г. Ессентуки |
|
01 июля 2013 г. |
Дело N А63-923/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гузоевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу УФМС России по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2013 по делу N А63-923/2013 (судья Русанова В.Г.) по заявлению МУП "Кисловодский центральный рынок" (ОГРН 1022601311424, ИНН 2628038169, г. Кисловодск) к УФМС России по Ставропольскому краю (ОГРН 1052604288428, ИНН 2635084705, г. Ставрополь)
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края от УФМС по Ставропольскому краю - Кузнецов А.С. по доверенности от 09.01.2013 N 142,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2013 удовлетворено заявление МУП "Кисловодский центральный рынок" (далее - заявитель, предприятие, рынок) к УФМС России по Ставропольскому краю (далее - управление) об оспаривании постановлений от 27.11.2012 по делам об административных правонарушениях N N 109532/2049, 109533/2047, 109650/2048, 109651/2046 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Суд пришел к выводу о недоказанности вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления предприятия, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права. В частности, управление считает доказанным вину предприятия во вменяемом правонарушении, а также указывает на соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие предприятия, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 16.10.2012 N 244 управлением проведена проверка соблюдения правил осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории по адресу: г. Кисловодск, ул. Горького, 24 (территория МУП "Кисловодский центральный рынок").
В ходе проверки выявлены 4 гражданина республики Узбекистан (Шокиров М.А., Джурабаев Т.М., Хошимов Х.П., Рахманов А.М.), которые осуществляли трудовую деятельность без разрешений на работу, предусмотренных частью 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2012 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Усмотрев в действиях предприятия признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.16 КоАП РФ, управлением 16.10.2012 возбуждены дела об административном правонарушении N N 109531/7, 109532/8, 109533/9, 109530/6 и назначено проведение административного расследования. Определения вручены главному бухгалтеру Зориной И.Г.
15.11.2012 управлением в отношении предприятия в присутствии данного должностного лица, действовавшего по доверенности от 13.11.2012 N 10, составлены протоколы об административном правонарушении NN 109533, 109532, 109651, 109650. Протоколы вручены Зориной И.Г. 20.11.2012, о чем имеется сопроводительное письмо N 27-12/7736 с отметкой о вручении.
Определениями от 16.11.2012 управление назначило рассмотрение дела об административном правонарушении на 27.11.2012. Определения были вручены Зориной И.Г. 20.11.2012, о чем имеется отметки.
27.11.2012 в отношении предприятия в отсутствие законного представителя управлением вынесены постановления N N 109532/2049, 109533/2047, 109650/2048, 109651/2046, которыми заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере по 450 000 рублей по каждому постановлению.
Заявитель не согласился с вынесенными постановлениями, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованием.
Частью 1 статьи 18.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), выразившееся в предоставлении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства, либо иным юридическим лицом или его должностным лицом, либо иным лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, осуществляемой на торговом объекте (в том числе в торговом комплексе), либо в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно осуществляющим указанную деятельность, разрешения на ее осуществление или в допуске в иной форме к осуществлению указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации только при наличии разрешения на работу.
Согласно статье 2 Закона N 115-ФЗ разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, за исключением случаев, установленных законом, когда иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела установлено, что на основании договора аренды от 01.01.2012 N 49 заявитель предоставил индивидуальному предпринимателю Урусову М.Я. нежилые помещения Литеры ГЗ 1/1-11,0 кв.м и ГЗ 1/3-13,6 кв.м, используемые последним под склад.
Распоряжение от 16.10.2012 N 244 о проведении проверки вручено управлением предпринимателю Урусову М.Я.
Из объяснений Урусова М.Я., данных в ходе административного расследования, следует, что эти помещения с его ведома фактически используются гражданином Эбзеевым Ш.А. без документального оформления отношений, который, в свою очередь, самовольно привлек 4-х граждан республики Узбекистан для осуществления трудовой деятельности в качестве поваров-продавцов.
Исходя из данных обстоятельств, суд первой инстанции заключил о недоказанности события правонарушения.
Апелляционный суд считает ошибочным такой вывод, т.к. бесконтрольная передача арендуемых помещений Урусовым М.Я. Эбзееву Ш.А. не является основанием для вывода об отсутствии вины предприятия в нарушении миграционного законодательства, поскольку в силу части 1 пункта 7 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" управляющая розничным рынком компания обязана обеспечивать соблюдение лицами, заключившими с управляющей компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).
Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 2) разъяснено, что положения статьи 28.2 Кодекса, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
Судом из представленных управлением административных материалов установлено, что все процессуальные документы, в том числе определения о возбуждении административных дел, назначении времени и места составления протоколов, определения о назначении времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях вручались главному бухгалтеру Зориной И.Г., имеющей доверенность N 10 от 13.11.2012.
Представитель заявителя в суде первой инстанции пояснил, что руководитель предприятия в период проведения проверки, составления протоколов, вынесения постановлений полномочий на получение главным бухгалтером корреспонденции от управления, участие при составлении протоколов, равно как и представление интересов предприятия в делах об административных правонарушениях, в том числе и общую доверенность, Зориной И.Г. не выдавал, о датах составления протоколов и вынесения постановлений не был извещен.
Согласно представленной управлением доверенностью N 10 от 13.11.2012 предприятие уполномочило главного бухгалтера Зорину И.Г. представлять интересы налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами, учреждениями, фондами, предприятиями и организациями. Полномочия по получению корреспонденции от управления по факту производства дел об административных правонарушений, в том числе и общие у Зориной И.Г. отсутствуют.
Кроме того, представленная управлением доверенность выдана Зориной И.Г. 13.11.2012, доказательств наличия у Зориной И.Г. каких-либо полномочий на получение определений от 16.10.2012 о возбуждении дел об административных правонарушениях в административном деле не имеется.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц законным представителем предприятия является его руководитель Папикян Валерий Георгиевич.
С учетом вышеуказанного, суд посчитал, что отсутствует надлежащее извещение законного представителя рынка о времени и месте составления протоколов и вынесения постановлений, в связи с чем посчитал управление, нарушившим порядок привлечения предприятия к административной ответственности.
Данный вывод суда является ошибочным ввиду следующего.
Кодекс не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении или рассмотрения дела об административном правонарушении и не предусматривает вручение извещения лично законному представителю юридического лица, извещение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении путем вручения извещения его работнику не нарушает требований закона.
По смыслу пункта 24.1 Постановления N 2 извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Извещение законного представителя юридического лица о времени и месте рассмотрения административного дела через работника такого лица не нарушает требований закона в случае достаточного временного промежутка между вручением такого извещения работнику для передачи руководителю и временем, на которое назначено рассмотрение дела.
В этой связи доказанное материалами дела заблаговременное вручение уведомлений должностному лицу предприятия не может считаться ненадлежащим извещением его о совершении основных процессуальных действий по делу об административном правонарушении.
Суд считает, что такой вывод согласуется с позицией Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, содержащейся в постановлениях от 03.03.2009 по делу N А22-1030/2008/12-93 и от 23.01.2013 по делу N А15-872/2012.
Вместе с тем, апелляционный суд соглашается с выводом обжалуемого решения о том, что внеплановая проверка проведена управлением с грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ нарушение срока уведомления о проведении внеплановой проверки отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.
В пункте 37 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда (утвержден Приказом Министерства внутренних дел России и Федеральной миграционной службы России от 30.04.2009 N 338/97) (далее - Административный регламент) определена последовательность действий при проведении выездной проверки: выезд по адресу нахождения (осуществления деятельности) проверяемого объекта; объявление распоряжения о проведении проверки; предъявление служебного удостоверения; вручение копии распоряжения о проведении проверки законному представителю проверяемого объекта; ознакомление представителей проверяемого объекта с их правами и обязанностями при проведении проверки; осмотр территории и установление факта нахождения иностранных граждан на территории проверяемого объекта, проверка соблюдения ими положений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе определение законности их пребывания и осуществляемой ими деятельности. Об осмотре территории делается запись в итоговом акте проверки. При осмотре может использоваться фото- и видеосъемка. В случае выявления административного правонарушения в ходе осмотра в целях фиксации доказательств составляется в установленном порядке протокол осмотра.
Из распоряжения от 16.10.2012 N 224 видно, что основанием для проведения внеплановой выездной проверки явился рапорт старшего инспектора ПРИАЗ отдела МВД России по г. Кисловодску о возможных нарушениях миграционного законодательства на территории МУП "Кисловодский центральный рынок" в овощном павильоне.
В этой связи суд правильно отклонил довод управления о том, что проверка была назначена не на территории конкретного юридического лица и вручение распоряжения законному представителю заявителя не обязательно.
Распоряжение вручено Урусову М.Я. (гражданину, арендующему торговое место), а не руководителю проверяемого объекта - Папикяну В.Г.
Доказательств уведомления рынка о внеплановой проверке управление судам первой и апелляционной инстанций не представило.
При таких обстоятельствах оспариваемые постановления подлежали отмене.
В этой связи суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2013 по делу N А63-923/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-923/2013
Истец: МУП "Кисловодский центральный рынок"
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы РФ по СК
Третье лицо: Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Ставропольскому Краю