г. Владимир |
|
08 июля 2013 г. |
Дело N А39-5113/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2013 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Тарасовой Т.И., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акимовой Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика (заявителя) - Министерства финансов Республики Мордовия - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела;
от истца - открытого акционерного общества "Содружество" - Комарова Р.В. и Турашевой Е.Г. по доверенности от 09.01.2013 сроком действия до 31.12.2013;
от ответчика - Государственного комитета Республики Мордовия по транспорту - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.04.2013 по делу N А39-5113/2012, принятое судьей Горностаевой Т.М.
по иску открытого акционерного общества "Содружество" (ОГРН 1091690049791, ИНН 1655182480) к Государственному комитету Республики Мордовия по транспорту (ОГРН 1091326001722, ИНН 1326211538) и Министерству финансов Республики Мордовия о возмещении убытков в размере 9 001 200 руб., возникших в результате оказания услуг по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Содружество" (далее - ОАО "Содружество") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к Государственному комитету Республики Мордовия по транспорту (далее - Госкомитет РМ по транспорту), Министерству финансов Республики Мордовия (далее - Минфин РМ) о возмещении убытков в размере 9 001 200 руб., возникших в результате оказания услуг по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам за 2011 год.
Исковые требования основаны на статьях 709, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы неисполнением Республикой Мордовии обязательств по возмещению перевозчику потерь в доходах, возникших в результате осуществления перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2011 году по урегулированным тарифам.
Ответчик - Минфин РМ иск не признал.
Ответчик - Госкомитет РМ по транспорту с исковыми требованиями не согласен.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.04.2013 по делу N А39-5113/2012 исковые требования ОАО "Содружество" удовлетворены: с Минфина РМ за счет казны Республики Мордовия в пользу истца взысканы убытки в размере 9 001 200 руб.
Не согласившись с принятым решением, Минфин РМ обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пунктов 1, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, истцом не доказано наличие вреда. Ссылаясь на Закон Республики Мордовия от 27.12.2010 N 100-З "О бюджете Республики Мордовия на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и Правила предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта, заявитель утверждает, что объем денежных средств, предусмотренных на эти цели, выплачен истцу в полном объеме.
Представители заявителя и ответчика - Госкомитета РМ по транспорту в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании и в отзыве от 07.06.2013 против доводов апелляционной жалобы возражал, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заявителя и ответчика (Госкомитета РМ по транспорту) по имеющимся доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Установлено, что 28.03.2011 Госкомитет РМ по транспорту и ОАО "Содружество" заключили договор N 04-03 об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Республики Мордовия и о предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов в связи с оказанием указанных услуг.
Согласно пунктам 1.2 и 1.3 договора ОАО "Содружество" взяло на себя обязанность обеспечить транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Мордовия, а Госкомитет РМ по транспорту должен был обеспечить предоставление ОАО "Содружеству" субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате оказания услуг по перевозке пассажиров по регулируемым тарифам.
Постановлением Правительства РМ от 27.06.2011 N 231 установлен тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемую истцом на территории Республики Мордовия, в размере 9 руб. за одну десятикилометровую зону.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, относится и реализация субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. При реализации субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, у последнего возникает обязанность по возмещению перевозчику убытков за счет средств бюджета субъекта РФ.
Право транспортной организации на возмещение расходов за счет средств соответствующего бюджета в связи с предоставлением льгот по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа гарантировано частью 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанная правовая норма корреспондирует с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в соответствии с которым потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В названный Перечень включены перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами), при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
Во исполнение предусмотренных действующим законодательством положений, Постановлением Правительства Республики Мордовия от 27.06.2011 N 231 утверждены тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В соответствии со статьями 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, заявляющее требование о взыскании убытков, должно доказать факт причинения вреда, причинную связь между действиями (бездействием) ответчика и понесенными убытками, а также подтвердить размер убытков.
С учетом фактического возмещения из республиканского бюджета Республики Мордовия 846,0 тыс. руб., суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что указанный объем переданных средств не покрыл расходы истца по предоставлению льгот по перевозке пассажиров.
В соответствии с представленными в материалы дела платежными поручениями, сумма убытков истца составила 9 001 200 руб. Данный расчет приведен в аудиторском заключении от 28.05.2012, составленном ООО "Научно-консалтинговый центр "Аудитор-Ч" по проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Содружество" за 2011 год на предмет достоверности расчета потерь в доходах, возникающих в результате регулирования тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров поездами пригородного сообщения по Республике Мордовия".
Расчет суммы убытков судом апелляционной инстанции проверен и признан правильным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве субъектов гражданского права определены Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным после 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам услуг, судам необходимо иметь в виду, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничивают полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливают принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ответственность за причиненный заявителю внедоговорный вред в части компенсации предоставленного льготного проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2011 году по урегулированным тарифам возлагается на Республику Мордовию.
Доводы апелляционной жалобы Минфина РМ не содержат фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Республики Мордовия. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве безусловного основания для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.04.2013 по делу N А39-5113/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-5113/2012
Истец: ОАО "Содружество"
Ответчик: Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту, Министерство финансов Республики Мордовия