г. Вологда |
|
08 июля 2013 г. |
Дело N А66-3745/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 июля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Крылова А.А. по доверенности от 03.06.2013, от Муниципального образования "город Тверь" в лице Администрации города Твери Жирковой Е.В. по доверенности от 17.09.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 25 февраля 2013 года по делу N А66-3745/2011 (судья Рощупкин В.А.),
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Муниципальному образованию "город Тверь" в лице Администрации города Твери (ОГРН 1066950062717; далее - Администрация) о признании права собственности Муниципального образования город Тверь на земельный участок из категории земель населенных пунктов общей площадью 117987,5 кв.м, кадастровый номер 69:40:0400085:0014 (местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка; почтовый адрес ориентира: Россия, Тверская область, г. Тверь, проспект Победы), зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), запись о регистрации 69-69-02/083/2010-460 от 31.12.2010, отсутствующим.
При подаче иска истцом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, указано Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра).
Определением от 30 августа 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тверской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 25 февраля 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- земельный участок общей площадью 117 987,5 кв.м с кадастровым номером 69:40:0400085:0014 был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет до государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества (бассейн). Указанный земельный участок сформирован под парк "Победы" и не формировался для обслуживания и эксплуатации бассейна;
- поскольку спорный земельный участок не был сформирован для обслуживания и эксплуатации бассейна, а право муниципальной собственности на бассейн возникло после формирования земельного участка, то у Управления Росреестра отсутствовали предусмотренные законом основания для осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок со ссылкой на положения статьи 3.1 Вводного закона;
- документов, определяющих границы и размер земельного участка, который занят находящимся в муниципальной собственности объектом недвижимого имущества (бассейн) и необходим для использования данного сооружения или подтверждающих тот факт, что для эксплуатации бассейна необходим весь земельный участок площадью 117 987,5 кв.м не имеется. В связи с этим государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок осуществлена с нарушением норм пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 3 статьи 33 и пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Представитель Министерства в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Администрация в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании возражали относительно ее удовлетворения.
Управление Росреестра и Управление Росимущества надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, решением малого совета Тверского областного Совета народных депутатов от 03.09.1992 N 111 и решением малого Совета Тверского городского Совета народных депутатов от 16.06.1992 N 146 имущество Объединения парков культуры и отдыха было передано в муниципальную собственность города Твери, в том числе сооружение (1 единица), аттракционы и игровые автоматы (7 единиц).
На основании постановления главы города Твери от 08.10.1997 N 2274 и распоряжения Комитета по управлению имуществом города Твери от 30.10.1997 N 642 имущество парка Победы было передано в хозяйственное ведение муниципальному предприятию специализированному ремонтно-строительному управлению "Горзеленстрой" (далее - МП СРСУ "Горзеленстрой").
Постановлением администрации города Твери от 28.11.1997 N 2681 земельный участок площадью 130 811,9 кв.м, с кадастровым номером 69:40:04:085:0001, расположенный по адресу: город Тверь, проспект Победы, был предоставлен МП СРСУ "Горзеленстрой" в бессрочное пользование под парк Победы.
В соответствии с распоряжением Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери от 02.07.2004 N 784 муниципальное имущество было внесено в качестве вклада в уставный капитал муниципального унитарного предприятия "Зеленстрой", в том числе ограждение парка Победы (приложение 2), и передано на хранение данному предприятию, в том числе зеленые насаждения и цветники парка Победы (приложение 1).
Постановлением администрации города Твери от 25.04.2006 N 1551 с 02.07.2004 было признано утратившим силу постановление администрации города Твери от 28.11.1997 N 2681 "О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка МП СРСУ "Горзеленстрой" под парк Победы по проспекту Победы, кадастровый квартал 69:40:04:085".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 29.04.2008 по делу N А66-8555/2007, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции от 29.08.2008, администрации города Твери было отказано в удовлетворении исковых требований о признании права муниципальной собственности на земельный участок площадью 117 987, 5 кв.м с кадастровым номером 69:40:00400085:0014. При этом судом был сделан вывод о том, что Администрацией не предоставлено доказательств, на основании, которых данный участок можно отнести к муниципальной собственности, в том числе применительно к положениям части 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области 02 декабря 2010 года была произведена государственная регистрация права собственности МО "город Тверь" на объект недвижимости - бассейн в парке "Победы", назначение: нежилое, общей площадью 972 кв.м, лит.1, с кадастровым номером 69:40:0400085:14:7, расположенный по адресу: Тверская область, г. Тверь, пр-т Победы, дом б/н., о чем в ЕГРП сделана запись о регистрации 69-69-02/178/2010-046, и выдано свидетельство о государственной регистрации права 69-АВ N 181545.
31 декабря 2010 года была произведена государственная регистрация права собственности МО "город Тверь" на земельный участок из категории земель населенных пунктов общей площадью 117 987,5 кв.м, с кадастровым номером 69:40:00400085:0014, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: Россия, Тверской область, г. Тверь, проспект Победы, запись о регистрации 69-69-02/083/2010-460, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 69-АВ N 196958.
В свидетельстве о государственной регистрации права от 31.12.2010 серии 69-АВ N 196958 в качестве оснований произведенной государственной регистрации права, указаны: решение малого совета Тверского областного Совета народных депутатов от 03.09.1992 N 111; решение малого Совета Тверского городского совета народных депутатов от 16.06.1992 N 146; сведения из реестра муниципальной собственности по состоянию на 12.10.2010; статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Полагая, что государственная регистрация права на указанный земельный участок была осуществлена с нарушением норм пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и наличие зарегистрированного права МО "город Тверь" на земельный участок из категории земель населенных пунктов общей площадью 117 987, 5 кв.м, с кадастровым номером 69:40:00400085:0014 нарушает права и законные интересы Комитета по управлению имуществом Тверской области (после переименования - Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области) по осуществлению полномочий собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Тверь в соответствии с Законом Тверской области "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" от 09.04.2008 N 49-ЗО, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку наличие оснований для признания зарегистрированного права МО "город Тверь" на спорный земельный участок отсутствующим, истцом не доказаны.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 названного Кодекса способами, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК РФ).
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В четвертом абзаце пункта 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Как следует из материалов дела, МО "город Тверь" является собственником объекта недвижимости - бассейна в парке "Победы", назначение: нежилое, общей площадью 972 кв.м, лит.1 с кадастровым номером 69:40:0400085:14:7, расположенного по адресу: Тверская область, г. Тверь, пр-т Победы, дом б/н; данное право зарегистрировано 02 декабря 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, о чем в ЕГРП сделана запись о регистрации 69-69-02/178/2010-046 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 69-АВ N 181545.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Истцом был предъявлен в Арбитражный суд Тверской области иск к ответчику - МО "город Тверь" в лице Администрации города Твери о признании зарегистрированного права муниципальной собственности на объект - бассейн, общей площадью 972 кв.м, кадастровый номер 69:40:04 00085:0014:7 отсутствующим. Данный иск был принят к производству арбитражного суда, делу присвоен номер N А66-10467/2011.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 02.07.2012 по делу N А66-10467/2011 в удовлетворении иска истца к ответчику - МО "город Тверь" в лице Администрации города Твери о признании зарегистрированного права муниципальной собственности на объект - бассейн, общей площадью 972 кв.м с кадастровым номером 69:40:04 00085:0014:7 отсутствующим, было отказано. При этом суд исходил из того, что право собственности МО "город Тверь" на данный объект возникло на основании решения малого Совета Тверского городского Совета народных депутатов от 16.06.1992 N146, решения малого Совета Тверского областного Совета народных депутатов от 03.09.1992 N 111, реестра муниципальной собственности города Твери по состоянию на 12.10.2010, а истцом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлены объективные доказательства, позволяющие сделать вывод о наличии у истца либо у иных лиц прав в отношении спорного объекта, равно как и доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком прав или законных интересов истца.
В силу положений части 2 статьи 69 АПК РФ, указанные обстоятельства, будучи установленными вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не подлежат повторному доказыванию при рассмотрении арбитражным судом настоящего дела.
Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, в нем закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 16 ЗК РФ установлено, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 19 ЗК РФ установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно пункту 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Указанная статья введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
Таким образом, пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы. По смыслу пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Из кадастрового паспорта спорного земельного участка от 21.10.2008 следует, что вид разрешенного использования и фактического использования земельного участка не установлены.
Факт нахождения объекта недвижимости (бассейна, общей площадью 972 кв.м, с кадастровым номером 69:40:04 00 085:0014:7, принадлежащего МО "город Тверь" на праве собственности, которое зарегистрировано в ЕГРП в установленном порядке) на земельном участке с кадастровым номером 69:40:04 00 085:0014 надлежаще подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, и не оспорен истцом.
Кроме того, как пояснили представители сторон в судебном заседании апелляционной инстанции на спорном земельном участке и в настоящее время находится парк Победы с зелеными насаждениями. В связи с этим довод истца о несоответствии площади земельного участка необходимого для эксплуатации бассейна отклоняется как бездоказательный.
Следовательно, поскольку МО "город Тверь" является собственником сооружения, расположенного на спорном земельном участке, с момента регистрации права муниципальной собственности на данный объект (бассейн) ответчик приобрел и право собственности на земельный участок, на котором данный бассейн расположен, в силу прямого указания названных норм права.
Ссылка истца на статьи 33 и 35 ЗК РФ является необоснованной, поскольку спорный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, а право муниципальной собственности на спорный земельный участок возникло у МО "город Тверь" на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Доводы истца о том, что наличие зарегистрированного права МО "город Тверь" на спорный земельный участок нарушает права и законные интересы истца по осуществлению полномочий распоряжения данным земельным участком в соответствии с Законом Тверской области "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" от 09.04.2008 N 49-ЗО, признаются судом несостоятельными и отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Указанный закон, как следует из его преамбулы, определяет особенности правового регулирования отдельных земельных отношений на территории Тверской области в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством. В то же время, спорный земельный участок отвечает критерию, установленному в целях разграничения государственной собственности на землю пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ для отнесения земельных участков к собственности муниципальных образований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25 февраля 2013 года по делу N А66-3745/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3745/2011
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Ответчик: МО "город Тверь" в лице администрации г. Твери, Муниципальное образование "город Тверь" в лице администрации города Твери
Третье лицо: ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области, Федеральное бюджетное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8249/13
08.07.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2931/13
01.07.2013 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-3745/11
07.06.2013 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-3745/11
25.02.2013 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-3745/11
28.02.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-12/12