г. Вологда |
|
22 ноября 2007 г. |
N А05-8151/2007 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Виноградовой Т.В., Магановой ТВ.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Панфиловой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион-С" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 сентября 2007 года (судья Бабичев О.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Регион-С" (далее - ООО "Регион-С", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному образованию "Город Северодвинск" (далее - МО "Город "Северодвинск") о признании недействительным постановления мэра город Северодвинска от 30.07.2007 N 217 в части отмены пункта 2 постановления мэра города Северодвинска от 27.12.2006 N 1/526 "О земельных участках для жилищного строительства".
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.09.2007 по делу N А05-8151/2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.09.2007, принять по делу новый судебный акт. В обоснование ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что оспариваемое постановление нарушает права общества в сфере экономической деятельности, что подтверждается материалами дела. Податель жалобы указывает, что процедура предоставления ООО "Регион-С" земельного участка началась до введения в действие статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем проведение аукциона не требовалось. Кроме того, общество ссылается на нарушение судом первой инстанции правила о тайне совещания судей при принятии решения.
МО "Город Северодвинск" в отзыве на апелляционную жалобу считает свои действия по вынесению постановления от 30.07.2007 N 217 правомерными, совершенными в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене.
Как усматривается из материалов дела, 27.12.2006 мэром города Северодвинска было издано постановление N 1/526 "О земельных участках для жилищного строительства" (далее - постановление N 1/526), согласно пункту 2 которого обществу в аренду для строительства многоэтажного жилого дома в квартале N 89 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 29:28:103089:0033.
Постановлением мэра города Северодвинска от 30.07.2007 N 217 (далее - постановление N 217) отменен пункт 2 постановления N 1/526.
Считая данное постановление незаконным, ООО "Регион-С" обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что оспариваемое постановление противоречит статье 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данный вывод является правильным по следующим основаниям.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -Земельный кодекс) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется в собственность и исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 30 Кодекса.
С предварительным согласованием мест размещения объектов предоставление земельных участков для строительства осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
При этом установлен следующий порядок: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В соответствие со статьей 31 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ) и может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Согласно пункту 2 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в законную силу с 01.10.2005.
Исходя из указанной нормы, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта только по результатам аукционов.
Таким образом, с 01.10.2005 необходимым условием предоставления земельных участков под жилищное строительство является проведение аукциона.
Кроме того, подпунктом "б" пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты" предусмотрено, что в случае, если в соответствии с Земельным кодексом частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Поскольку в данном случае на указанную дату земельный участок не был сформирован, не было принято соответствующее решение (постановление органа местного самоуправления) о предварительном согласовании места размещения жилого дома, суд апелляционной инстанции считает, что на 01.10.2005 отсутствовал весь юридический состав правоотношения по предоставлению земельного участка в аренду обществу для строительства жилого дома и нормы статьи 30.1 Земельного кодекса распространяются на права и обязанности субъектов спорного правоотношения.
На основании вышеизложенного отклоняется ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что процедура предоставления спорного земельного участка для жилищного строительства была начата еще до 01.10.2005.
В заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом (пункт 3 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц.
Из приведенных норм следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий одновременно: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции обоснованно указал: обществом не представлено доказательств, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо возложены на него обязанности, создающие иные препятствия для осуществления такой деятельности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, какие принадлежащие ООО "Регион-С" субъективные права, реально существующие, могут быть восстановлены в случае признания оспариваемого постановления недействительным.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности и создает иные препятствия для осуществления данной деятельности.
Ссылка общества на нарушение судом первой инстанции правила о тайне совещания судей несостоятельна, так как не подтверждена материалами дела.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 19.09.2007 по делу N А05-8151/2007 отмене не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы общества отказано, уплаченная им по платежному поручению от 12.102.07 N 406 государственная пошлина за рассмотрение дела в апелляционной инстанции возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 сентября 2007 года по делу N А05-8151/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион-С" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8151/2007
Истец: ООО "Регион- С"
Ответчик: МО "Город Северодвинск"в лице мэра г. Северодвинска Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2007 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4560/07