г. Вологда |
|
03 июля 2013 г. |
Дело N А66-14899/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Артюковой О.А. по доверенности от 09.01.2013 N 55-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 08 апреля 2013 года по делу N А66-14899/2012 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сандовское ДРСУ" (ОГРН 1066906032302; далее - Общество, ООО "Сандовское ДРСУ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071; далее - Министерство) о признании недействительным отказа, выраженного в письме от 14.09.2012 N 13573-07, в предоставлении в собственность Обществу земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Сандовский район, поселок городского типа Сандово, улица Школьная, дом 1а, с кадастровым номером 69:28:0070121:17 и о возложении обязанности на Министерство принять решение о предоставлении заявителю в собственность, указанного земельного участка, в десятидневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу.
Решением суда требования удовлетворены.
Министерство в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагают, что оспариваемое решение соответствует Земельному Кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и не нарушает прав и законных интересов Общества, указывая на то, что заявителем не обоснована необходимость предоставления ему в собственность для использования объектов недвижимости испрашиваемого земельного участка площадью 10 568 кв. м, превышающего площадь находящихся на этом земельном участке объектов недвижимости и не доказан факт того, что именно испрашиваемая площадь земельного участка необходима для использования объектов недвижимости.
ООО "Сандовское ДРСУ" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, поэтому разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат: административное здание, общей площадью 113,38 кв. м, адрес объекта: Тверская область, пгт. Сандово, ул. Школьная, д. 1а, кадастровый N 69:28:07 01 21:0017:1/1291/29:1001/А, дом-контора (аккумуляторная), общей площадью 57,69 кв. м, адрес объекта: Тверская область, пгт. Сандово, ул. Школьная, д.1а, кадастровый N 69:28:07 01 21:0017:1/1445/29:1001/А, гараж для техники, общей площадью 468,82 кв. м, адрес объекта: Тверская область, пгт. Сандово, ул. Школьная, д. 1а, кадастровый N 69:28:07 01 21:0017:1/1448/29:1001/В, ангар для техники, общей площадью 489,5 кв. м, адрес объекта: Тверская область, пгт. Сандово, ул. Школьная, д. 1а, кадастровый N 69:28:07 01 21:0017:1/1442/29:1001/Г, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.12.2009 серии 69-АБ N 589029, 589030, 589031, 589032.
ООО "Сандовское ДРСУ" 27.04.2012 обратилось к Министерству с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:28:0070121:17, площадью 10 568 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, пгт. Сандово, ул. Школьная, д. 1а, под названными объектами недвижимости.
Министерство письмом от 14.09.2012 N 13573-07 отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, сославшись на непредставление Обществом документов, свидетельствующих об обоснованности размера испрашиваемого земельного участка для обслуживания и эксплуатации расположенных на нём объектов недвижимости. Площадь испрашиваемого земельного участка составляет 105 668 кв. м, а общая площадь объектов недвижимого имущества составляет 1129, 39 кв. м.
Не согласившись с отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, Общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования, придя к выводу о доказанности ООО "Сандовское ДРСУ" размера земельного участка, необходимого для использования расположенных на нём объектов недвижимости, и представлении всех необходимых документов при обращении с заявлением о приватизации земельного участка.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
На основании пункта 5 статьи 36 названного Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок утверждён приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
В случае необходимости получения дополнительной информации исполнительные органы вправе самостоятельно запросить ее.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно материалам дела к заявлению от 27.04.2012 о выкупе спорного земельного участка Общество приложило необходимый пакет документов в соответствии с Перечнем.
Ссылка ответчика на отсутствие обоснования необходимости использования всего земельного участка для эксплуатации расположенных на нём объектов недвижимости не может быть принята судом апелляционной инстанции.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (часть 7 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса, которым определено, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Ответчик ссылается на превышение в данном случае размера испрашиваемого земельного участка утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для конкретных видов деятельности, ссылаясь на заключение Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области от 03.09.2012 N 1547.
Названным заключением установлено, что в соответствии с пунктом 3.2.27 Областных нормативов градостроительного проектирования нормативный размер земельного участка промышленного предприятия принимается равным отношению площади его застройки к показателю нормативной плотности застройки, выраженной в процентах застройки.
В силу пункта 5.2. Свода правил СП 18.13330.2011 "Генеральные планы промышленных предприятий", утвержденного приказом министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 N 790 минимальная плотность застройки территорий дорожных участков с дорожно-ремонтными пунктами составляет 32%. Нормативная площадь земельного участка, который может быть предоставлен под объектами недвижимого имущества (административное здание, дом-контора, гараж для техники, ангар для техники), не должна превышать 3529,3 кв. м. Испрашиваемый земельный участок имеет площадь 10568 кв. м, что в три раза превышает нормативную.
В то же время материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок сформирован под производственную базу, поставлен на кадастровый учет 20.06.2003. На испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие каким-либо иным лицам.
Письмом от 16.08.2012 N 832 администрация Сандовского района также сообщила Министерству о нецелесообразности деления данного участка (в пределах которого находятся все принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества), который сформирован и предоставлен до принятия Земельного кодекса Российской Федерации.
Общество в обоснование необходимости всего земельного участка представило экспертное заключение общества с ограниченной ответственностью "ПКБ Перспектива" шифр: ЭЗ-69-13/13, из которого видно, что на спорном земельном участке расположены: административное здание, общей площадью 113,38 кв. м; дом-контора, общей площадью 57,69 кв. м; гараж для техники, общей площадью 468,82 кв. м; ангар для техники, общей площадью 489,5 кв. м; открытая эстакада для ремонта, общей площадью 30 кв. м; крытый склад товарно-материальных ценностей, общей площадью 30 кв. м; автозаправочная станция, общей площадью 25 кв. м; склад ГСМ, общей площадью 55 кв. м (общая площадь застройки объектов составляет 1269,39 кв.м).
Площадь, занимаемая под хранение грузового и специализированного подвижного состава, составляет 4000 кв. м. На момент осмотра территории экспертом под складирование песчано-соляной смеси задействован участок ориентировочной площадью 500 кв. м, что отражено в экспертном заключении.
Таким образом, общая площадь застройки производственной базы ООО "Сандовское ДРСУ" составляет 5 629,39 кв.м.
Применяя нормативный размер земельного участка промышленного предприятия для территорий дорожных участков с дорожно-ремонтными пунктами, составляющий 32%, площадь земельного участка для обслуживания площади застройки в 5 629,39 кв. м составит 17 591,8 кв. м, что существенно меньше, чем площадь испрашиваемого земельного участка.
Следовательно, вся площадь испрашиваемого в собственность земельного участка необходима Обществу для обеспечения существующего производства.
Ответчиком указанные факты не опровергнуты. Вариант выдела земельного участка меньшей площади из существующего земельного участка Министерством не предлагался и целесообразность такого выдела в данном случае не усматривается.
Не доказан Министерством и факт неиспользования заявителем всего земельного участка для эксплуатации расположенных на нём объектов недвижимости.
Заключение Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области от 03.03.2012 N 1547, правомерно оценено судом первой инстанции критически, поскольку в нем дана оценка только исходя из наличия на земельном участке четырех объектов, при этом не учтено количество техники, которая могла находиться на территории этого земельного участка.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о доказанности ООО "Сандовское ДРСУ" необходимости использования земельного участка площадью 10 568 кв. м для эксплуатации расположенных на нём объектов недвижимости.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленный требования Общества.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 08 апреля 2013 года по делу N А66-14899/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-14899/2012
Истец: ООО "Сандовское ДРСУ"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11432/13
06.11.2013 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10270/13
03.07.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4078/13
27.06.2013 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-14899/12
08.04.2013 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-14899/12