г. Томск |
|
09 июля 2013 г. |
Дело N А45-30101/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей: Бородулиной И.И., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Карсакова А.В. по доверенности N 02-10/4 от 09.01.2013 года (сроком до 31.12.2013 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Новосибирску, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 08 апреля 2013 года по делу N А45-30101/2012 (судья В.П. Мануйлов)
по заявлению Открытого акционерного общества "Банк24.ру", г. Екатеринбург (ОГРН 1026600002098, ИНН 6608007890)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Новосибирску, г. Новосибирск
об оспаривании ненормативного акта налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
"Банк24.ру" (Открытое акционерное общество) (далее по тексту - Банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Новосибирску (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения N 12 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08 апреля 2013 года заявленные Банком требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08 апреля 2013 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в рассматриваемом случае заявитель правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 Налогового кодекса РФ.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Банк в отзыве на апелляционную жалобу возражал против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу налогового органа не подлежащей удовлетворению, поскольку оспариваемое решение Инспекции не соответствует положениям действующего налогового законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Банк, участвующий в деле, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08 апреля 2013 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании обнаруженного налоговым органом факта, свидетельствующего о нарушении Банком законодательства о налогах и сборах, зафиксированного актом N 53 от 06.06.2012 года, 05.07.2012 года Инспекцией вынесено решение N 12 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому заявитель привлечен к налоговой ответственности по статьей 135.1 Налогового кодекса РФ за непредставление банком по мотивированному запросу налогового органа выписки по операциям на счетах организации в установленный срок, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением УФНС по Новосибирской области от 28.09.2012 года апелляционная жалоба Банка на решение Инспекции от 05.07.2012 года N 12 оставлена без удовлетворения, решение - без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, Банк обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании его незаконным.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения доводов апелляционной жалобы налогового органа по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и(или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
На основании статьи 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации.
Статьей 26 Закона "О банках и банковской деятельности" предусмотрена обязанность кредитных организаций выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.
Согласно статье 135.1 Налогового кодекса РФ непредставление банком справок о наличии счетов в банке и(или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и(или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 Налогового кодекса РФ, в виде исполнения указанных обязанностей о сообщении об остатках денежных средств на счетах с нарушением установленного срока является оконченным по истечении срока, указанного в пункте 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 86 Налогового кодекса РФ форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункту 4 статьи 31 Налогового кодекса РФ формы и форматы предусмотренных НК РФ документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен НК РФ.
Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России.
Форматы представления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС РФ от 15.03.2011 года N ММВ-7-2/203@ утвержден Порядок представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 3 Порядка данный Порядок применяется при представлении в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что Порядок применяется при представлении банками в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи информации по запросам налоговых органов, в частности, выписок по операциям на счетах организаций.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что представление документов налоговых органов в банки (филиалы банков) и представление в налоговые органы документов банков в электронном виде через Банк России осуществляются в соответствии с Положением о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде, утвержденным Банком России 29.12.2010 года N 365-П (далее - Положение БР N 365-П), и в сроки, предусмотренные НК РФ.
Согласно главе 1 Положения БР N 365-П направление в банки (филиалы банков) и учреждения Банка России поручений и решений налогового органа, направление банками (филиалами банков) и учреждениями Банка России сведений в электронном виде осуществляется через:
- Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее - МИ ФНС России по ЦОД);
- подразделение Банка России, на которое распорядительным документом Банка России возложены полномочия по приему от МИ ФНС России по ЦОД поручений и решений налогового органа в электронном виде, а также по передаче МИ ФНС России по ЦОД сведений в электронном виде (далее - уполномоченное подразделение Банка России);
- территориальное учреждение Банка России (далее - ТУ Банка России).
Направление в банки (филиалы банков) и учреждения Банка России поручений и решений налогового органа, направление банками (филиалами банков) и учреждениями Банка России сведений в электронном виде осуществляется путем обмена электронными сообщениями и(или) пакетами (группами) электронных сообщений.
Для защиты сообщений от несанкционированного доступа используется шифрование, для подтверждения подлинности и контроля целостности сообщений используются коды аутентификации (далее - КА).
При приеме сообщений уполномоченным подразделением Банка России от МИ ФНС России по ЦОД, а также при приеме сообщений ТУ Банка России от банка (филиала банка) проводится проверка КА сообщения.
После завершения проверки КА сообщения уполномоченное подразделение Банка России направляет в МИ ФНС России по ЦОД, а ТУ Банка России направляет банку (филиалу банка) сообщение, содержащее извещение с информацией о положительных либо отрицательных результатах проверки КА сообщения.
МИ ФНС России по ЦОД в случае получения от уполномоченного подразделения Банка России, а банк (филиал банка) в случае получения от ТУ Банка России извещения в электронном виде с информацией об отрицательных результатах проверки КА сообщения, выясняет причину, которая привела к отрицательному результату проверки КА сообщения, и принимает меры по устранению данной причины (при необходимости совместно с уполномоченным подразделением Банка России или ТУ Банка России).
Регламентом взаимодействия налоговых органов, организаций Банка России и банков при направлении в банк, учреждение Банка России электронных документов (версия 1.1._25.10.2011) разработан порядок обработки документов.
Пунктом 4 Регламента предусмотрено направление в налоговый орган электронного документа, сформированного банком (филиалом банка), учреждением Банка России.
В соответствии с пунктом 4.1 Банк (филиал банка), учреждение Банка России после исполнения электронного документа (решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, запроса налогового органа), а также после исполнения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, поступившего на бумажном носителе, формирует соответствующий электронный документ банка (филиала банка), учреждения Банка России (справку об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах, операции по которым приостановлены, справку о наличии счетов в банке, выписку по операциям на счете).
Банк (филиал банка) преобразовывает указанный электронный документ банка (филиала банка) в зашифрованный файл, который включается в состав архивного файла и направляет в ТУ Банка России в порядке, изложенном в пункте 3 Регламента, для последующей передачи через уполномоченное подразделение Банка России, МИ ФНС России по ЦОД в налоговый орган.
Учреждение Банка России направляет сформированный электронный документ учреждения Банка России в ТУ Банка России.
Пунктом 4.2 предусмотрено, что ТУ Банка России выполняет проверку архивных файлов, содержащих электронные документы банка (филиала банка), формирование зашифрованных файлов, архивных файлов на основании электронных документов учреждений Банка России, а также направление сводных архивных файлов в соответствии с порядком, изложенным в пункте 3 Регламента.
Таким образом, Территориальное учреждение Банка России обеспечивает прием направленных по каналам связи или на магнитном носителе архивных файлов. При этом в автоматизированном режиме проводится процедура проверки подлинности и целостности каждого архивного файла, позволяющая установить, что такой файл был направлен соответствующим банком и не был изменен в ходе передачи от банка до территориального учреждения (далее - процедура аутентификации).
При положительных результатах процедуры аутентификации и процедуры проверки наименования архивного файла территориальное учреждение формирует в электронном виде и направляет банку уведомление о принятии архивного файла.
Архивный файл, процедура аутентификации и(или) процедура проверки наименования которого дали отрицательный результат, исключается из дальнейшей обработки. При этом территориальное учреждение формирует в электронном виде и направляет уполномоченному банку уведомление о непринятии архивного файла с указанием причины его непринятия.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что налоговым органом в Банк направлен запрос от 07.02.2012 года N 1247 о предоставлении выписки по операциям на счетах ООО "ГОБ-Успех", полученный заявителем 08.02.2012 года.
Указанный запрос поступил в электронном виде файлом ZNO16577859_547320120207_001247.txt.
09.02.2012 года Банк сформировал выписку, содержащуюся в файле BV100_ZNO16577859_547320120207_001247.vrb, и, в пределах установленного действующим законодательством Российской Федерации трехдневного срока, 10.02.2012 года отправил ответ на вышеуказанный запрос налогового органа в архивном файле AFN_6577859_MIFNS00_20120210_005.arj.
В результате данного электронного обмена документами Банк получил от ТУ Банка России извещение IZVTUB_AFN_6577859_MIFNS00_20120210_005.txt от 10.02.2012 года, содержащее информацию о положительном результате проверки КА сообщения, о чем свидетельствует код "01".
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, получив от ТУ извещение в электронном виде с информацией о положительных результатах проверки с кодом "01", Банк был, таким образом, уведомлен о том, что архивный файл соответствует нормам Регламента и может быть передан для дальнейшей обработки.
Следовательно, извещение ТУ Банка России содержит информацию о проверке отправленного архивного файла.
Указанное выше обстоятельство налоговым органом надлежащим образом не опровергнуто.
Из пункта 4.4 Регламента следует, что МИ ФНС России по ЦОД выполняет в отношении полученных сводных архивных файлов действия, предусмотренные пунктом 3 Регламента.
После извлечения зашифрованного файла МИ ФНС России по ЦОД осуществляет его расшифрование, проверку КА, структуры наименования, формата электронного документа банка (филиала банка), учреждения Банка России, после чего формирует извещение, снабженное КА на ключе МИ ФНС России по ЦОД с информацией о положительных либо отрицательных результатах проверки для последующей передачи через Уполномоченное подразделение Банка России, ТУ Банка России в банк (филиал банка), учреждение Банка России.
Далее пунктом 4.5 Регламента предусмотрено, что Банк (филиал банка) России при получении извещения МИ ФНС России по ЦОД с информацией об отрицательных результатах проверки зашифрованного файла выясняет причину, формирует исправленный зашифрованный файл и направляет его в ТУ Банка России для последующей передачи МИ ФНС России по ЦОД через Уполномоченное подразделение Банка России.
В рассматриваемом случае налоговый орган в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о формировании уполномоченным налоговым органом извещения, снабженного КА на ключе МИ ФНС России по ЦОД с информацией о положительных либо отрицательных результатах проверки файла Банка для последующей передачи через Уполномоченное подразделение Банка России, ТУ Банка России в банк (филиал банка), учреждение Банка России.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель апеллянта пояснил, что при вынесении обжалуемого решения Инспекцией не проверялся факт соблюдения МИ ФНС России по ЦОД положений, предусмотренных пунктом 4.4 Регламента. Учитывая изложенное, ссылка апеллянта на ответ МИ ФНС по ЦОД от 23.01.2013 года является несостоятельной.
При таких обстоятельствах апелляционный суд находит правомерными доводы Банка о том, что заявитель не знал и не мог знать о том, что в результате прохождения отправленного им файла возникли обстоятельства, в результате наступления которых файл не поступил конечному адресату - налоговому органу.
Также апелляционная инстанция находит необоснованным довод налогового органа о том, что выписка, содержащаяся в файле BV100_ZNO16577859_547320120207_001247.vrb в архивном файле AFN_6577859_MIFNS00_20120210_005.arj отсутствовала, поскольку данное обстоятельство опровергается копией отчета о формировании архивного файла от 10.02.2012 года (л.д. 26-27).
Положениями статьей 106, 108, 109 Налогового кодекса РФ установлено, что к налоговой ответственности в соответствии с настоящим Кодексом может быть привлечено лицо за виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие), при этом виновность лица должна быть доказана в установленном законом порядке и установлена судом. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Пунктом 18 совместного постановления Пленумов от 11.06.1999 года Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 также разъяснено, что в силу статьей 106, 108 и 109 Налогового кодекса РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение
В силу пунктов 1 - 3 статьи 110 Налогового кодекса РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Согласно подпункту 2 статьи 109 Налогового кодекса РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, которое исключает привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел вины заявителя в совершении налогового правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 Налогового кодекса РФ, за которое он привлечен к ответственности оспариваемым решением.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что в результате периодически проводимой Банком проверки выявлено отсутствие извещения налогового органа по ЦОД. В связи с этим 14.03.2012 года заявитель, не будучи обязанным, по собственной инициативе, повторно сформировал выписку, содержащуюся в файле BV300_ZNJ1657759_547320120207_001247.vrb и отправил её в архивном файле AFN_6577859_MIFNS00_20120314_020.arj.
В результате данного электронного обмена документами Банком получено извещение ТУ Банка России IZVTUB_AFN_6577859_MIFNS00_20120314_020.txt от 14.03.2012 года с положительным результатом проверки КА сообщения, о чем свидетельствует код "01".
15.03.2012 налоговый орган по ЦОД сформировал извещение KWTFCB_BV300_ZNO16577859_547320120207_001247txt о результатах проверки файла BV300_ZNO16577859_547320120207_001247 с положительным результатом проверки, о чем свидетельствует код "20", то есть им выполнены требования пункта 4.4 Регламента.
Таким образом, исследовав и оценив все юридически значимые факты и обстоятельства по делу в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд правомерно и обоснованно удовлетворил требования заявителя, признав недействительным обжалуемое решение налогового органа N 12 от 05.07.2012 года.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию Инспекции по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08 апреля 2013 года по делу N А45-30101/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-30101/2012
Истец: ОАО "Банк24.РУ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N13 по г. Новосибирску