Юрьевна, паспорт, по доверенности от 09.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2013 по делу N А32-3453/2013, принятое судьей Шкира Д.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод" (далее - ООО "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод", общество) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление Росприроднадзора по КК и РА) от 21.12.2012 N 13-87-06-И-5 о привлечении ООО "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда от 11.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения.
Определением от 30.05.2013 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела А32-3453/2013 по общим правилам административного производства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции в связи с тем, что оспаривание постановления о привлечении к административной ответственности по статье КоАП РФ, предусматривающей возможность назначения в качестве наказания административное приостановление деятельности, не отвечает требованиям ст. 227 АПК РФ для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
В судебное заседание не явились представители Управления Росприроднадзора по КК и РА, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Управления Росприроднадзора по КК и РА в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность постановления о привлечении к административной ответственности, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие управления.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Управления Росприроднадзора по КК и РА.
Представители ООО "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод" в судебном заседании поддержали доводы заявления, просили признать незаконным и отменить постановление о привлечении общества к административной ответственности.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей общества, суд не находит оснований для удовлетворения заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, 31.10.2012 прокурором Центрального административного округа города Краснодара вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод" дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
В постановлении указано, что обществом не обеспечиваются безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов.
Места временного накопления отходов на предприятии не оборудованы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", что является нарушением статей 42, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 11, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В нарушение требований законодательства при обследовании территории общества установлено, что строительные отходы, твердые бытовые отходы располагаются на территории навалом, вокруг специальных контейнеров, навес или какое-либо укрытие не применяется.
Постановление вынесено с участием директора общества Прилепского С.В.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором заместителем начальника отдела надзора за земельными ресурсами Управления Росприроднадзора по КК и РА вынесено постановление от 21.12.2012 N 13-87-06-И-5 о привлечении ООО "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод" к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Общество на своей территории складировало и хранило отходы, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела.
Таким образом, действия общества квалифицируются судом как накопление отходов применительно к положениям Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.7 Санитарно эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Как следует из материалов дела, в том числе постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в нарушение приведенных выше положений экологического законодательства, ООО "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод" допущено расположение строительных отходов, твердых бытовых отходов на территории организации навалом, вокруг специальных контейнеров, навес или какое-либо укрытие не применяется.
ООО "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод" как лицо, осуществляющее накопление отходов с нарушением экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных экологических требований при накоплении отходов, ООО "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод" не обеспечило выполнение установленных требований.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается составленной при проверке справкой от 25.10.2012 и фототаблицей от 25.10.2012. Указанные документы составлены уполномоченными лицами и подтверждают факты накопления отходов с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
На фотографии N 1 видны не только баллоны, которые согласно пояснениям общества, использовались в производственной деятельности и не являлись отходами, но также иные твердые отходы, хранящиеся навалом рядом с мусорными контейнерами (л.д. 104 том 1).
Управлением Росприроднадзора не оспаривается и судом установлено, что на территории организации расположены два контейнера для сбора отходов. Вместе с тем, в нарушение приведенных положений санитарного законодательства, обществом допускается хранение отходов вне контейнеров.
На фото N 7 кроме отходов, образовавшихся вследствие обрезки деревьев, также видны иные отходы, складированные в куче обрезанных ветвей (л.д. 107 том 1).
Факт накопления отходов в гараже не оспаривается обществом.
В жалобе указано, что гараж был сдан в аренду обществу ЗАО ТПК "Алектис", в подтверждение чего обществом представлена копия договора аренды от 01.07.2012.
Судом апелляционной инстанции договор аренды от 01.07.2012 не может быть принят в качестве надлежащего доказательства, поскольку при проведении проверки и возбуждении дела об административном правонарушении обществом не был представлен указанный договор.
В объяснениях, данных прокурору при возбуждении дела об административном правонарушении, директор общества не оспаривал факт скопления отходов в гараже, не ссылался на передачу помещений гаража в аренду, а указал, что отходы были сгруппированы и подготовлены к вывозу (л.д. 93 том 1).
Согласно требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03 до вывоза отходы должны накапливаться в контейнерах и на специально оборудованных площадках.
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается виновное совершение обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, являющихся основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, Управлением Росприроднадзора не допущено.
Отсутствие такого процессуального документа как протокол осмотра не является существенным процедурным нарушением, поскольку как указано ранее в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ совершение правонарушения подтверждено надлежащим образом составленными справкой и фототаблицей.
При таких обстоятельствах, постановление Управления Росприроднадзора по КК и РА от 21.12.2012 N 13-87-06-И-5 о привлечении ООО "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод" к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей, является законным и обоснованным. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное административное наказание соответствует санкции статьи 8.2 КоАП РФ.
Основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют в связи с важностью охраняемых отношений - охраны окружающей среды, состояние которой оказывает существенное влияние на жизнь и деятельность людей.
Таким образом, предусмотренные статьей 211 АПК РФ основания для удовлетворения требований ООО "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод" судом не установлены.
Решение суда от 11.04.2013 подлежит отмене по безусловным основаниям, предусмотренным ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 апреля 2013 года по делу N А32-3453/2013 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления ООО "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 21.12.2012 N 13-87-06-И-5 о привлечении ООО "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3453/2013
Истец: ООО "ПМК-6 "Кубаньсельбурвод"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю