г. Саратов |
|
09 июля 2013 г. |
Дело N А06-1306/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии в судебном заседании представителя государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Егоровой С.Ю., действующей по доверенности от 01.02.2013 N 01-22/11-2300,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 мая 2013 года по делу N А06-1306/2013 (судья Сорокин Н.А.)
по заявлению государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (414040, г. Астрахань, ул. Академика Королёва, д. 46, ОГРН 1023000828058, ИНН 3015010945)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47)
о признании незаконными действий и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, заявитель) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее -антимонопольный орган, Астраханское УФАС России) от 19 февраля 2013 года N 16-13.
Решением суда первой инстанции от 07 мая 2013 года заявленные требования удовлетворены. Оспоренное решение антимонопольного органа признано недействительным.
Астраханское УФАС России не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Государственное учреждение - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Астраханское УФАС России явку представителей в судебное заседание не обеспечило. О месте и времени рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 60 92502 9, N 410031 60 77504 4. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 04 июня 2013 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. Астраханским УФАС России заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 23 января 2013 года по 19 февраля 2013 года на основании информации прокуратуры Астраханской области от 18 января 2013 года N 7-828-12 о результатах проверки исполнения законодательства о размещении заказов для государственных нужд в соответствии с приказом от 23 января 2013 года N 22-п Астраханским УФАС России проведена внеплановая камеральная выборочная проверка соблюдения государственным заказчиком государственным учреждением - Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения ими инвалидов в 2012 году.
В ходе проведения проверки антимонопольным органом установлено, что 09 декабря 2011 года заказчик государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на общероссийском официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк АСТ" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" разместил извещение о проведении открытого аукциона и аукционную документацию, согласно которым начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 354 000 рублей.
В пунктах 2.1, 4.1.1 и 5 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, установлено, что поставщик обязан передать изделие непосредственно гражданину, имеющему направление на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации, или его представителю, полномочия которого подтверждены соответствующим документом. При этом акт приёма-передачи товара должен быть подписан поименованным гражданином в трёх экземплярах, один из которых передаётся заказчику.
Согласно проекту государственного контракта, государственный контракт заключается между заказчиком и поставщиком (лицом, выигравшим торги), однако, приёмку товара должен осуществлять гражданин, для которого данный товар предназначен.
Установленные обстоятельства, по мнению антимонопольного органа, свидетельствуют о нарушении учреждением требования части 12 статьи 9 Закона о размещении заказов.
По результатам проверки 19 февраля 2013 года Астраханским УФАС России вынесено решение N 16-13, которым государственный заказчик государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации признан нарушившим часть 12 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения ими инвалидов в 2012 году (реестровый номер извещения 0225100000111000256).
Учреждение с указанным решением не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с требованием о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что установление государственным учреждением - Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в государственном контракте на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах требования по доставке изделия непосредственно гражданину, имеющему направление на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации, или его представителю, полномочия которого подтверждены соответствующим документом, не противоречит положениям Закона о размещении заказов.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В рассматриваемом случае установлена совокупность указанных условий.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Применение названного Закона обусловлено целями эффективного использования средств бюджетов, развития добросовестной конкуренции при поставке товаров, выполнении работ для государственных или муниципальных нужд, в том числе для реализации федеральных целевых программ либо потребностей субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (корме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выступило заказчиком поставки соответствующих изделий.
По результатам открытого аукциона между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Маурис" 12 января 2012 года заключён государственный контракт N 095 на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения ими инвалидов в 2012 году.
В пунктах 2.1, 4.1.1 и 5.1 государственного контракта от 12 января 2012 года N 095 установлено, что поставщик обязан передать изделие непосредственно гражданину, имеющему направление на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации, или его представителю, полномочия которого подтверждены соответствующим документом. При этом акт приёма-передачи товара должен быть подписан получателем в трёх экземплярах, один из которых передаётся заказчику.
В силу статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
В статье 526 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 531 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателям, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчётов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.
Согласно пункту 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240, уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении технического средства (изделия) в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдаёт) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
По мнению Федеральной антимонопольной службы, выраженному в письме от 26 февраля 2013 года N АЦ/6922/13 о разъяснении законодательства, установление Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в проекте государственного контракта на поставку специальных устройств требования по доставке средств реабилитации непосредственно до гражданина, имеющего направление на обеспечение техническими средствами реабилитации, или до его представителя, имеющего полномочия, подтверждённые соответствующим документом, не противоречит положениям Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона о размещении заказов в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приёмки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объёма и качества требованиям, установленным в таком контракте.
В пункте 4.2.4 государственного контракта от 12 января 2012 года N 095 установлена обязанность заказчика проверять качество поставленных изделий на соответствие техническому заданию.
Техническим заданием к государственному контракту от 12 января 2012 года предусмотрена поставка специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения ими инвалидов в 2012 году в количестве 30 штук, а также предусмотрены технические характеристики изделий, их комплектность, требования к качеству.
Соответствие поставляемых изделий техническому заданию подтверждено актом от 27 января 2012 года.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о соответствии условий государственного контракта Федеральному закону от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, иное толкование и иную оценку правовых норм.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 мая 2013 года по делу N А06-1306/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-1306/2013
Истец: ГУ - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ - Астраханской области региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9067/13
09.07.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5105/13
26.06.2013 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-1306/13
07.05.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-1306/13