г. Вологда |
|
21 ноября 2007 г. |
Дело N А44-1847/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2007 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В., Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,
при участии от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области Стойловой М.В. по доверенности от 14.08.12007 N 2.4-01/1-20841, Ларионовой Т.В. по доверенности от 22.03.2007 N 2.4-01/1-3768,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профстрой" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 03 сентября 2007 года по делу N А44-1847/2007 (судья Куропова Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Профстрой" (далее - общество, ООО "Профстрой") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - инспекция, межрайонная инспекция ФНС России N 9) о признании недействительным решения от 09.07.2007 N 2.11-16/165 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 03 сентября 2007 года по делу N А44-1847/2007 в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения от 09.07.2007 N 2.11-16/165 отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на то, что имеет право на налоговые вычеты, поскольку представленные счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); налоговое законодательство не возлагает на общество обязанность по проверке постановки контрагентов общества на налоговый учет; судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников данных правоотношений; кроме того, судом первой инстанции оценены не все доказательства, представленные обществом.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество направило в суд телеграмму от 13.11.2007 N 32/1, согласно которой заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с тем, что в данный момент сотрудник общества, представляющий его интересы в суде, находится в служебной командировке. Судом апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства отказано, так как указанная причина неявки признана не уважительной, поскольку обществом не представлено доказательств невозможности участия в рассмотрении дела другого специалиста.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представители в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей инспекции, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов за период с 01.01.2003 по 04.12.2006, по результатам которой составлен акт от 04.06.2007 N 11-16/165.
Рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 04.06.2007 N 11-16/165, возражения общества, заместитель начальника межрайонной инспекции ФНС России N 9 принял решение от 09.07.2007 N 2.11-16/165 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 202 303 рублей 60 копеек с предложением уплатить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 246 882 рублей, пени в сумме 392 948 рублей 64 копеек.
В решении от 09.07.2007 N 2.11-16/165 инспекцией зафиксировано налоговое правонарушение, выразившееся в неправомерном принятии обществом к вычету НДС в сумме 1 246 882 рублей, в том числе за 2003 год в сумме 190 814 рублей, за 2004 год в сумме 224 976 рублей, за 2005 год в сумме 831 092 рублей, по счетам фактурам, выставленным следующими контрагентами общества: ООО "Стройкоминдустрия", ЗАО "АНиК-М", ЗАО "Норд-Форт", ООО "Элройс", ООО "Дримарт". ООО "ПТК-Сервис", ООО "Золотые купола и К", ООО "ОптимаИнвестСервис", ООО "Кронатех", ЗАО ИСК "Стройимпульс", ООО "ПетроСтрой", ООО "Вторая линия".
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Из пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой же статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, условиями для произведения вычета налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам) являются: факт приобретения товаров (работ, услуг), оплата приобретенных товаров (работ, услуг); принятие приобретенных товаров на учет (оприходование); наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров с указанием суммы налога на добавленную стоимость.
Обществом не представлены доказательства фактов приобретения товаров (работ, услуг), поэтому оно не имеет права на получение налогового вычета.
Общество утверждает, что в проверяемом периоде приобретало строительные материалы у ООО "Стройкоминдустрия", ЗАО "АНиК-М", ЗАО "Норд-Форт", ООО "Элройс", ООО "Дримарт". ООО "ПТК-Сервис", ООО "Золотые купола и К", ООО "ОптимаИнвестСервис", ООО "Кронатех", ЗАО ИСК "Стройимпульс", ООО "ПетроСтрой". Также в данном периоде общество пользовалось автотранспортом ООО "Кронатех", ООО "Стройкоминдустрия", ООО "ПетроСтрой" и арендовало оборудование у ЗАО "Норд-Форт", ООО "Стройкоминдустрия", ООО "ПетроСтрой", ООО "ОптимаИнсестСервис". ООО "Вторая линия", выполняло в проверяемый период по заданию ООО "Профстрой" работы по капитальному ремонту кабинетов первого этажа административного здания МУП "Новгородский водоканал".
Вместе с тем предъявленные данными организациями обществу счета-фактуры оформлены с нарушением пункта 5 статьи 169 НК РФ, а именно: указанные в них идентификационные номера налогоплательщиков (далее - ИНН) ни одному юридическому лицу не присваивались. Кроме того, данные организации не зарегистрированы в Едином государственном реестре налогоплательщиков (далее - ЕГРН) и Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) организации, не зарегистрированные в установленном порядке, в гражданско-правовом смысле не являются юридическими лицами и не могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. В силу статьей 153, 168 ГК РФ сделки с организациями, не зарегистрированными в установленном порядке, являются ничтожными, что позволяет соответствующие платежи не рассматривать в качестве уплаты цены по договорам и не принимать к возмещению из бюджета сумму налога на добавленную стоимость, оплаченную в составе данных платежей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 83 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Присвоенный организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) не подлежит изменению и не может быть повторно присвоен другой организации или другому физическому лицу.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Следовательно, указание продавцом в счетах-фактурах ИНН, который, по данным налогового органа, не был присвоен ни одному налогоплательщику, свидетельствует о несоответствии этих документов требованиям пункта 5 статьи 169 НК РФ и влечет для налогоплательщика правовые последствия, предусмотренные пунктом 2 статьи 169 НК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В данном случае установить лиц, подписывавших счета-фактуры, не представляется возможным, поскольку в них отсутствуют расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
В данном случае общество действовало без должной осмотрительности и осторожности, не запросив у контрагентов свидетельства о государственной регистрации в ЕГРЮЛ и другие документы, подтверждающие их реальное существование.
В апелляционной жалобе общество ссылается на необоснованность отказа судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства для представления дополнительных доказательств.
В соответствии с частью 3 статьи 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Суд апелляционной инстанции согласен с мнением суда первой инстанции о том, что необходимости в отложении рассмотрения дела не имелось.
По пункту 3 апелляционной жалобы следует отметить, что доказательств исполнения договора комиссии от 09.01.2005, заключенного между ООО "Нева-Сити" и ЗАО ИСК "Стройимпульс", обществом не представлено, право общества на налоговые вычеты не подтверждено.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно отказано обществу в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 09.07.2007 N 2.11-16/165 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку обществу в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по госпошлине с инспекции в пользу общества не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 03 сентября 2007 года по делу N А44-1847/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профстрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-1847/2007
Истец: ООО "Профстрой"
Ответчик: МИФНС России N 9 по Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2007 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4416/07