г.Москва |
|
5 июля 2013 г. |
Дело N А40-152282/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФГУП "УПП при Спецстрое России", Росимущество, Спецстрой России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2013 по делу N А40-152282/2012, принятое судьей Поляковой А.Б.
по заявлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, 109012, г. Москва, Никольский пер., д. 9)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве (107139, г. Москва, Орликов пер., д. 3, к. Б)
третьи лица: 1)ФГУП "УПП при Спецстрое России"; 2)Федеральное агентство специального строительства; 3)ООО "АДМ"; 4)ООО "ПСФ Крост"
о признании незаконными распоряжения от 05.12.2011 1667 "О приватизации находящихся в собственности РФ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "АМД"
при участии:
от заявителя: |
Гордеева С.А., по доверенности от 17.07.2012 N 05-19/25897 |
от ответчика: |
Носова О.Е., по доверенности от 11.03.2013 N Д-174; Артемьева Х.С.. по доверенности от 24.12.2012 N ОД-16/59218 |
от третьего лица: |
1) Антипова Т.Ю.. по доверенности от 15.01.2013 N 70/1-14; Кандалинцева Т.В.. по доверенности от 15.01.2013 N 70/1-15 2) Кравченко Е.В.. по доверенности от 04.06.2013 N 9/4402 3) Вечкасова Е.А.. по доверенности от 26.06.2013; Онищенко К.В.. по доверенности от 10.09.2012 4) Вечкасова Е.А.. по доверенности от 21.06.2013; Онищенко К.В.. по доверенности от 10.09.2012 |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - Территориальное управление Росимущества в городе Москве) от 05.12.2011 N 1666 "О приватизации находящихся в собственности Российской Федерации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "ПСФ "Крост", от 05.12.2011 N 1667 "О приватизации находящихся в собственности Российской Федерации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "АДМ".
В обоснование заявленных требований Росимуществом указано на то, что оспариваемые распоряжения приняты Территориальным управлением Росимущества в городе Москве с превышением своих полномочий; раздел земельного участка с кадастровым номером 77:09:010222:021, в результате которого стало возможным издание оспариваемых распоряжений, был осуществлен с нарушением законодательства, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФГУП "УПП при Спецстрое России"; Федеральное агентство специального строительства; ООО "АДМ"; ООО "ПСФ Крост".
Решением суда от 22.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель и третьи лица (ФГУП "УПП при Спецстрое России"; Федеральное агентство специального строительства) обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Ответчик отзывы на апелляционные жалобы не представил, в суде апелляционной инстанции поддержал требования заявителя и третьих лиц (ФГУП "УПП при Спецстрое России", Федеральное агентство специального строительства), указав на то, что оспариваемые распоряжения им были приняты с превышением своих полномочий, просил решение суда отменить, а апелляционные жалобы удовлетворить.
Третьи лица (ФГУП "УПП при Спецстрое России", Федеральное агентство специального строительства) отзывы на апелляционные жалобы не представили, в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали требования заявителя, указав на то, что земельные участки не подлежали приватизации в связи с нахождением на них объекта гражданской обороны, просили решение суда отменить, а апелляционные жалобы удовлетворить.
Третьи лица (ООО "ПСФ Крост" и ООО "АДМ") представили отзыв и письменные пояснения на апелляционные жалобы, в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая, что Территориальное управление Росимущества в городе Москве действовало в пределах предоставленных ему полномочий, заявили о пропуске Росимуществом предусмотренного законом трехмесячного срока для обращения в суд с требованием об оспаривании ненормативных правовых актов органа государственной власти, просили решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 28.12.2010 по результатам аукциона между ФГУП "УПП при Спецстрое России" (в лице председателя ликвидационного комиссии предприятия) и ООО "ПСФ "Крост" заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N 1/ЮР-10, согласно которому ООО "ПСФ "Крост" приобрело нежилые здания, расположенные по адресам: г. Москва ул.Адмирала Макарова, 6 стр.3 (общей площадью 2 918, 1 кв.), г. Москва ул. Адмирала Макарова, 6 стр.13 (общей площадью 5 852 кв.м.). Также, 29.06.2011 по результатам аукциона между ФГУП "УПП при Спецстрое России" (в лице председателя ликвидационного комиссии предприятия) и ООО "ПСФ "Крост" заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N 1/ЮР-11, согласно которому ООО "АДМ" приобрело нежилые здания, расположенные по адресам: г.Москва ул.Адмирала Макарова, 6 стр.4 (общей площадью 1 662, 1 кв.м.); г.Москва ул.Адмирала Макарова, 6 стр.6 (общей площадью 457, 5 кв.м); г.Москва ул.Адмирала Макарова, 6 стр.9 (общей площадью 894 кв.м); г.Москва ул.Адмирала Макарова, 6 стр.12 (общей площадью 1 123, 3 кв.м); г.Москва ул.Адмирала Макарова, 6 стр.14 (общей площадью 185, 7 кв.м); г.Москва ул.Адмирала Макарова, 6 стр.20 (общей площадью 465, 9 кв.м).
На момент приобретения ООО "ПСФ "Крост" и ООО "АДМ" указанных выше объектов недвижимого имущества, данные объекты располагались на федеральном земельном участке с кадастровым номером 77:09:010222:021. В результате приобретения Обществами указанных выше зданий в декабре 2010 года и в июне 2011 года, на федеральном земельном участке с кадастровым номером 77:09:010222:021 стали располагаться объекты недвижимого имущества, принадлежащие трем разным правообладателям - ООО "ПСФ "Крост", ООО "АДМ", Российская Федерация (как собственник) и ФГУП "УПП при Спецстрое России" (как правообладатель на праве хозяйственного ведения).
ООО "ПСФ "Крост" 18.02.2011 обратилось в Росимущество с заявлением о проведении межевания земельного участка, необходимого для использования ранее приобретенных Обществом объектов недвижимости, в целях последующего оформления земельно-правовых отношений (в виде долгосрочного договора аренды или выкупа в собственность).
В связи с этим, 24.03.2011 Росимуществом принято решение о даче Территориальному управлению Росимущества в городе Москве соответствующего поручения на подготовку технического задания на межевание земельного участка.
ООО "ПСФ "Крост" 03.10.2011 обратилось в Территориальное управление Росимущества в городе Москве с заявлением о проведении согласования задания на выполнение кадастровых работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером 77:09:010222:021 (г.Москва ул.Адмирала Макарова, 6).
В связи с этим, Территориальным управлением Росимущества в городе Москве подготовлено задание на проведение кадастровых работ по разделу федерального земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:21, а также по выполнению кадастровых работ по выносу в натуру и закрепление на местности границ 3 земельных участков, образованных в результате раздела федерального земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:21 с учетом нахождения на земельных участках объектов недвижимого имущества, принадлежащих правообладателям ООО "ПСФ "Крост", ООО "АДМ", Российская Федерация.
По результатам выполнения землеустроительных работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:21, находящегося в собственности Российской Федерации, 21.10.2011 вновь образованные в результате такого раздела земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров: 77:09:0001022:1002 (земельный участок, на котором располагались объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "АДМ"), 77:09:0001022:1003 (земельный участок, на котором располагались объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "ПСФ "Крост"), 77:09:0001022:1004 земельный участок на котором располагались объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и закрепленные за ФГУП "УПП при Спецстрое России" на праве хозяйственного ведения) и закреплены распоряжением Территориального управления Росимущества в городе Москве N 1548 от 08.11.2011 "О разделе федерального земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва ул.Адмирала Макарова, влад.6".
ООО "АДМ" и ООО "ПСФ "Крост" 07.11.2011 обратились в Территориальное управление Росимущества в городе Москве с заявлениями о выкупе в порядке ст. 36 ЗК РФ земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001022:1002, 77:09:0001022:1003, необходимых для эксплуатации принадлежащих данным обществам объектов недвижимости (строения N 3, N13, принадлежащие на праве собственности ООО "ПСФ "Крост" и расположенные на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001022:1003; строения NN 4, 6, 9, 12, 14, 20, принадлежащие на праве собственности ООО "АДМ" и расположенные на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001022:1002).
По результатам рассмотрения заявления ООО "ПСФ "Крост" Территориальным управлением Росимущества в городе Москве 05.12.2011 принято распоряжение N 1666 "О приватизации находящихся в собственности Российской Федерации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "ПСФ "Крост". На основании указанного распоряжения 06.12.2011 между Территориальным управлением Росимущества в городе Москве и ООО "ПСФ "Крост" заключен договор купли-продажи N Д-22/14-з, в соответствии с которым ООО "ПСФ"Крост" приобрело в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001022:1002, и 29.12.2011 переход права собственности к ООО "ПСФ "Крост" на приобретенный обществом земельный участок зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
По заявлению ООО "АДМ" 05.12.2011 Территориальным управлением Росимущества в городе Москве принято распоряжение N 1667 "О приватизации находящихся в собственности Российской Федерации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "АДМ". На основании указанного распоряжения 06.12.2011 между Территориальным управлением Росимущества в городе Москве и ООО "АДМ" заключен договор купли-продажи N Д-22/13-з, в соответствии с которым ООО "АДМ" приобрело в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001022:1003. Переход права собственности к ООО "АДМ" на приобретенный обществом земельный участок 29.12.2011 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом полагая, что указанные распоряжения Территориального управления Росимущества в городе Москве приняты с превышением полномочий, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжений незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) установлено, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Исходя из п.4 указанного Положения следует, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно п.1 Положения о Территориальном управлении Росимущества в городе Москве, утвержденному приказом Росимущества от 05.03.2009 N 67 (с изменениями и дополнениями, действующими на момент принятия оспариваемых в заявлении распоряжений), территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию
государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Территориальное управление Росимущества в городе Москве осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (п.4.1 названного положения).
Пунктом 4.6 указанного положения к полномочиям Территориального управления Росимущества в городе Москве отнесено заключение в установленном порядке договоров купли-продажи федерального и иного имущества, обеспечение передачи прав собственности на это имущество.
Заявитель в обоснование своих требований ссылался на то, что площадь проданных на основании оспариваемых распоряжений земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001022:1002, 77:09:0001022:1003 превышала 1 гектар, при том продажа таких земельных участков согласно Положению о Росимуществе, Положению о ТУ Росимущества в городе Москве находится в исключительной компетенции ТУ Росимущества.
Вместе с тем, Арбитражный суд города Москвы при рассмотрении данного дела обоснованно отклонил данный довод по тем основаниям, что норма об исключительной компетенции Росимущества при продаже федеральных земельных участков на территории города Москвы площадью свыше 1 гектара была введена только 31.01.2012, когда был издан Приказ Росимущества N 16, то есть после принятия оспариваемых распоряжений (которые были изданы 05.12.2011), что свидетельствует о неприменимости указанной нормы.
Таким образом, в соответствии с изложенным следует прийти к выводу о том, что конечным исполнителем государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, является именно Территориальное управление Росимущества в городе Москве. Следовательно, ТУ Росимущество в городе Москве не превысило свои полномочия при издании 05.12.2011 оспариваемых распоряжений. Доводов заявителя о том, что у ТУ Росимущества в г. Москве отсутствовало соответствующее поручение Росимущества отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
24.03.2011 Росимущество направило в адрес ТУ Росимущества в городе Москве поручение N ПП-10/7902 о подготовке технического задания на проведение в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:21 межевых работ по его разделу на три самостоятельных земельных участков в связи с нахождением на нем объектов недвижимости, принадлежащих трем разным правообладателям - ООО "ПСФ "Крост", ООО "АДМ", Российской Федерации (ФГУП "УПП при Спецстрое России") (т. 1 л.д. 45). При этом, направлению данного поручения предшествовало заявление ООО "ПСФ "Крост" от 18.02.2011 N 370/2-11, где ООО "ПСФ "Крост" просило о разрешении межевания федерального земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:21 для последующего оформления земельно-правовых отношений (долгосрочный договор аренды или выкуп в собственность) одного из вновь образованного в результате раздела земельного участка (т. 1 л.д. 44).
Принимая во внимание тот факт, что по состоянию на 24.03.2011 ФГУП "УПП при Спецстрое России" находилось в стадии ликвидации (ликвидация была завершена только 15.09.2011) следовательно Росимущество удовлетворило заявленные требования общества как на раздел федерального земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:21, так и на последующую реализацию образованных в результате раздела земельных участков.
Суд первой инстанции правильно оценил представленные в дело доказательства. Оснований для переоценки данных доказательств не имеется.
Кроме того, наличие или отсутствие поручения Росимущества в адрес соответствующего территориального управления на приватизацию земельных участков в порядке ст.36 ЗК РФ не может свидетельствовать о незаконности изданных соответствующим территориальным органом Росимущества ненормативно-правовых актов о приватизации в порядке ст.36 ЗК РФ федеральных земельных участков.
Кроме того, факт наличия надлежащих полномочий ТУ Росимущества в городе Москве при принятии оспариваемых распоряжений в настоящее время установлен в преюдициальном порядке вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2011 года по делу А40-105885/12 (т. 1 л.д. 124).
Таким образом, с учетом норм Положений о Росимуществе, ТУ Росимущества в городе Москве; имеющегося поручения Росимущества в адрес ТУ Росимущества в городе Москве от 24.03.2011; вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы о надлежащей компетенции ТУ Росимущества в городе Москве при принятии 08.11.2011, 05.12.2011 распоряжений N N 1548, 1666, 1667 суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии надлежащей компетенции у ТУ Росимущества в городе Москве на принятие оспариваемых распоряжений и отклонил соответствующие доводы заявителя Росимущества, третьих лиц ФГУП "УПП при Спецстрое России", Федерального агентства специального строительства.
В своей апелляционной жалобе заявитель ссылается на необоснованный вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока для обращения в суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В обоснование своей позиций Росимущество ссылается на письменные объяснения, которым, по его мнению, суд первой инстанции, не дал никакой оценки.
Суд апелляционной инстанции считает, что данные доводы Росимущества являются несостоятельными в силу следующего.
Исходя из объяснений заявителя следует, что об оспариваемых распоряжениях ему стало известно только 15.10.2012, когда ТУ Росимущества в городе Москве направило в адрес Росимущества письмо N ИР-22-08/2970. До этого времени Росимущество не было осведомлено о принятии оспариваемых распоряжений.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что о принятии оспариваемых распоряжений заявитель должен был узнать не позднее июня 2012 года, поскольку вопросы, связанные с разделом находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:21, а также с приобретением ООО "АДМ" и ООО "ПСФ "Крост" права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 77:09:0001022:1002, 77:09:0001022:1003 на основании оспариваемых распоряжений от 05.12.2011 N N 1666, 1667 рассматривались в рамках рассмотрения дела А40-64504/12 (по заявлению ФГУП "УПП при Спецстрое России" о признании недействительным распоряжения ТУ Росимущества в городе Москве от 08.11.2011 N 1548 "О разделе федерального земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва ул.Адмирала Макарова, вл.6"). В рамках рассмотрения данного дела принимал участие представитель Росимущества, который был осведомлен об имеющихся в деле доказательствах, в частности об оспариваемых в рамках настоящего дела распоряжениях.
О данном факте свидетельствуют как решение Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2012 по делу А40-64504/12, так и протоколы судебных заседаний, представленные в материалы дела.
Кроме того, 14.02.2012 в Управлении имущества силовых ведомств, правоохранительных и судебных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом было проведено совещание, в котором принимали участие представители Росимущества, ТУ Росимущества в городе Москве, Федерального агентства специального строительства, Управления Росреестра в городе Москве и обсуждали ситуацию, сложившуюся после раздела земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:21 на три отдельных земельных участка, а также в связи с приобретением ООО "ПСФ "Крост" и ОО "АДМ" земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001022:1002, 77:09:0001022:1003 (основаниями для приобретения которых являлись помимо прочего оспариваемые распоряжения). Вышеизложенное свидетельствует о том, что о принятии оспариваемых распоряжений Росимущество узнало не позднее 14.02.2012, а также дополнительно подтверждает правильность сделанного судом первой инстанции вывода о пропуске заявителем установленного ч.4 ст. 198 АПК РФ срока для обращения в суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В своей апелляционной жалобе ФГУП "УПП при Спецстрое России" приводит довод о том, что суд первой инстанции необоснованно дал оценку законности распоряжения ТУ Росимущества в городе Москве от 08.11.2011 N 1548 "О разделе федерального земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва ул.Адмирала Макарова, вл.6" с учетом того, что указанное распоряжение не являлось предметом заявленных требований, а рассматривается в рамках другого дела (A40-64504|l2), с которым нельзя согласиться в связи со следующим.
Как следует из заявления Росимущества, одним из оснований, по которым заявитель просил суд признать недействительными распоряжения ТУ Росимущества в городе Москве от 05.12.2011 N N 1666, 1667 являлась незаконность проведенного раздела федерального земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:21. Результаты проведенного раздела вышеуказанного земельного участка были зафиксированы в распоряжении N 1548 от 08.11.2011. Кроме того, на незаконность раздела и, как следствие, распоряжения ТУ Росимущества в городе Москве N 1548 от 08.11.2011, ссылались и третьи лица ФГУП "УПП при Спецстрое России", Федеральное агентство специального строительства.
В своей апелляционной жалобе ФГУП "УПП при Спецстрое России", также ссылается на неправомерное отклонение судом первой инстанции доводов Росимущества и ФГУП "УПП при Спецстрое России" относительно нарушения прав ФГУП "УПП при Спецстрое России" оспариваемыми распоряжениями.
В обоснование своей позиции указывает на то, что в результате проведения раздела федерального земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:21, а также в результате последующего приобретения ООО "ПСФ "Крост" и ООО "АДМ" земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001022:1002, 77:09:0001022:1003 на основании оспариваемых распоряжений ФГУП "УПП при Спецстрое России" лишилось возможности проезда и прохода к принадлежащим им на праве хозяйственного ведения объектов недвижимости; строение N 15 (очистные сооружения) не вошло в границы вновь образованных в результате раздела земельных участков; подземная часть объекта гражданской обороны (строение N 11) оказалась на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001022:1002.
По данным доводам суд первой инстанции в полном объеме дал оценку всем доказательствам, представленным в материалы дела.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб в данной части по сути направлены на переоценку сделанных судом первой инстанции выводов и доказательств.
Участвующими в деле лицами не оспаривается тот факт, что на момент проведения кадастровых работ по разделу федерального земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:21 строение 15 (очистные сооружения) не входило в границы данного земельного участка. Вышеизложенное свидетельствует о правильности вывода Арбитражного суда города Москвы об отсутствии причинно-следственной связи между принятием оспариваемых распоряжений и тем, что строение 15 оказалось вне земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:21, а впоследствии - вне земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:1004.
Кроме того, право хозяйственного ведения на строение N 15 было зарегистрировано за ФГУП "УПП при Спецстрое Росси" только 06.08.2012 (свидетельство от 06.08.2012 N 77-АО 168665).
Согласно ч. 2 ст.8.1 ГК РФ право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр. Таким образом, право хозяйственного ведения на указанный выше объект недвижимости возникло у ФГУП "УПП при Спецстрое России" только 06.08.2012, то есть после издания оспариваемых распоряжений, что дополнительно подтверждает отсутствие нарушения прав и законных интересов предприятия в данной части.
Также не являются обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что в результате проведенного раздела и принятия оспариваемых распоряжений части строение N 11 (объекта гражданской обороны) оказались на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001022:1002, который был впоследствии приобретен ООО "АДМ" в порядке ст.36 ЗК РФ. Доводы апелляционных жалоб в указанной части противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, в частности, техническому плану земельного участка, исходя из которого следует, что в результате проведенного раздела строение N 11 полностью вошло в состав земельного учаерса с кадастровым номером 77:09:0001022:1004, находящегося в федеральной собственности (том N 4 л.д.36).
Ссылка на то, что в результате раздела и принятия оспариваемых распоряжений ФГУП "УПП при Спецстрое России" лишилось доступа к принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения объектам недвижимости также является несостоятельной, поскольку как установлено Арбитражным судом города Москвы доступ на территорию федерального земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:1004, где расположены принадлежащие ФГУП "УПП при Спецстрое России" на праве хозяйственного ведения объекты недвижимости, осуществляется как со стороны улицы Адмирала Макарова, так и со стороны улицы Выборгская (том N 4 л.д.36).
Возражения ФГУП "УПП при Спецстрое России" о том, что ширина проезда на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001022:1004, организованная со стороны улицы Адмирала Макарова, составляет менее 4, 5 метров, не могут приниматься во внимание, поскольку данный проезд в соответствии с проведенным разделом полностью вошел в состав земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:1004, при этом проведенный раздел и издание оспариваемых распоряжений никаким образом не повлияли на ширину указанного проезда.
В своей апелляционной жалобе Росимущество указывает о неприменении судом первой инстанции норм, подлежащих применению - в частности ст.27 ЗК РФ, согласно которой к землям, изъятым из оборота относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Руководствуясь указанной выше нормой, а также ссылаясь на то обстоятельство, что на федеральном земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001022:21 располагается объект гражданской обороны - убежище, заявитель делает вывод о том, что земельный участок изъят из оборота, что, по его мнению, не было учтено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает указанные доводы необоснованными в связи со следующим.
Заявитель не уточняет, какой именно земельный участок изъят из оборота с учетом того, что в рамках рассматриваемого дела фигурируют несколько земельных участков - земельные участки с кадастровыми номерами 77:09:0001022:1002, 77:09:0001022:1003, 77:09:0001022:1004.
Как следует из материалов дела, на момент приобретения ООО "ПСФ "Крост" и ООО "АДМ" объектов недвижимого имущества (продажа которых осуществлялась в связи с проведением в отношении ФГУП "УПП при Спецстрое России" ликвидационных мероприятий), указанные объекты располагались на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001022:21. После приобретения ООО "ПСФ "Крост" и ООО "АДМ" данных объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001022:21 продолжали находиться объекты недвижимости, принадлежащие на праве хозяйственного ведения ФГУП "УПП при Спецстрое России" и не реализованные при проведении ликвидационных процедур. Одним из таких объектов являлось строение N 11.
В соответствии с техническим планом земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001022:1002, 77:09:0001022:1003. 77:09:0001022:1004 в границах указанных земельных участков оказались только те объекты недвижимости, которые были приобретены ООО "ПСФ "Кроет" и ООО "АДМ" в ходе ликвидационных мероприятий в отношении ФГУП "УПП при Спецстрое России" (строения N N , 4, 6, 9, 12, 13, 14, 20). Иные объекты, которые не принадлежали ООО "ПСФ "Крост" и ООО "АДМ", в том числе строение, N 11, не вошли в границы земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001022:1002, 77:09:0001022:1003, а вошли в полном объеме в границы земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001022:1004, находящегося в федеральной собственности. Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами 77:09:0001022:1002, 77:09:0001022:1003 не были ограничены в обороте, в связи с чем могли быть приобретены ООО "ПСФ "Кроет" и ООО "АДМ" в порядке ст.36 ЗК РФ.
Указанным выше обстоятельствам в полной мере дана оценка в решении суда первой инстанции. Оснований для переоценки данных обстоятельств не имеется.
Как следует из оспариваемых распоряжений, а также из других имеющихся в деле доказательств, данные распоряжения являлись основанием для заключения между ТУ Росимуществом в городе Москве и ООО "ПСФ "Крост" договоров N N Д-22/13з, Д-22/14з от 6 декабря 2011 года, в соответствии с которыми ООО "ПСФ "Крост" и ООО "АДМ" стали собственниками земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001022:1002, 77:09:0001022:1003. Заявляя требования о признании недействительными распоряжений NN 1666, 1667 от 05.12.2011, Росимущество по сути пытается оспорить зарегистрированные права ООО "ПСФ "Крост" и ООО "АДМ" на указанные выше земельные участки.
Вместе с тем, в соответствии с п. 56 постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
С учетом изложенного, а также с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2012 по делу А40-105885/2012, которым была установлена действительность договоров купли-продажи N N Д-22/13з, Д-22/14з от 06.12.2011, а также надлежащие полномочия ТУ Росимущества в городе Москве при принятии решений о выкупе в порядке ст. 36 ЗК РФ земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001022:1002, 77:09:0001022:1003, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что признание недействительными оспариваемых распоряжений в совокупности с недоказанностью превышения полномочий ТУ Росимущества в городе при их принятии не будет иметь для заявителя самостоятельного значения, что свидетельствует о выборе заявителем ненадлежащего способа защиты гражданских прав.
Заявители апелляционных жалоб не представили доказательств фактического нарушения их прав, не доказали, какие их права могут быть восстановлены путем подачи иска о признании распоряжений ответчика недействительными.
Оспариваемые распоряжения не создают заявителям апелляционных жалоб препятствий для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционных жалоб, однако они не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.02.2013 по делу N А40-152282/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М.Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152282/2012
Истец: Росимущество, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в г. Москве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве
Третье лицо: ООО "АДМ", ООО "ПСФ Крост", ФГУП "УПП при Спецстрое России", Федеральное агенство специального строительства, Федеральное агентсво специального строительства