г. Ессентуки |
|
16 августа 2010 г. |
Дело N А77-1674/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2010 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е. В. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л. В., Мельникова И. М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой Н. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Войсковой части N 6881 на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 01.03.2010 по делу N А77-1674/09 по иску Войсковой части N 6881 к ОАО "Межрайэнерго" о признании незаконными действий энергоснабжающей организации и взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от Войсковой части N 6881: Якаев И. В. - по доверенности N 11/5/8-10 от 01.05.2010,
от ОАО "Межрайэнерго": Хахаева З. И. - по доверенности от 04.08.2010, Хатаев М. З. - по доверенности от 04.08.2010,
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть N 6881 обратилась в Арбитражный суд Чеченской Республики с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Межрайэнерго" о признании незаконными действий энергоснабжающей организации и взыскании денежных средств за потребленную электроэнергию оплаченную по нерегулируемым тарифам в сумме 998 334 рублей 60 копеек.
Решением от 26.02.2010 Арбитражным судом Чеченской Республики в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции ссылаясь на положения Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N530) счел правомерным применение обществом свободных цен при расчете задолженности по государственному контракту.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 26.02.2010 Войсковая часть N 6881 обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Войсковая часть N 6881 считает, что в соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона т 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, условия заключенного контракта, в части его цены являются неизменными. Кроме того, считает, что в силу статей 422, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации условия заключенного договора сохраняют силу и в том случае, если в последствии принят закон, устанавливающий обязательные для сторон иные правила, чем в договоре.
В отзыве на апелляционную жалобу общество ссылается на необоснованность доводов апелляционной жалобы и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель войсковой части N 6881 поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, а представители общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Правильность решения Арбитражного суда Чеченской Республики от 01.03.2010 по делу N А77-1674/09 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 01.03.2010 по делу N А77-1674/09 следует отменить, а апелляционную жалобу - удовлетворить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.08.2008 между обществом и войсковой частью N 6881 заключен государственный контракт N 10, предметом которого является поставка электроэнергии. Сумма государственного контракта согласно пункту 3.6 составляет 8 396 896 рублей 54 копейки. Расчеты за электрическую энергию производятся исходя из тарифов на электрическую энергию, утвержденных постановлениями федеральной или региональной энергетической комиссии, а также постановлением Правительства Чеченской Республики на 2008 года в размере 1 рубль 99 копеек за 1 кВт/ч учитываемой электроэнергии расчетными приборами учета, и с учетом величины поставки электрической энергии ориентировочно в размере 4 219 546 кВт/ч (приложение N 1). (пункты 3.1, 3.3 государственного контракта).
15.12.2008 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 1, в котором внесены изменения в пункт 3.1.1 государственного контракта N 10 от 28.08.2008.
В декабре 2008 года общество произвело доначисление за потребленную электроэнергию по нерегулируемым тарифам за период с 01.01.2008 по 30.06.2008, выставив счет-фактуру N 799 от 17.12.2008, в которой содержится требование об оплате поставленной электроэнергии по нерегулируемым ценам в сумме 988 334 рублей 60 копеек. В дальнейшем данная сумма перечислена войсковой частью N 6881 ОАО "Межрайэнерго" согласно платежному поручению N 175 от 22.12.2008.
Войсковая часть N 6881 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий энергоснабжающей организации и взыскании и произведенного перерасчета денежных средств за потребленную электроэнергию по нерегулируемым ценам в соответствии с условиями государственного контракта N 10 от 28.08.2008 в сумме 998 334 рублей 60 копеек.
Отказывая в удовлетворении заявленных требовании суд первой инстанции сослался на то, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ) утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Следовательно, после вступления в силу Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ для применения гарантирующим поставщиком свободных (нерегулируемых цен) к правоотношениям сторон по поставке электрической энергии необязательно внесение изменений в заключенный договор и положения Правил N 530 о нерегулируемых ценах применяются независимо от наличия в договоре такого условия.
Вместе с тем данные правила применяются к договорным отношениям по поставке электрической энергии.
Предметом настоящего иска являются правоотношения сторон, вытекающие из государственного контракта по размещению заказа на поставку электрической энергии, которые имеют свои особенности.
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).
Государственный контракт всегда заключается в порядке размещения заказа, под которым понимаются осуществляемые по правилам, предусмотренным Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков по определению поставщиков в целях заключения с ними государственного контракта.
Статья 10 Закона N 94-ФЗ предусматривает размещения заказа путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона) или без проведения торгов.
По итогам торгов заключается государственный или муниципальный контракт на условиях, содержащихся в конкурсной документации, документации об аукционе и в заявке участника, признанного победителем конкурса (аукциона).
При заключении и исполнении государственного контракта по результатам аукциона в силу части 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ по общему правилу не допускается (ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке) изменение условий, содержащихся в извещении о проведении аукциона; условий, содержащихся в документации об аукционе; цены, предложенной победителем аукциона (или лицом, сделавшим предпоследнее предложение о цене контракта).
В части 4.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ закреплено, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.
После определения победителя торгов на этапе заключения с ним договора заказчик вправе (по согласованию с победителем) увеличить количество поставляемого товара, доведя цену государственного контракта до начальной (максимальной) цены контракта, если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. Цена единицы товара не должна превышать частное от деления цены, предложенной победителем торгов, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или аукциона (часть 6.5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).
Таким образом, увеличение общей цены контракта возможно только при изменении количества поставляемого товара. Если же объем поставки соответствует предусмотренному договором, то основания для изменения цены не существует.
В связи с указанным поставщик несет риски, связанные с повышением цен на сырье, энергию и другие ресурсы, произошедшие в течение срока действия контракта.
С учетом изложенного основополагающим принципом законодателя является принцип неизменности цены контракта.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что к данным правоотношениям неприменимы положения Правил N 530.
Кроме того, апелляционный суд считает, что обществом не доказан факт потребления войсковой частью сверх установленного контрактом объема электрической энергии. Из представленной в материалы дела счет - фактуры N 799 от 17.12.2008 не усматривается факт потребления войсковой частью N 6881 сверх установленного контрактом объема электрической энергии.
В связи с изложенным действия энергоснабжающей организации - открытого акционерного общества "Межрайэнерго" в части, касающейся доначисления денежных средств за потребленную электроэнергию по нерегулируемым тарифам за период с 01.01.2008 по 30.12.2008 по государственному контракту N 10 от 28.08.2008 являются незаконными.
Поскольку денежные средства в результате перерасчета потребленной электроэнергии по нерегулируемым ценам в размере 998 334 рубля 60 копеек оплачены войсковой частью N 6881 согласно платежному поручению N 175 от 22.12.2008, то они подлежат взысканию с ОАО "Межрайэнерго" в пользу войсковой части N 6881.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета в части требования о признании незаконными действия энергоснабжающей организации - открытого акционерного общества "Межрайэнерго" в части, касающейся доначисления денежных средств за потребленную электроэнергию по нерегулируемым тарифам за период с 01.01.2008 по 30.12.2008 по государственному контракту N 10 от 28.08.2008 в размере 2 000 рублей 00 копеек, в части требования о взыскании с открытого акционерного общества "Межрайэнерго" в пользу войсковой части N 6881 денежных средств в сумме 998 334 рублей 60 копеек - в размере 16 483 рублей 35 копеек. В связи с удовлетворением апелляционной жалобы, государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей 00 копеек также подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.
В соответствии со статьёй 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Указанное решение не отвечает требованиям вышеназванной статьи, а поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 01.03.2010 по делу N А77-1674/09 отменить, апелляционную жалобу Войсковой части N 6881 - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования Войсковой части N 6881 удовлетворить.
Признать незаконными действия энергоснабжающей организации - открытого акционерного общества "Межрайэнерго" в части, касающейся доначисления денежных средств за потребленную электроэнергию по нерегулируемым тарифам за период с 01.01.2008 по 30.12.2008 по государственному контракту N 10 от 28.08.2008.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрайэнерго" в пользу Войсковой части N 6881 денежные средства в сумме 998 334 рублей 60 копеек.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрайэнерго" в доход федерального бюджета 18 483 рублей 35 копеек государственной пошлины по иску и 2000 рублей 00 копеек государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Чеченской Республики.
Председательствующий |
Е. В. Жуков |
Судьи |
Л. В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-1674/2009
Истец: Войсковая часть 6881 пос.Ханкала, Объединенная группировка войск по проведению контртеррористических операций на терриртории Северо-Кавказского региона РФ (ОГВ(с)) Войсковая часть 6881
Ответчик: ОАО "Межрайэнерго"
Третье лицо: ОАО "Межрайэнерго"