г. Саратов |
|
09 июля 2013 г. |
Дело N А12-763/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" июля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Антоновой О.И., судей Камериловой В.А., Лыткиной О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зенковой А.О.
при участии в судебном заседании:
от Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области - Порошина Александра Владимировна, по доверенности N 41 от 19.02.2013 года, Жаров Александр Александрович, по доверенности N 40 от 19.02.2013 года.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 апреля 2013 года по делу N А12-763/2013, судья Машлыкин А.П.,
по иску Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
о признании права отсутствующим,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц:
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Волгоградской области,
Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области,
Открытого акционерного общества "РИТЭК".
УСТАНОВИЛ:
Администрация Даниловского муниципального района Волгоградской области (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ответчик), в котором просит признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки и исключить их из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительности предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, открытое акционерное общество "РИТЭК".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.04.2013 в удовлетворении иска отказано, в связи с чем, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2003 г. N 820-р в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 г. N 140 "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности" были утверждены перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, в том числе перечень N 18:105 земельных участков, расположенных на территории Волгоградской области в границах Даниловского района.
В названном перечне указаны земельный участок площадью 32,2000 га, местоположение: село Атамановка (около 14 км на юго-восток), кадастровый номер 34:04:110006:0001; земельный участок площадью 5.5400 га, местоположение: станица Островская (около 8.7 км на восток, месторождение Котовское, кадастровый номер 34:04:080008:0001; земельный участок площадью 19,1400 га, местоположение: станица Островская (около 8 км на восток), месторождение Котовское, кадастровый номер 34:04:080007:0005; земельный участок площадью 1,1500 га, местоположение: станица Березовская (около 16 км на восток), месторождение Березовское, кадастровый номер 34:04:100004:0001; земельный участок площадью 9,0000 га, местоположение: станица Островская (около 2 км на запад), кадастровый номер 34:04:050008:0001; земельный участок площадью 9,9300 га, местоположение: станица Островская (около 18 км на юг), месторождение Нижнекоробковское, кадастровый номер 34:04:080006:0001; земельный участок площадью 0,9200 га, местоположение: станица Островская (около 8 км на юго-восток), кадастровый номер 34:04:080007:0004.
Названные земельные участки относятся к категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения.
Согласно абзаца третьего статьи 3 Федерального закона от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", действующего на момент издания названного распоряжения Правительства Российской Федерации, одним из оснований для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель, на которых располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Указанные земельные участки были включены в перечень N 18:105 названного распоряжения Правительства Российской Федерации в связи с нахождением на нем объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу с ограниченной ответственность "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть", правопреемником прав и обязанностей которого является открытое акционерное общество "РИТЭК".
Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в порядке, установленным статьей 6 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истец указывает, что указанными в перечне N 18:105 названного распоряжения Правительства Российской Федерации земельными участками (в том числе с входящими в них земельными участками) до регистрации права собственности Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжался Даниловский муниципальный район Волгоградской области.
Администрация Даниловского муниципального района Волгоградской области постановлениями от 22.04.2005 г. N 121 и от 24.11.2005 г. N 342 утвердила границы и уточнила площади земельных участков под объектами общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть".
Также истец указывает, что общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневожскнефть" пользовалось частью указанных земельных участков на основании Государственного акта бессрочного (постоянного) пользования N 259, свидетельств о праве бессрочного пользования земельным участком от 18.08.1997 г. N 271, от 18.08.1997 г. N 272, от 18.08.1997 г. N 272, от 14.10.1999 г. N 291.
Постановлением главы Даниловского муниципального района Волгоградской области от 08.08.2008 г. N 443 было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижнсволжскнефть" указанными земельными участками.
Постановлением главы Даниловского муниципального района Волгоградской области от 25.05.2009 г. N 260 названные земельные участки были переданы обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" в пользование на праве аренды.
Договорные отношения продолжались вплоть до декабря 2011 года. Арендные платежи поступали в консолидированный бюджет Даниловского муниципального района Волгоградской области.
В январе 2012 года Администрация Даниловского муниципального района Волгоградской области была поставлена в известность, что право собственности па указанные в перечне N 18:105 названного распоряжения Правительства Российской Федерации земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией. Администрация Даниловского муниципального района Волгоградской области была вынуждена прекратить договорные отношения с открытым акционерным обществом "РИТЭК", правопреемником общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть".
В ходе изучения обстоятельств, которые послужили основанием для государственной регистрации земельных участков за Российской Федерацией, по мнению истца, выяснилось, что общая площадь зарегистрированных за Российской Федерацией земельных участков превышает уточненную площадь земельных участков, предусмотренных постановлениями Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области от 22.04.2005 г. N 121 и от 24.11.2005 г. N 342.
Истец считает, что регистрация права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки является нарушением действующего законодательства и препятствует Даниловскому муниципальному району осуществлять функции по управлению и распоряжению частью земельных участков, указанных в перечне N 18:105 названного распоряжения Правительства Российской Федерации.
Администрация Даниловского муниципального района Волгоградской области считает, что право собственности Российской Федерации на ряд земельных участков зарегистрировано без правовых на то оснований, в связи с чем обратилась с иском о признании права Российской Федерации отсутствующим.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 данного Кодекса способами.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее постановление N 10/22) разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Пределы применения такого способа защиты как признание права отсутствующим разъяснены в абзаце 4 пункта 52 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", где указано, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу указанных разъяснений применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установленного факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются, во-первых, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, во-вторых, установление факта его нарушения и, в-третьих, установление факта нарушения права истца именно ответчиком.
Следовательно, заинтересованное лицо должно указать суду, какие его права, подлежащие судебной защите, нарушены, и представить доказательства их нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. Из указанной нормы следует, что предъявление иска, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
Как усматривается из искового заявления общая площадь земельных участков, на которые зарегистрировано право Российской Федерации превышает уточненную площадь на 15,1344га.
При этом истец при определении разницы в площадях земельных участков основывается на материалах межевания, проведенного в 2003 году ФГУП "ВолгоградНИИгипрозем", межевых дел подготовленных ООО "Меридиан+" и материалах землеустройства, выполненных ОАО "Волгоградское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие".
Между тем, как следует из ответа ФБУ "Кадастровая палата" по Волгоградской области (т.2 л.д.81-88) согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости, расхождения между площадью земельных участков с кадастровыми номерами 34:04:11 00 06:0001, 34:04:08 00 08:0001, 34:04:08 00 07:0004, 34:04:08 00 07:0005 и суммарной площадью вновь образованных земельных участков обусловлено проведением кадастровых работ, с целью формирования земельных участков под объектами недвижимости ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть", расположенных на вышеуказанных вновь образованных земельных участках.
Как следует из отзыва Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 27.02.2013 г. N 06-250-ВК право собственности РФ от 21.06.2003 г. N 820-р с перечнем N 18:105 на спорные земельные участки зарегистрировано на основании Распоряжения Правительства РФ. При этом государственная регистрации права собственности производилась с предоставлением в Управление кадастровых паспортов земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к сведениям уникальных характеристик объекта недвижимости относится описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с п.3 ст.27 указанного орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка, в том числе, в случае, если размер образуемого земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
При этом следует отметить, что при необходимости внесения изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в кадастр сведений о местоположении границ земельных участков и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета.
Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств наличия ошибки при постановке на кадастровый учет спорных земельных участков.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение указанной правовой нормы, истцами не доказано наличие нарушения их прав и законных интересов оспариваемым правом собственности и доказательств их восстановления в случае удовлетворения иска, что исключает возможность удовлетворения требований основанных на положении абзаца 4 пункта 52 постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ от 29.04.2010 г. N 10/22.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, в связи с чем, подлежат отклонению.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции, проверив все доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о юридической несостоятельности последних, не основанных на имеющихся в деле доказательствах, не имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта, и не влияющих на обоснованность и законность обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 апреля 2013 года по делу N А12-763/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-763/2013
Истец: Администрация Даниловского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
Третье лицо: ОАО "РИТЭК", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Волгоградской области