Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2013 г. N 09АП-17834/13
город Москва |
|
3 июля 2013 г. |
Дело N А40-5894/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Березиной Л.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2013 по делу N А40-5894/13, принятое судьей Кузиным М.М.,
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679, 129110, Москва, Олимпийский пр., д. 5, стр. 1)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области (241019, Брянск, пер. Осоавиахим, 3-г)
о признании незаконным и отмене постановления от 25.12.2012 N 341;
при участии:
от заявителя: |
Хлоповских С.В. по доверенности от 01.02.2013 N 13/129; |
от заинтересованного лица: |
Гетун Г.Н. по доверенности от 25.06.2013 N 1504; Булавин И.В. удостоверение; |
установил: ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области от 25.12.2012 N 341 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде взыскания административного штрафа в размере 1.000.000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2013 заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилось с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители Управления и заявителя изложили свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе внеплановой выездной проверки проведенной Управлением Росприроднадзора по Брянской области на основании распоряжения от 07.12.2012 N 223/1 установлено, что ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" производит добычу пресных подземных вод из артезианской скважины расположенной на АЗС N 154 по адресу: Брянская область, Брасовский район, д. Погребы "Украина" 442 км.+950 м. вправо а/д М-3. Актами обследования водозабора N 1, N 2 от 12.12.2012 установлено, что глубина скважины составляет не менее 37, 5 метров. Подземная вода подается в помещение станции АЗС N 154. Подземная вода, добытая из скважины, используется для хозяйственно-бытовых нужд АЗС (санузел, мытье посуды, уборка помещения). Объем добытой воды из скважины за 2 квартал 2012 составил - 0, 120 тыс. м3, за 3 квартал 2012 составил - 0, 154 тыс. м3. Водоизмерительный прибор на скважине не установлен. Лицензия на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод на артезианскую скважину, расположенную на территории АЗС N 154 принадлежащую ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" отсутствует.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 20.12.2012 в отношении общества протокола об административном правонарушении, по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 25.12.2012 административным органом вынесено оспариваемое постановление N 341 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 1.000.000 руб.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 11 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 800.000 руб. до 1.000.000 руб.
Удовлетворяя требования общества о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области от 25.12.2012 N 341, суд первой инстанции, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, установив обстоятельства, входящие в предмет доказывания, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации исходил из незаконности и необоснованности постановления о привлечении общества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене судебного акта, вынесенного с соблюдением требований ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при правильном применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
В соответствии со ст. 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1.3 Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 по применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.1994 N 583) не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
Это относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов.
Таким образом, ст. 19 Закона "О недрах" и п. 1.3 Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 закреплено право заявителя, как землепользователя земельного участка по адресу: Брянская область, Брасовский район, 442 км. + 950 м. ориентир д. Погребы, без получения лицензии на право пользования недрами осуществлять устройство и эксплуатацию малодебитного шахтного колодца.
При привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях исключения обстоятельств установленных ст. 19 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" административный орган обязан проверить и установить на какой от поверхности горизонт устроен шахтный колодец заявителя; является ли водоносный горизонт, на который устроен шахтный колодец источником централизованного водоснабжения.
Указанные обстоятельства административным органом не установлены.
Ссылка административного органа на отсутствие указаний о первом водоносном горизонте в паспорте шахтного колодца как на доказательство устройства указанных колодцев с нарушением действующего законодательства, необоснованна, поскольку действующим законодательством не установлено требований к содержанию паспортов шахтных колодцев.
Шахтный колодец на АЗС N 154, как инженерное сооружение, не относящееся к централизованной системе водоснабжения (это - комплекс устройств и сооружений для забора, подготовки, хранения питьевой воды, ее подачи к местам расходования и открытый для общего пользования гражданами и (или) юридическими лицами), представляет собой источник водоснабжения, обработки и подачи воды исключительно для бытовых нужд работников АЗС.
Указания административного органа на сведения налогового органа об уплате заявителем водного налога, не может являться доказательством наличия в действиях ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" состава вменяемого административного правонарушения, так как сама уплата налога без установления названных обстоятельств не свидетельствует об использовании заявителем скважины, при эксплуатации которой необходимо наличие лицензии.
Пунктом 14 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Пунктом 3.5 санитарных правил 2.2.1.1312-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.04.2003 N 88 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03" установлено, что не допускается размещать новые производственные объекты на рекреационных территориях (водных, лесных, ландшафтных), в зонах санитарной охраны источников водоснабжения, водоохранных и прибрежных зонах рек, морей, охранных зонах курортов.
АЗС N 154 построено и введено в эксплуатацию в соответствии с требованиями действующего законодательства. При разработке проектной документации, строительстве и вводе в эксплуатацию контролирующими органами проведена экспертиза предоставленных документов и подтверждено отсутствие ограничений и нарушений.
Сведений о том, что АЗС расположена в санитарной зоне охраны источника водоснабжения у Погребской сельской администрации Брянской области не имеется, что подтверждено разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 05.12.2010.
Доказательств использования извлекаемой воды для продажи населению с целью употребления им в качестве питьевой воды, не представлено.
Согласно п. 1.3 Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 по применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.1994 N 583)" не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
Таким образом, ст. 19 Закона "О недрах", п. 2 Порядка от 02.12.2009 N 1061/51 и п.1.3 Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 закреплено право собственника земельного участка, без получения лицензии на право пользования недрами, осуществлять устройство и эксплуатацию шахтного колодца для хозяйственно-питьевого водоснабжения работников.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Кроме того, в ходе судебного заседания установлено, что при проведении осмотра в ходе контрольных мероприятий представители заявителя участие не принимали, понятые не привлекались.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы 16.04.2013 по делу N А40-5894/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.