г. Санкт-Петербург |
|
09 июля 2013 г. |
Дело N А56-75109/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пампу Н.Б.
при участии:
от истца: Воронцова Ю.С., по доверенности от 08.04.2013 N 4;
от ответчика: Николаев Н.А., по доверенности от 28.01.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12264/2013) закрытого акционерного общества "Транслинк" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2013 по делу N А56-75109/2012 (судья Виноградова Л.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Бастион"
к закрытому акционерному обществу "Судоходное агентство "Транслинк"
о взыскании 2 487 326 рублей 79 копеек
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бастион" (адрес: 644105, Россия, Омск, ул. 22 Партсъезда, д. 103Б, корп.1; 117036, Россия, Москва, ул. Профсоюзная, д.3, оф. 419, ОГРН:1105543031439, далее - ООО "Бастион") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с закрытого акционерного общества "Судоходное агентство "Транслинк" (адрес: 190020, Россия, Санкт-Петербург, ул. Лифляндская, д. 6, литера А; 190020, Россия, Санкт-Петербург, ул. Бумажная, д. 18, оф. 439, ИНН:7810235028, далее - ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк") 1 204 505 рублей ущерба и 1 282 821 рубль 75 копеек сопутствующих расходов, образовавшихся вследствие повреждения груза в контейнерах N N YMLU3351018; YMLU3215449; YMLU2899075; TRHU1660754; YMLU3242608; YMLU3012626; YMLU2952204; TCKU3891780 при морской перевозке из порта Фошань (Китай), через порт Роттердам в Морской порт Санкт-Петербург судоходной компанией YANG MING SHIPPING EUROPE GMBH.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2013 присуждены к взысканию с ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" в пользу ООО "Бастион" 2 487 326 рублей 79 копеек возмещения убытков и 35 391 рубль 63 копейки возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" просит решение от 15.04.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что суд ошибочно возложил ответственность на линейного агента, действовавшего от имени морского перевозчика, и не ограничил ответственность перевозчика в соответствии со статьей 169 Кодекса торгового мореплавания РФ стоимостью поврежденного груза.
ООО "Бастион" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2013 проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ООО "Бастион" (клиент) и ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" (экспедитор) заключен договор N б/н от 19.09.2011 транспортной экспедиции, регулирующий правоотношения сторон при выполнении экспедитором поручений клиента по организации обслуживания внешнеторговых грузов, перевалка которых осуществляется через Морской порт Санкт-Петербург, прочие порты и терминалы по согласованию сторон. Договор транспортной экспедиции N б/н от 19.09.2011 по содержанию регулируемых правоотношений подпадает под действие норм глав 41 (транспортная экспедиция) Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между ООО "Бастион" (принципал) и ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" (агент), являющимся линейным агентом YANG MING SHIPPING EUROPE GMBH (судоходная компания), также заключен агентский договор N б/н от 19.09.2011 на организацию морской перевозки импортных, экспортных и транзитных грузов на судах и в контейнерах, находящихся в оперативном управлении судоходной компании. ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" заключило с ООО "Бастион" агентский договор N б/н от 19.10.2011 от своего имени. В договоре указано, что агент действует во исполнение поручения судоходной компании. Договор подпадает под действие норм главы 52 (агентирование) Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1.2 агентского договора агент обязан выполнить или организовать выполнение работ и услуг, связанных с перевозкой грузов в соответствии с конкретными заявками принципала.
В пунктах 4.1, 4.5 агентского договора указано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, в том числе за действия третьих лиц, которые привлекались для выполнения условий данного договора, стороны несут ответственность в виде возмещения убытков, предусмотренную действующим законодательством РФ. Под возмещением убытков понимается возмещение вреда и производственных расходов, непосредственно обусловленных нарушением договора.
Согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
В материалах дела имеется доверенность от 06.06.2011 (т.2, л.д. 234) судоходной компании YANG MING SHIPPING EUROPE GMBH (представляемый) ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" (представитель) на совершение юридических и иных действий в качестве агента от имени представляемого. Полномочия, вытекающие из доверенности, свидетельствуют о наличии между сторонами агентского договора, подпадающего под действие главы 13 Кодекса торгового мореплавания РФ (морское агентирование).
Принципалом поданы агенту заявки на организацию морской перевозки груза (керамический гранит) в 26 шт. 20-футовых контейнерах N N CAIU2877963, CAIU2892802, FCIU3086137, TCKU2133282, TCKU2292392, TCKU2368672, TGHU0532124, TRHU1660754, YMLU2899075, YMLU3178556, YMLU3215449, YMLU3215665, YMLU3345144, YMLU3351018, BMOU2272870, CAIU2767230, CAIU2872215, САШ2887257, CAXU3361401, DFSU2821396, GLDU3380590, TCKU3891780, UESU2467142, 4LU2952204, YMLU3012626, YMLU3242608 из порта Фошань (Китай) через порт Роттердам до порта Санкт-Петербурга. Груз принадлежит принципалу в соответствии с Invoice N DP110504-LXR от 20.09.2011, оплаченным в по заявлению на перевод N 2 от 28.10.2011 и Invoice N GY05811092-1&93 от 26.10.2011, оплаченным по заявлению на перевод N 4 от 29.10.2011.
Данный груз был предъявлен к перевозке в таре и упаковке, соответствующей международным стандартам и правилам перевозок, и предохраняющей груз/контейнер от порчи и повреждения в пути следования и во время перевалки. В подтверждение принятия груза в соответствии со статьей 3 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 года перевозчиком были выданы коносаменты N N YMLUN300074514 и YMLUN305064472.
09.12.2011 агент известил принципала о том, что по прибытии груза в порт Санкт-Петербурга выявлены внешние деформации контейнеров. В соответствии с составленным ОАО "Морской порт СПб" и ЗАО "Нева-металл" актом-извещением N АИ-117202 и актами осмотра контейнеров от 07/08.12.2011, 27.12.2011, 28.12.2011 имеются повреждения 9 (девяти) контейнеров с грузом: NN TGHU0532124, YMLU3351018, YMLU3215449, YMLU3242608, YMLU3012626, YMLU2952204, TCKU3891780, YMLU2899075, TRHU1660754, TGHU0532124.
По договору на оказание сюрвейерских и тальманских услуг от 12.12.2011 ООО "Бастион" привлекло сюрвейера ООО "Сюрвейерская компания "САПСКО" для оценки состояния и количества груза, а также определения размера ущерба по каждому контейнеру. Сюрвейер провел инспекцию части поврежденных контейнеров в морском порту Санкт-Петербурга и составил сюрвейерские отчеты N N 1 405 13 429-1 11; 1 405 13 429-2 11; 1 405 13 429-3 11; 1 405 13 429-4 11; 1 405 13 429-5 11; 1 405 13 429-6 11; 1 405 13 429-7 11. Для доставки в г. Москву на склад ООО "Бастион" груз из части контейнеров был перегружен в иные контейнеры.
На складе грузополучателя в г. Москве сюрвейер повторно осмотрел весь поврежденный груз и составил сюрвейерские отчеты N N 1 405 13 430-1 12; 1 405 13 430-2 12; 1 405 13 430-3 1.2; 1 405 13 430-4 12; 1 405 13 430-5 12. По результатам инспекции сюрвейеров зафиксировано повреждение груза, а именно бой плитки 100% - 5716,44 м2 (вес нетто - 166 676, 88 кг). На основании сюрвейерских отчетов были подписаны Акты приемки товара. Весь поврежденный груз был полностью утилизирован ЗАО "Марк-Трейдинг" на основании договора от 28 декабря 2011 года Nм382/11 на вывоз на утилизацию керамических изделий, потерявших потребительские свойства.
Кроме стоимости утраченного груза ООО "Бастион" понесло иные, связанные с ним дополнительные расходы на сумму 2 487 326 (два миллиона четыреста восемьдесят семь тысяч триста двадцать шесть) рублей 79 копеек, в том числе:
- стоимость морского фрахта;
- таможенные платежи;
- расходы на утилизацию поврежденного груза;
- оплата услуг таможенного брокера;
- расходы на транспортно-экспедиторское обслуживание груза;
- расходы на вывоз груза из порта;
- оплата сюрвейерских осмотров.
В соответствии со статьей 797 Гражданского кодекса РФ, статьи 403 Кодекса торгового мореплавания РФ ООО "Бастион" направило претензию исх. N 1/02 от 21.02.2012 с требованием компенсировать все затраты, понесенные в связи с утратой груза.
В ответе исх. N 825 от 16.05.2012 на претензию ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" сообщило о невозможности ее урегулирования до окончания расследования и переговоров между сторонами, вовлеченными в инцидент, и их страховщиками, с целью установления виновной стороны для урегулирования претензий.
Отказ в удовлетворении претензии послужил основанием для обращения ООО "Бастион" с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции указал, что согласно статье 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В соответствии со статьей 161 Кодекса торгового мореплавания РФ при фактической утрате либо повреждении груза получатель и перевозчик обязаны предоставлять друг другу возможность проводить осмотр груза или проверку его состояния до выдачи груза получателю. Расходы на осмотр груза или проверку его состояния несет тот, кто потребовал осмотра или проверки. В случае, если в результате проведенных по требованию получателя осмотра груза или проверки его состояния установлены утрата или повреждение груза, ответственность за которые несет перевозчик, расходы на осмотр груза или проверку его состояния возмещаются перевозчиком.
Согласно статье 169 Кодекса торгового мореплавания РФ перевозчик несет ответственность за повреждение груза в размере суммы, на которую понизилась ее стоимость. Перевозчик также возвращает полученный им фрахт, если фрахт не входит в стоимость утраченного или поврежденного груза. Общая сумма, подлежащая возмещению, исчисляется исходя из стоимости груза в том месте и в тот день, в которые груз был выгружен или должен был быть выгружен с судна в соответствии с договором морской перевозки груза.
Основания для взыскания с агента ущерба в виде стоимости груза, а также расходов, связанных с перевозкой груза, его осмотром и составлением акта о выявленных повреждениях, по мнению суда первой инстанции, установлены вышеприведенными нормами права.
Не соглашаясь с выводами суда, податель жалобы указал в апелляционной жалобе, что ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк", являясь агентом морского перевозчика, выступает от имени и за счет своего принципала YANG MING SHIPPING EUROPE GMBH и осуществляет организацию перевозок груза по коносаментам судовладельца в соответствии с условиями коносаментов, что соответствует требованиям статьи 237 Кодекса торгового мореплавания РФ. Поскольку ООО "Судоходное агентство "Транслинк" действовало по доверенности перевозчика от 06.06.2011, все права и обязанности по сделкам с третьими лицами возникают непосредственно у принципала - YANG MING SHIPPING EUROPE GMBH. По мнению ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк", иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Исследовав доказательства, оценив правоотношения сторон, с учетом международного морского права и гражданского права Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 235 Кодекса торгового мореплавания РФ, морской агент может совершать юридические и иные действия с согласия судовладельца также в пользу другой стороны, уполномочившей его на такие действия. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что YANG MING SHIPPING EUROPE GMBH дало согласие на совершение ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" юридических и иных действий в отношении судна и перевозимого судовладельцем груза в пользу другой стороны. Договор морского агентирования ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" с YANG MING SHIPPING EUROPE GMBH заключен раньше агентского договора с ООО "Бастион", поэтому в отношении перевозимого по коносаментам N YMLUN300074514 и N YMLUN305064472 в адрес ООО "Бастион" груза ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" обязано было выступать в интересах судовладельца.
Указанное обстоятельство представляется важным, поскольку позволяет дать правильную оценку заявкам на организацию перевозок грузов (т. 1, л.д. 29, 30). В заявках указано, что "Во исполнение Агентского договора б/н от 19.09.2011 настоящим ООО "Бастион" (в дальнейшем "Принципал") поручает судоходной компании YANG MING SHIPPING EUROPE GMBH в лице линейного агента ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" (в дальнейшем "Агент") организовать перевозку груза Принципала_". Как явствует из заявок, они, несмотря на ссылку на договор б/н от 19.09.2011, адресованы судовладельцу YANG MING SHIPPING EUROPE GMBH. В коносаментах ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" не упоминается. Следовательно, при организации перевозки груза в контейнерах N N TGHU0532124, YMLU3351018, YMLU3215449, YMLU3242608, YMLU3012626, YMLU2952204, TCKU3891780, YMLU2899075, TRHU1660754, TGHU0532124 ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" действовало от имени и в интересах YANG MING SHIPPING EUROPE GMBH.
Договор морского агентирования в материалах дела отсутствует, поэтому о его содержании можно судить только по доверенности от 06.06.2011, согласно которой ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" уполномочено действовать от имени и по поручению и представлять интересы YANG MING SHIPPING EUROPE GMBH в отношениях с грузополучателями. "Представление интересов" судовладельца вынесено за пределы полномочий "действий от имени и по поручению", что дает возможность морскому агенту ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" представлять от своего имени интересы YANG MING SHIPPING EUROPE GMBH в отношениях с грузополучателем ООО "Бастион". Такой вывод вполне согласуется со статьей 232 Кодекса торгового мореплавания РФ, в соответствии с которым морской агент вправе совершать юридические и иные действия от своего имени за счет судовладельца.
Единственное обстоятельство, которое требует толкования, это содержание понятия законные "интересы" по тексту доверенности. Указанный термин должен пониматься в общеупотребимом значении (буквальное толкование в соответствии со ст. 431 ГК РФ). Конституция Российской Федерации упоминает о существовании законных интересов граждан в части 2 статьи 36 и части 3 статьи 55. В пункте 1 статьи 2 и части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации говорится о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В судебной практике под законным интересом понимается юридическая дозволенность (фактическая возможность) субъекта, вытекающая из материально-правовой нормы либо выводимая из общих начал законодательства, не обеспеченная установлением конкретной юридической обязанности иных лиц, но в тоже время обладающая гарантированной возможностью (правомочием) в случае ее нарушения или ущемления. Законные интересы и права понятия не тождественные. Законный интерес - категория более широкая, чем право. Права - наиболее типичные (стандартизированные) законные интересы, закрепленные в законодательстве. Законный же интерес субъекта права базируется на фундаментальном принципе права: "разрешено все, что не запрещено", а также на невозможности правового урегулирования законодателем всех интересов субъектов права.
При таком толковании, становится понятным, что по вопросам, прямо не предусмотренным договором морского агентирования, морской агент ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк" от своего имени представляет YANG MING SHIPPING EUROPE GMBH, в том числе возмещает грузополучателю причиненный при выполнении организованной морским агентом перевозке ущерб.
Суд также правильно отказал в ограничении ответственности по морскому требованию, поскольку убытки явились следствием обстоятельств, не подпадающих под ограничения, установленные статьей 355 Кодекса торгового мореплавания РФ.
Иные нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения в любом случае, судом апелляционной инстанции не выявлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2013 по делу N А56-75109/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75109/2012
Истец: ООО "Бастион"
Ответчик: ЗАО "Судоходное агентство "Транслинк"
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7990/13
09.07.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12264/13
15.04.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-75109/12