г. Красноярск |
|
09 июля 2013 г. |
Дело N А33-619/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" июля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии: от административного органа Переславцева А.В., представителя по доверенности от 18.04.2013, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "16" апреля 2013 года по делу N А33-619/2013, принятое судьей Фроловым Н.Н.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ангарские лесные ресурсы" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее - Служба, административный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания N 763-12-пст от 27.12.2012.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2013 года признано незаконным и отменено постановление от 27.12.2012 N 763-12пст о назначении административного наказания.
Административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 16.04.2013 не согласен, считает, что материалами дела подтверждается наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Общество в судебное заседание свое представителя не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей общества.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, полагает, что вменяемые обществу действия (бездействие) правомерно квалифицированы по части 1 статьи 8.25 КоАП.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Государственным инспектором отдела государственного лесного надзора службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Д.С. Косторным в отношении заявителя составлен протокол N 03-12-прт об административном правонарушении от 21 декабря 2012 года, согласно которому ООО "Ангарские лесные ресурсы" допущено нарушение лесного законодательства - невыполнение условий технологической карты, а именно: не произведено устройство противопожарной минерализованной полосы, ответственность за которое, предусмотрена частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 27.12.2012 N 753-12-пст о назначении административного наказания ООО "Ангарские лесные ресурсы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен административный штраф в размере 10000 рублей.
Считая указанное постановление не соответствующим действующему законодательству, нарушающим его права и законные интересы и подлежащим отмене, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Апелляционная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.24.1 КоАП, пунктами 1.1, 3.6, 3.11, 3.20, 7 Положения о Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 19-п, Перечнем должностных лиц Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах на территории Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях о нарушении правил пожарной безопасности в лесах, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденным приказом Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 10.05.2011 N спр/ю-0017-ос, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что протокол об административном правонарушении от 21.12.2012 N 03-12-прт составлен, постановление о назначении административного наказания от 27.12.2012 N 763-12-пст вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции.
Процедура составления протокола об административном правонарушении, установленная статьей 28.2 КоАП, а также порядок рассмотрения административного дела, установленный главой 29 КоАП РФ, административным органом не нарушены. Права и законные интересы общества, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, соблюдены и обеспечены надлежащим образом.
Согласно оспариваемому постановлению, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ за нарушение пункта 53 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, выразившееся в невыполнении условий технологической карты, а именно: не произведено устройство противопожарной минерализованной полосы.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП установлена ответственность за нарушение правил заготовки древесины. В соответствии с указанной нормой нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение правил заготовки древесины.
Суд первой инстанции, признавая незаконным и отменяя постановление административного органа от 27.12.2012 N 753-12-пст, пришел к выводу о том, что административным органом допущена неверная квалификация вменяемого обществу деяния по части 1 статьи 8.25 КоАП.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться, в том числе для заготовки древесины. Заготовка древесины как вид использования лесов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (часть 1 статьи 29 Лесного кодекса).
Заготовка древесины на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании договоров аренды лесных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила заготовки древесины утверждены приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337.
В соответствии с пунктом 53 указанных Правил организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.
Осуществление работ по заготовке древесины без разработки технологической карты разработки лесосеки не допускается.
Из материалов дела следует, что технологической картой на разработку лесосеки N 1 в квартале 407 выдел 6 предусмотрено устройство минерализованной полосы по периметру лесосеки в срок до 29.02.2012.
Административный орган полагает, что поскольку в схеме лесовосстановительных работ технологической карты содержится требование - устроить замкнутый противопожарный барьер с минерализованной полосой не менее 2,5 метра по периметру лесосеки, то невыполнение указанного требования является нарушением Правил заготовки древесины и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП.
Вместе с тем, указанная обязанность по устройству минерализованной полосы установлена пунктом 20 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
Частью 1 статьи 53 Лесного кодекса РФ определено, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется, в том числе, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, устанавливающие единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, и являющихся обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).
Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 20 указанных Правил установлено, что места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.
Ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности установлена статьей 8.32 КоАП, в связи с чем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что административным органом допущена неправильная квалификация деяния по статье 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие законных на то оснований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сам факт включения обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности в технологическую карту не является основанием для квалификации деяния как нарушения правил заготовки древесины, поскольку правила заготовки древесины являются обязательными для выполнения при заготовке древесины наряду с правилами пожарной безопасности в лесах (п. 4 Правил заготовки древесины).
Доводы административного органа о том, что обязанность ООО "Ангарские лесные ресурсы" по устройству противопожарной минерализованной полосы в срок до 01.07.2011 предусмотрена приложением к дополнительному соглашению N 2 к договору аренды от 17.10.2008 N 190-з, проектом освоения лесов к указанному договору аренды, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку, во-первых, оспариваемым постановлением обществу вменяется невыполнение условий технологической карты (а не договора аренды и проекта освоения лесов), во-вторых, ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, установлена частью 4 статьи 8.25 КоАП, а не частью 1 указанной статьи.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что постановление Службы от 27.12.2012 N 763-12-пст о назначении административного наказания является незаконным и подлежит отмене. Следовательно, решение суда первой инстанции от 16 апреля 2013 года об удовлетворении заявления общества является законным и обоснованным, отмене на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Значит, государственная пошлина в настоящем деле уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" апреля 2013 года по делу N А33-619/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-619/2013
Истец: ООО Ангарские лесные ресурсы
Ответчик: Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края