г. Вологда |
|
29 ноября 2007 г. |
Дело N А05-9235/2007 |
Резолютивная часть постановления вынесена 22 ноября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2007 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Магановой Т.В., Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 сентября 2007 года по делу N А05-9235/2007 (судья Пигурнова Н.И.),
установил:
открытое акционерное общество "Архангельский траловый флот" (далее - общество, ОАО "Архангельский траловый флот") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее - управление, управление Росфиннадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 16.08.2007 N 11-07/92-ФС о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28 сентября 2007 года по делу N А05-9235/2007 в удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене постановления от 16.08.2007 N 11-07/92-ФС отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на то, что несвоевременное представление уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций, а именно, справки о подтверждающих документах, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Управление Росфиннадзора в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, главным контролером-ревизором отдела валютного контроля управления Росфиннадзора проведена проверка соблюдения обществом валютного законодательства, по результатам которой составлен акт от 29.06.2007, вынесено определение от 01.08.2007 N 21 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проверки установлено, что 09.10.2006 между ОАО "Архангельский траловый флот" (фрахтователь) и фирмой "NORDSTAR LLC", США (судовладелец) заключен контракт (Всеобщий универсальный чартер) N 09/10/06.
Контрактом предусмотрены следующие условия: ставка фрахта равна 95 долларам США за 1 нетто-тонну на условиях LIFO; размер груза около 450 тонн +/-5% мороженой рыбы в коробах (как часть груза); оплата фрахта производится в размере 100% в течение трех банковских дней после окончания погрузки, но в любом случае фрахт должен быть получен до начала выгрузки; портом или местом погрузки является открытая часть Норвежского моря или район о. Медвежий в зависимости от погодных условий в опционе судовладельца с одного траулера АТФ М-0047.
11 октября 2006 года общество оформило паспорт сделки N 0610001/2989/0001/4/0, который зарегистрирован и принят на обслуживание в уполномоченном банке - ОАО "Фондсервисбанк", Архангельский филиал.
22 декабря 2006 года общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах по ПС N 0610001/2989/0001/4/0 по выполненным работам с приложением подтверждающего документа - счета фирмы "NORDSTAR LLC" N 10/10/2006-1 на сумму 42558, 55 доллара США.
Сторонами по факту выполнения работ, оказания услуг подписан Генеральный акт от 17.10.2006.
По мнению управления Росфиннадзора, обществом нарушены требования подпункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ), пункты 2.1, 2.2, 2.4 положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П), поскольку подтверждающие документы и справка представлены в уполномоченный банк 22.12.2006 вместо 16.11.2006, то есть не в установленный срок.
По факту правонарушения в отношении общества главным контролером-ревизором отдела валютного контроля управления Росфиннадзора составлен протокол от 08.08.2007 N 11.
Рассмотрев протокол от 08.08.2007 N 11 и материалы дела об административном правонарушении, исполняющий обязанности руководителя управления Росфиннадзора принял постановление от 16.08.2007 N 11-07/92-ФС о назначении административного наказания, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Суд первой инстанции посчитал, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Указанный вывод является ошибочным по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления Банком России не установлены.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 171-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Частью 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ определено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, - Правительством Российской Федерации; для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.
Названный порядок установлен Банком России в Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция Банка России от 15.06.2004 N 117-И) и Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденным Центральным Банком Российской Федерации 01.06.2004 N 258-П.
Согласно пункту 10 части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ к документам и информации, связанным с проведением валютных операций, отнесена справка о валютной операции. Данная справка в соответствии с абзацем 2 пункта 1.2 Инструкции Банка России от 16.06.2004 N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида также относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Таким образом, нормативными актами Банка России вышеуказанные справки не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Поскольку справка о подтверждающих документах не относится к формам учета и отчетности по валютным операциям, то вывод управления о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившего в несоблюдении установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, является ошибочным.
На основании изложенного постановление от 16.08.2007 N 11-07/92-ФС о назначении административного наказания является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.09.2007 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет с управления не взыскивается.
Руководствуясь статьей 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 сентября 2007 года по делу N А05-9235/2007 отменить, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" - удовлетворить.
Постановление территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области от 16.08.2007 N 11-07/92-ФС о признании открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей признать незаконным и отменить полностью.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Маганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9235/2007
Истец: ОАО "Архангельский траловый флот"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Архангельской области