г. Вологда |
|
05 июля 2013 г. |
Дело N А52-4959/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Зеленхоз плюс" Шараева М.В. директора,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зеленхоз плюс" на решение Арбитражного суда Псковской области от 27 марта 2013 года по делу N А52-4959/2012 (судья Яковлев А.Э.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Зеленхоз плюс" (ОГРН 1026000958500; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Управлению городского хозяйства администрации города Пскова (ОГРН 1026000978222; далее - Управление) о взыскании 8 979 159 руб. 79 коп., в том числе 8 695 190 руб. 02 коп. долга за дополнительные работы выполненные по муниципальному контракту от 09.02.2012 N 31 и 283 969 руб. 77 коп. неустойки за просрочку оплаты.
Протокольный определением от 06.02.2013 суд к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлек муниципальное образование "Город Псков" в лице Управления городского хозяйства (далее - Муниципальное образование).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил размер исковых требований, просил взыскать с ответчика 8 696 601 руб. 06, из которых 8 695 190 руб. 02 коп. долга и 1411 руб. 04. коп. неустойки.
Уточнение исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 25 марта 2013 года исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования "город Псков" за счет средств казны муниципального образования в пользу Общества взыскано 332 705 руб. 42 коп., в том числе 331 292 руб. 63 коп. долга и 1412 руб. 79 коп. неустойки, а также 2551 руб. 09 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Общество с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- судом первой инстанции не учтено, что в контракте отсутствует упоминание о твердой цене контракта, а в процессе производства работ по указанному контракту у заказчика возникла необходимость выполнения дополнительных работ, которые не были предусмотрены контрактом и которые заказчик по своей инициативе поручил выполнить подрядчику;
- заказчику при размещении заказа было известно, что в техническом задании из-за недостаточного объема выделенных средств из городского бюджета были предусмотрены не все работы, обеспечивающие нормативное содержание садово-парковых дорог и тротуаров в феврале и марте 2012 года. В частности не предусматривались работы по подметанию от песка и мусора между снегопадами и в марте, после их окончания, а также другие работы;
- заказ на выполнение работ по содержанию объектов зеленого хозяйства города Пскова в августе 2012 года не был своевременно размещен (следующий аукцион, проведенный в августе 2012 года предусматривал начало работ только с 11.09.2012) в связи с чем, заказчик предложил подрядчику продолжать выполнение работ после срока, в который работы по контракту должны были быть закончены (31.07.2012);
- судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что в период исполнения контракта, а также в августе 2012 года Общество по протоколу от 11.02.2012 и письму от 30.07.2012 N 6396 выполнило дополнительные работы на общую сумму 8 695 190 руб. 02 коп., которые не предусмотрены техническим заданием и без заключения дополнительного соглашения к контракту. В данном случае стороны заключили дополнительные соглашения к контракту в форме протокола и письма;
- судом первой инстанции не учтено, что Общество не требовало от заказчика увеличения цены работ, предусмотренных контрактом, цена работ определена путем составления сметы;
- суд не исследовал обстоятельства, из-за которых объем выполненных работ по основному техническому заданию был меньше запланированного на 331 292 рубля 63 копейки: 27 864 463 рублей 49 копеек (общая сумма контракта) минус 27 533 170 рублей 86 копеек (сумма фактически оплаченных работ) и взыскал 331 292 руб. 63 коп. на которые истец не претендовал;
- в отношении приписки на актах выполненных работ "объем проверен в бюджете не предусмотрен", сделанной Управлением можно предположить, что это является элементом технологии внутреннего планирования и учета бюджетных расходов. Однако, признание судом этого обстоятельства одним из оснований отказа в удовлетворении требований следует считать необоснованным,
- не соответствует условиям контракта вывод суда относительно того, что дополнительный объем работ, предполагающий бюджетное финансирование доложен быть согласован с муниципальным образованием "Город Псков" - плательщиком по контракту. Кроме того, в материалах дела есть доказательства, что выполнение работ с указанным лицом было согласовано.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в отзыве на жалобу возражало относительно ее удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, Управление, действующее от имени муниципального образования "Город Псков" (заказчик), и ООО Общество (подрядчик) на основании результатов размещения муниципального заказа путем проведения аукциона заключили муниципальный контракт от 09.02.2012 N 31 (далее контракт) на выполнение комплекса работ по содержанию объектов зелёного хозяйства на территории город Псков в феврале-июле 2012 года. В соответствии с пунктами 3.4 и 3.6 контракта, оплата производится по факту выполнения работ на основании счёта-фактуры (счёта) и подписанного акта приёмки-сдачи выполненных работ в течение 30-и дней с даты подписания акта приёмки-сдачи. Контрактом не предусмотрено увеличение стоимости выполненных работ.
Согласно пункту 2.1 цена муниципального контракта составляет 27 864 463 руб. 49 коп. на весь период действия контракта и включает все расходы, связанные с его исполнением.
Общество выполнило предусмотренные контрактом работы, которые были оплачены Управлением в сумме 27 533 170 руб. 86 коп., что видно из акта сверки расчетов по состоянию на 31.12.2012.
Общество и Управление городского хозяйства составили дополнительные сметы по содержанию объектов зеленого хозяйства, сверх объема работ выполненных по контракту, за февраль 2012 года на сумму 1 930 721 руб. 21 коп., за март 2012 года на сумму 2 762 993 руб. 99 коп. и за август 2012 года на 4 001 474 руб. 82 коп.
В период исполнения контракта, а также в августе 2012 года Общество по протоколу от 11.02.2012 и письму Управления от 30.07.2012 N 6396 выполнило дополнительные работы на общую сумму 8 695 190 руб. 02 коп., которые не предусмотрены техническим заданием и без заключения дополнительного соглашения к контракту.
Спорные работы указаны Обществом в актах за февраль, март, август 2012 года. Названные акты подписаны со стороны Управления.
Ссылаясь на выполнение дополнительных работ, стоимость которых составила 8 695 190 руб. 02 коп. истец обратился в суд с настоящим иском
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично в сумме 331 292 руб. 63 коп. составляющей разницу между ценой контракта 27 864 463 руб. 49 копеек и суммой оплаты по нему 27 533 170 руб. 86 коп. В остальной части иска отказал.
Апелляционная инстанция не может согласиться с обжалуемым судебным актом по следующим основаниям.
По своей правовой природе заключенный сторонами муниципальный контракт является договором подряда.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Названная статья предусматривает принятие отдельного закона о подрядах для государственных и муниципальных нужд, однако соответствующий закон до настоящего времени не принят.
При таких обстоятельствах в регулировании подрядных работ для муниципальных нужд приоритетное значение остается за нормами Кодекса: в части, не урегулированной статьями 763 - 767 Кодекса, должны применяться в зависимости от вида подрядных работ положения параграфа 3 или 4 главы 37 Кодекса, а затем - общие положения о договоре подряда (параграф 1 главы 37).
Ни статьи 763 - 767, ни положения параграфов 3, 4 главы 37 Кодекса не регулируют вопросы изменения цены муниципального контракта, в связи с чем подлежат применению общие положения о подряде.
Управление не оспаривает факт согласования смет на дополнительные работы по контракту, факт приемки выполненных истцом дополнительных работ, а также их виды, объем, качество и стоимость. В обоснование отказа от оплаты ответчик указывает на то, что цена контракта является твердой, и она не была изменена с соблюдением конкурсных процедур.
Суд первой инстанции признал данную позицию ответчика правильной и на этом основании отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и судом не применены нормы материального права, подлежащие применению.
По смыслу статьи 743 ГК РФ подрядчик, выполнивший по согласованию с заказчиком дополнительный объем работ, вправе требовать его оплаты.
Из материалов дела следует, что предложение о выполнении дополнительных работ поступило Обществу от Управления выступающего заказчиком работ по муниципальному контракту.
Указанный вывод подтверждается следующими документами в материалах дела:
- письмом Управления от 11.03.2012 в адрес администрации города Пскова, в котором Управление просит заместителя главы администрации города Пскова согласовать выполнение дополнительных работ в феврале и марте 2012 года. На этом письме есть резолюция заместителя главы администрации города Пскова Сирого С. С. о согласовании таких работ (л.д. 77),
- письмом Управления, которым оно уведомляет ООО "Зеленхоз плюс" о поручении главы администрации города Пскова выполнить дополнительные работы объектов зеленого хозяйства в августе 2012 года стоимостью 4 миллиона рублей (л.д. 78),
- письмом от 30.07.2012 N 6396, которым Управление просит Общество в соответствии с муниципальным контрактом от 09.02.2012 N 31 произвести дополнительные работы по содержанию объектов зеленого хозяйства на территории Муниципального образования в августе месяце 2012 года в соответствии с согласованной сметой (приложение N1). В письме указано, что настоящая заявка является неотъемлемой частью муниципального контракта от 09.02 2012 N 31 заключенного между Управлением и Обществом. Оплату выполненных работ в рамках данной заявки Управление гарантировало в течении 5 (пяти) банковских дней со дня подписания актов выполненных работ. В приложенной к письму смете указаны объемы работ и их цены, смета утверждена и скреплена печатью ответчика (л.д. 27),
- дополнительной сметой на выполнение работ в феврале 2012 года, которая подписана представителем Управления (л.д. 17),
- дополнительной сметой на выполнение работ в марте 2012 года, которая подписана представителем Управления (л.д. 18),
- протоколом от 11.02.2012, которым Управление поручает Обществу выполнить дополнительные работы в феврале-марте 2012 года (сверх работ, предусмотренных муниципальным контрактом N 31). Данный протокол содержит сводную смету на сумму 4 693 715 руб. 20 коп. подписанную ответчиком (л.д.19),
- актом сверки расчетов за 2012 год, подписанным администрацией города Пскова на сумму 8 695 190 руб. 02 коп. (л.д. 76),
- подписанным Управлением актом выполненных дополнительных работ в феврале 2012 года по муниципальному контракту N 31,
- подписанным Управлением актом выполненных дополнительных работ в марте 2012 года по муниципальному контракту N 31,
- подписанным Управлением актом выполненных работ по содержанию объектов зеленого хозяйства в августе 2012 года.
Таким образом, выполнение дополнительных работ было инициировано заказчиком, в связи с чем, нет оснований полагать, что эти работы заказчиком не были согласованы. Указание в актах "объем проверен в бюджете не предусмотрен" правового значения для дела не имеет. Вывод суда о недобросовестности действий подрядчика, послужившей одним из оснований для отказа в иске, не соответствует обстоятельствам дела.
Кроме того, приемка дополнительных работ заказчиком, свидетельствует о потребительской ценности данных работ и желании ими воспользоваться.
Управление также не оспаривало в суде первой инстанции и не оспаривает в отзыве на жалобу довод истца, что в техническом задании из-за недостаточного объема выделенных средств из городского бюджета были предусмотрены не все работы, обеспечивающие нормативное содержание садово-парковых дорог и тротуаров в феврале и марте 2012 года. Также Управление не оспаривает и тот факт, что заказ на выполнение работ по содержанию объектов зеленого хозяйства города Пскова в августе 2012 года не был своевременно размещен, в связи с чем, выполнение указанных работ было поручено Обществу.
Часть 5 статьи 743 ГК РФ предусматривает, что при согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в особых случаях.
Поскольку в силу положений статьи 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд применяется в части, не урегулированной Гражданским кодексом Российской Федерации, действия государственного заказчика и подрядчика в порядке, установленном статьей 743 ГК РФ, направленные на согласование, проведение, оплату дополнительных работ в рамках ранее заключенного государственного контракта на строительный подряд без размещения заказа на проведение дополнительных работ, соответствуют закону. Таким образом, при согласии государственного заказчика на проведение и оплату дополнительных работ, выполнении их подрядчиком и неоплате их государственным заказчиком подрядчик вправе предъявить иск о взыскании стоимости выполненных дополнительных подрядных работ.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 22.01.2010 по делу N А05-4863/2009 и в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2013 по делу N ВАС-5964/13.
Суд не учел, что Общество не требовало от Управления увеличения цены работ, предусмотренных контрактом. Цена работ определилась путем составления сметы в соответствии с частью 3 статьи 709 ГК РФ, в которой был определен состав, объем работ в соответствии с техническим заданием, а также цена этих работ, сформированная исходя из общей цены контракта, определенной в результате торгов.
При таких обстоятельствах дела и с учетом положений статей 743, 763, 768, 309, 310 ГК РФ иск в части взыскания долга за выполненные по муниципальному контракту дополнительные работы заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению. Решение суда в указанной части следует отменить.
Также правомерно на основании п.6.3 контракта истец начислил неустойку в сумме 1411 руб. 04 коп. за просрочку оплаты дополнительных работ Расчет проверен апелляционным судом и признан верным. Ответчик не представил в порядке статьи 65 АПК РФ контррасчет по сумме неустойки ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции. В связи с этим и на основании статьи 330 ГК РФ требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению. В иске в этой части судом отказано необоснованно.
Общество выполнило работы, предусмотренные техническим заданием к контракту и по согласованной смете, за исключением работ стоимостью 331 292 руб. 63 коп. по высадке рассады в Деском парке и сквере Породненных городов, так как указанные объекты были закрыты на реконструкцию. Претензий к заказчику в этой части по оплате у Общества не имелось.
Однако суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований и взыскал сумму 331 292 руб. 63 коп. (составляющую разницу между ценой контракта 27 864 463 руб. 49 коп. и суммой оплаты 27 533 170 руб. 86 коп.) о взыскании которой истец не заявлял. В этой части обжалуемое решение также является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
В связи с удовлетворением иска и апелляционной жалобы расходы истца на уплате государственной пошлины относятся на ответчика. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату истцу и федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 27 марта 2013 года по делу N А52-4959/2012 отменить.
Взыскать с муниципального образования "Город Псков" в лице Управления городского хозяйства администрации города Пскова в пользу общества с ограниченной ответственностью "Зеленхоз плюс" 8 696 601 руб. 06 коп., в том числе 8 695 190 руб. 02 коп. долга и 1411 руб. 04 коп. неустойки, а также 68 483 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Зеленхоз плюс" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1412 руб. 80 коп., перечисленную по платежному поручению от 17.12.2012 N 332. Платежное поручение остается в материалах дела.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4959/2012
Истец: ООО "Зеленхоз плюс"
Ответчик: Управление городского хозяйства Администрации города Пскова
Третье лицо: МО "Город Псков" в лице Управления городского хозяйства администрации г. Пскова, Солопов П. В.