г. Вологда |
|
08 июля 2013 г. |
Дело N А05-1830/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
при участии от федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" Лизуновой И.Н. по доверенности от 06.06.2013 N 18, Думиной Е.Н. по доверенности от 06.06.2013 N 17,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 марта 2013 года по делу N А05-1830/2013 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (ОГРН 1022900532490; далее - учреждение) 902 270 руб. 10 коп. финансовой санкции, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ), в связи с непредставлением в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 12 месяцем 2011 года.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 марта 2013 года по делу N А05-1830/2013 заявленные требования удовлетворены в части взыскания с учреждения 10 000 руб. финансовой санкции. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Фонд с судебным решением не согласился в части отказа в удовлетворении заявленных требований и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в ней, отклонили, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Фонд надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено без его участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 136, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей учреждения, изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, уполномоченным должностным лицом фонда в ходе проведения камеральной проверки представленного учреждением расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 12 месяцев 2011 года выявлен факт непредставления ответчиком сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 12 месяцев 2011 года.
По данному факту заявитель составил 28.05.2012 акт N 20/23.
Рассмотрев материалы проверки, фонд 09.07.2012 вынес решение N 20/23 о привлечении учреждения к ответственности на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания 902 270 руб. 10 коп. штрафа за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений за 12 месяцев 2011 года. На уплату данного штрафа учреждению предъявлено требование от 10.08.2012 N 20/23 об уплате финансовой санкции по состоянию на 10.08.2012, которым ответчику предложено в срок до 31.08.2012 уплатить штраф в добровольном порядке.
Ответчик штраф не уплатил, решение о привлечении к ответственности не обжаловал. В связи с этим фонд обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа в принудительном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности привлечения учреждения к ответственности и, установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств, уменьшил размер взыскиваемой санкции до 10 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласен с указанным выводом суда первой инстанции.
В качестве объективной стороны состава правонарушения учреждению вменено непредставление в определенные Законом N 27-ФЗ сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 11 этого же Закона предусмотрено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные Законом.
Следовательно, учреждение обязано было представить индивидуальные сведения за 12 месяцев 2011 года не позднее 15.02.2012.
В соответствии с абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком факт представления учреждением в фонд индивидуальных сведений за 12 месяцев 2011 года 24.05.2012, то есть с нарушением установленного срока.
Следовательно, фондом правомерно вынесено решение от 09.07.2012 N 20/23 о привлечении учреждения к ответственности в виде финансовых санкций в размере 902 270 руб. 10 коп.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в том числе выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Частью 4 статьи 44 данного Закона предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 44 этого же Закона обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются, в частности, иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В рассматриваемом случае из текста решения фонда от 09.07.2012 N 20/23 следует, что заявителем не установлено как смягчающих, так и отягчающих ответственность учреждения обстоятельств. На наличие отягчающих обстоятельств заявитель не указывал и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства совершенного ответчиком правонарушения, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, обоснованно признал в качестве смягчающих ответственность учреждения обстоятельств самостоятельное обращение учреждения в фонд с представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2011 год, в ходе проверки которых фонд и выявил нарушение срока представления указанных сведений, отсутствие неблагоприятных последствий, нарушения прав третьих лиц, и, принимая во внимание принцип соразмерности с учетом положений части 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ, снизил размер взыскиваемого штрафа до 10 000 руб.
Ссылка подателя жалобы на то, что судом неправомерно снижена сумма штрафных санкций более чем в 90 раз, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства определяющим ответственность страхователя предоставлено суду.
При этом Законом N 212-ФЗ прямо предусмотрено, что при наличии смягчающих ответственность обстоятельств они должны быть учтены Пенсионным фондом Российской Федерации либо судом, то есть определение конкретного размера санкции статьей 17 Закона N 27-ФЗ не означает невозможность снижения такой санкции при определенных установленных законом условиях.
Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения и т.д.) вправе уменьшить размер взыскания, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности.
Суд апелляционной инстанции считает, что характер совершенного правонарушения, отсутствие неблагоприятных последствий, связанных с несвоевременным представлением учреждением индивидуальных сведений, позволяют сделать вывод, что размер штрафных санкций, определенный судом первой инстанции, в данном случае соответствует принципу справедливости и соразмерности наказания допущенному нарушению.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно уменьшил размер подлежащего взысканию штрафа до 10 000 руб.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения жалобы фонда у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 марта 2013 года по делу N А05-1830/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1830/2013
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске
Ответчик: ФКУ "Исправительная колония N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области"