Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2007 г. N 1530/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании заявления Министерства финансов Хабаровского края (ул. Фрунзе, 72, г. Хабаровск, 680002) и Правительства Хабаровского края (ул. К. Маркса, 56, г. Хабаровск, 680000) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 27.03.2006, постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 03.07.2006 по делу N А73-18157/2005-35 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.10.2006 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" к Хабаровскому краю в лице Минфина Хабаровского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании (с учетом уточнения) 23 715 303 расходов, связанных с предоставлением льготного проезда гражданам на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003 годы".
К участию деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Хабаровского края, Финансовый департамент администрации г. Хабаровска.
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 27.03.2006, подтвержденным судами и апелляционной кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены частично: с Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края за счет средств казны Хабаровского края взыскано 10 171 938 рублей расходов, в остальной части иска и в иске к Российской Федерации в лице Минфина России отказано в связи с истечением срока исковой давности по требованию о взыскании расходов от предоставления льгот по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При рассмотрении спора суды исходили из следующего.
Истец в 2002 году осуществлял бесплатную перевозку пожилых граждан, инвалидов из малообеспеченных семей и других категорий граждан, имеющих льготы в соответствии с Федеральном законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003 годы".
Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот суд обратился с настоящим иском.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Суд указал, что при определении средств и способов доказывания размеров расходов необходимо учитывать специфику спорных правоотношений, особенности предоставления определенным категориям граждан льгот по проезду предприятием общественного транспорта.
Поскольку поименный учет льготных категорий граждан при проезде в общественном транспорте невозможен, в сфере регулирования данных отношений сложились иные способы определения объема, стоимости услуг по перевозке льготников, которыми правомерно воспользовался истец при расчете задолженности - постановлением губернатора Хабаровского края от 22.02.2002 N 118 "О временном учете проезда льготных категорий граждан и о возмещении транспортным организациям расходов, связанных с реализацией федеральных и краевых льгот в Хабаровском крае".
На основании данного постановления истцом производились натурные обследования пассажирских потоков льготных категорий граждан, результаты которых утверждены Управлением социальной защиты населения администрации г. Хабаровска.
Для определения количества пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда с использованием коэффициента соотношения бесплатных и платных пассажиров на основании данных натурных обследований и осуществления фактического учета проезда льготников для возмещения льгот, истец воспользовался также инструкциями, утвержденными постановлениями Госкомстата России от 28.08.1996 N 105, от 28.06.2002 N 149.
Результаты проведенных в апреле-мае 2002 года натурных обследований сторонами не оспариваются.
В соответствии со статьей 5 Закона Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003 годы" бесплатный проезд инвалидов и пожилых граждан осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Доказательств передачи Хабаровским краем достаточных средств на указанные цели в бюджет муниципального образования "Город Хабаровск" и нецелевого их использования не представлено.
За основу расчета размера расходов суд принял расчет, произведенный истцом исходя из стоимости проезда в электрическом пассажирском транспорте общего пользования - 5 рублей, утвержденной постановлением мэра г. Хабаровска от 02.03.2001 N 187, и в размере 6 рублей, утвержденной постановлением мэра г. Хабаровска от 04.10.2002 N 1142/0.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления мэра г. Хабаровска от 4 октября 2002 г. следует читать как "N 1142/1"
Поскольку органы государственной власти субъекта Российской Федерации не обеспечили в полном объеме реализацию установленных льгот, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Хабаровского края в лице ее финансового органа.
В заявлениях о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин Хабаровского края и Правительство Хабаровского края ссылаются на нарушение норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителей были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено. При расчете предъявленных к взысканию расходов истцом учтено среднее количество поездок льготников в месяц и действовавшие в спорный период тарифы, утвержденные постановлением мэра г. Хабаровска.
Довод заявителей о том, что истцом при расчете понесенных расходов необоснованно использовался установленный тариф, а не себестоимость поездки одного пассажира, отклоняется. В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральным законодательством отдельным категориям граждан гарантированы определенные льготы - бесплатный проезд на транспорте, а не скидки к действующим тарифам, как предусмотрено федеральным законодательством по иным видам льгот для населения, и не возмещение расходов по себестоимости спорных услуг.
Ссылка заявителей на непредставление первичных бухгалтерских документов, позволяющих определить размер расходов от предоставления льгот, не может быть принята во внимание. Факт отсутствия в формах статистической отчетности сведений о спорной задолженности сам по себе не влечет отказа от иска. Нарушение правил ведения бухгалтерского учета влечет иные последствия, но не лишает истца предъявлять другие допустимые доказательства, к числу которых, в частности, относится оперативная отчетность предприятия, на основании которой в спорный период производилось возмещение расходов транспортным предприятиям Хабаровского края.
Довод заявителей об отсутствии доказательств наличия у истца расходов в заявленном размере, подлежит отклонению, поскольку противоречит представленным истцом ежемесячным расчетам.
Довод заявителей о нарушении единообразия в толковании и применении норм права (со ссылкой на постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 3719/06) не нашел своего подтверждения. По данному делу истец обратился в арбитражный суд за восстановлением нарушенных прав в связи с невозмещением ущерба, образовавшегося от предоставления им льгот, обосновав размер ущерба на основании методики учета расходов транспортных предприятий по предоставлению льгот, предусмотренных Законом об инвалидах, установленной Департаментом управления финансами администрации Самарской области.
Ссылка заявителей на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела по существу сводится к переоценке доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного Суда Российской Федерации не входит в компетенцию надзорной инстанции.
При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А73-18157/2005-35 Арбитражного суда Хабаровского края для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 27.03.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 03.07.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.10.2006 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2007 г. N 1530/07
Текст определения официально опубликован не был