г. Вологда |
|
20 ноября 2007 г. |
Дело N А05-9236/2007 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Осокиной Н.Н., Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 сентября 2007 года (судья Сметанин К.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Архангельский траловый флот" (далее - ОАО "Архангельский траловый флот", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее - Управление) от 29.08.2007 N 11-07/103-ФС, от 30.08.2007 N 11-07/112-ФС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 27.09.2007 возбужденные по заявлениям дела (N А05-9236/2007 и N А05-9250/2007) объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А05-9236/2007.
Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу от 27.09.2007 в удовлетворении требований общества отказано.
ОАО "Архангельский траловый флот" с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права при его принятии. Считает, что действующим законодательством справка о подтверждающих документах не отнесена к формам учета и отчетности по валютным операциям, в связи с чем привлечение общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за ее несвоевременное представление неправомерно. Кроме того, указывает на повторное привлечение общества к административной ответственности.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела и установлено судом, при проведении проверки соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования Управлением обнаружено ненадлежащее исполнение обществом обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Административным органом установлено, что в нарушение требований части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ, пунктов 2.1, 2.2., 2.4 Положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2005 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) обществом не были соблюдены порядок и сроки представления подтверждающих документов и справок о подтверждающих документах по валютным операциям при исполнении агентских соглашений от 01.02.2006 N 21/16 и от 01.10.2004 N 21/176, заключенных с фирмой "PF FAROE AGENCY LTD" (Фарерские острова).
Согласно условиям агентского соглашения от 10.02.2006 N 21/16 фирма "PF FAROE AGENCY LTD", будучи агентом, обязалась от имени и за счет общества за вознаграждение совершать по поручению общества юридические и иные действия по обслуживанию судов общества на территории Норвегии.
Обществом в уполномоченном банке (Архангельский филиал ОАО "Фондсервисбанк") 20.02.2006 оформлен паспорт сделки N 06020004/2989/0001/4/0.
По названному паспорту сделки общество 27.10.2006 представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с приложением подтверждающего документа - счета (инвойса) от 22.09.2006 N 2006/173 на сумму 111823,26 норвежских крон.
Согласно условиям агентского соглашения от 01.10.2004 N 21/176 фирма "PF FAROE AGENCY LTD", будучи агентом, обязалась от имени и за счет общества за вознаграждение совершать по поручению общества юридические и иные действия по обслуживанию судов общества в портах Фарерских островов и Дании.
Обществом в уполномоченном банке (Архангельский филиал ОАО "Фондсервисбанк") 01.10.2006 оформлен паспорт сделки N 05090003/2989/0001/4/0.
По названному паспорту сделки общество 28.03.2006 представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с приложением следующих подтверждающих документов: счет (инвойс) от 01.02.2007 N 2007/016/ml на сумму 24952,10 датских крон; счет (инвойс) от 17.02.2007 N 2007/024/ml на сумму 22 018 датских крон; счет (инвойс) от 19.02.2007 N 2007/025/ml на сумму 15 218 датских крон.
Управление указало, что счета и справки о подтверждающих документах по паспортам сделок N 06020004/2989/0001/4/0 и N 05090003/2989/0001/4/0 соответственно должны быть представлены обществом в уполномоченный банк в срок не позднее 15.10.2006 и 15.03.2007.
В связи с выявленными нарушениями, главным контролером-ревизором отдела валютного управления Лускань Е.М., в присутствии представителя общества Серебренниковой Т.В., составлены протоколы об административных правонарушениях от 15.08.2007 N 19, от 16.08.2007 N 26.
Исполняющий обязанности руководителя Управления Лукьянов Ю.М., рассмотрев материалы административных дел, вынес постановления от 29.08.2007 N 11-07/103-ФС, от 30.08.2007 N 11-07/112-ФС. Этими постановлениями общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество оспорило их в судебном порядке.
Обжалуемое решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава вмененного ему в вину административного правонарушения.
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления ЦБ РФ не установлены.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ ЦБ РФ устанавливает также порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Указанный порядок установлен Положением Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 16.06.2004 N 5848 (далее - Положение ЦБ N 258-П) и Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, в установленном банком паспорта сделки порядке и согласованный с ним срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23 данного Закона), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Таким образом, нормативными актами ЦБ РФ такие документы как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом и справка о поступлении валюты Российской Федерации, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.
Как усматривается из материалов дела, общество было привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за несвоевременное предоставление в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах.
Поскольку объективной стороной части 6 статьи 15.25 КоАП РФ является несоблюдение, в том числе, установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, то вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, является ошибочным.
Таким образом, непредставление справки о подтверждающих документах в установленный срок не является нарушением порядка представления отчетности по валютным операциям и не влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем в действиях ОАО "Архангельский траловый флот" отсутствует событие административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 сентября 2007 года по делу N А05-9236/2007 отменить, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" - удовлетворить.
Признать постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области от 29.08.2007 N 11-07/103-ФС, от 30.08.2007 N 11-07/112-ФС о назначении административных наказаний незаконными и полностью отменить.
Председательствующий |
В.А. Богатырева |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9236/2007
Истец: ОАО "Архангельский траловый флот"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Архангельской области