Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2013 г. N 13АП-10299/13
г. Санкт-Петербург |
|
09 июля 2013 г. |
Дело N А56-9472/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2013 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Борисова Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Швора В.В. по доверенности от 14.11.2012 N 315;
от заинтересованного лица: Деркульской О.Г. по доверенности от 09.01.2013 N 03;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-1221) ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2013 по делу N А56-9472/2013 (судья Ресовская Т.М.), принятое в порядке упрощенного производства
установил:
ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад" (199155, Санкт-Петербург, пр.Кима, д.19, лит.А, ОГРН1114703005273, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (191123, Санкт-Петербург, Манежный пер, д.14, далее - СЗТУ Росрыболовства) от 15.02.2012 N 09-01/2013/003/012499 о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения по статье 8.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 7 500 рублей.
Решением суда первой инстанции ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным и обоснованным привлечением общества к административной ответственности по статье 8.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад" направило апелляционную жалобу, в которой, повторив доводы заявления, просило решение суда отменить.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на недостаточность доказательств, подтверждающих событие правонарушения. Общество считает, что имеющиеся в материалах административного дела акты отбора проб сточных вод, протоколы анализа сточных вод, не содержат доказательства, что именно заявитель допустил превышение нормативов предельно допустимых концентраций(ПДК) вредных веществ в водном объекте, поскольку общий природный фон по ПДК в водном объекте, в который общество осуществляет сброс сточных вод изначально имеет большое превышение загрязняющих веществ. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии влияния выпусков заявителем сточных вод на гидрохимические показатели природной воды. Кроме того. представитель указал, что один из трех водных объектов, а именно, ручей без названия не относится к объектам рыбохозяйственного значения, следовательно, имеет иные нормативы ПДК.
Представитель СЗТУ Росрыболовства с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, СЗТУ Росрыболовства в целях исполнения возложенных на него функций по контролю(надзору) за соблюдением законодательства в области охраны водных биологических ресурсов направило в Невско-Ладожское бассейновое водное управление запрос о качестве сбросов сточных вод в водоемы Санкт-Петербурга.
Из представленных Невско-Ладожским бассейновым водным управлением сведений следовало, что на основании решений Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области от 18.05.2009 N 47-00.00.00.000-Р-РСБХ-С-2009-00500/00, N 47-00.00.00.000-Р-РСБХ-С-2009-00502/00, N 47-00.00.00.000-Р-РСБХ-С-2009-00503/00 в пользование ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад" предоставлены водные объекты (ручей Безымянный, ручей без названия, протока между озерами Кузнечное и Малое Боровское) для осуществления сброса сточных вод через три выпуска (с установлением максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах для каждого выпуска).
В соответствии с пунктом 3.5 решений ручей Безымянный, ручей без названия, протока между озерами Кузнечное и Малое Боровское относятся к водоемам второй категории рыбохозяйственного водопользования, а следовательно, для данных водоемов должны применяться нормативы ПДК рыбохозяйственного значения в соответствии в приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 N 20.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2.3 указанных решений пользователь вести регулярное наблюдение за качеством сбрасываемых сточных вод, водным объектом и водоохранной зоной по программе, согласованной с Невско-Ладожским бассейновым водным управлением и с территориальным органом исполнительной власти в области рыболовства (Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству), а также предоставлять в установленные сроки бесплатно результаты таких регулярных наблюдений в указанные органы.
Во исполнение вышеуказанных решений обществом в Невско-Ладожское бассейновое водное управление были направлены сведения, полученные в результате учета качества и объема сточных вод за 3 квартал 2012 года (исх. от 09.10.2012 N 1538), с приложением протоколов лабораторных исследований(анализов выпусков) N 1.1762-в-12, N 1.1760-в-12, N1.1759-в-12, N1.1758-в-12, N1.1761-в-12 от 26.09.2012; N1.1367-в-12, N1.1365-в-12, N1.1364-в-12, N1.1363-в-12, 1.1366-в-12, N1.1369-в-12, N1.1368-в-12 от 25.07.2012; N1.1554-в-12, N1.1552-в-12, N1.1551-в-12, N1.1550-в-12, N1.1553-в-12 от 16.08.2012, проведенных филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Приозерском районе"( л.д.35-66).
По результатам документарной проверки представленных материалов СЗТУ Росрыболовства установило, что в 3-м квартале 2012 года ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад" при осуществлении хозяйственной деятельности допустило нарушение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 N 20.
По признакам правонарушения ответственность за которое предусмотрена ст.8.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях 17.01.2013 СЗТУ Росрыболовства возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении.
В процессе административного расследования СЗТУ Росрыболовства установило, что общество осуществляет сброс сточных вод после очистных сооружений с превышением установленных Приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 N 20 нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, через выпуски 2, 3, 4 в ручей Безымянный, ручей без названия и протоку между озерами Кузнечное и Малое Боровское, а именно, азота аммонийного - в два раза, марганца - в 2 раза, железо общ. - в 3 раза, азота нитритного - 1,5 раза.
По факту нарушения пункта 6.1 статьи 60 Водного Кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ, а также пункта 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР (утвержденного Постановлением СовМина СССР 15.09.1958 N 1045) 03.10.2012, с участием представителя общества, СЗТУ Росрыболовства составило протокол об административном правонарушении по статье 8.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением СЗТУ Росрыболовства от 15.02.2013 N 09-01/2013/003/012499 общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения по статье 8.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 7 500 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа по тем основаниям, что в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в водоеме допущено заявителем. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад" в признании незаконным постановления СЗТУ Росрыболовства от 15.02.2013 N 09-01/2013/003/012499, в полном объеме оценил материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В силу статьи 8.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Пунктом 4 статьи 23 указанного Закона предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" под средой обитания животных понимается природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы. Под объектом животного мира понимаются организмы животного происхождения или их популяция.
Согласно статье 22 названного Закона любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
В связи с этим положения части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, наряду с подпунктом "а" пункта 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР (утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 N 1045), устанавливают запрет на осуществление промышленными, коммунальными, сельскохозяйственными и иными предприятиями сброса в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенных и необезвреженных сточных вод.
Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", в силу пункта 1 статьи 1 которого водными биологическими ресурсами являются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
Под сохранением водных биоресурсов понимается поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания (пункт 7 статьи 1 данного Закона).
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 484, в соответствии с пунктом 1 которого нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатывает и утверждает Федеральное агентство по рыболовству по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 утверждены Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Нормирование содержащихся в сбросах сточных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Судом первой инстанции установлено, что ручей Безымянный, ручей без названия, протока между озерами Кузнечное и Малое Боровское относится к водоемам второй категории рыбохозяйственного значения (п.3.5 решения от 18.05.2009).
В подпункте 9 пункта 2.3 решений от 18.05.2009 N 47-00.00.00.000-Р-РСБХ-С-2009-00500/00, N 47-00.00.00.000-Р-РСБХ-С-2009-00502/00, N 47-00.00.00.000-Р-РСБХ-С-2009-00503/00 для общества были установлены нормативы максимального содержания загрязняющих веществ сбрасываемых в водный объект сточных вод.
Материалами дела в полном объеме подтверждается превышение нормативов ПДК вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения, установленных Приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 N 20, в сброшенных обществом сточных водах.
Так, согласно протоколам анализов сточных вод ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Приозерском районе" N 1.1762-в-12, N 1.1760-в-12, N1.1759-в-12, N1.1758-в-12, N1.1761-в-12 от 26.09.2012; N1.1367-в-12, N1.1365-в-12, N1.1364-в-12, N1.1363-в-12, 1.1366-в-12, N1.1369-в-12, N1.1368-в-12 от 25.07.2012; N1.1554-в-12, N1.1552-в-12, N1.1551-в-12, N1.1550-в-12, N1.1553-в-12 от 16.08.2012 за 3-й квартал 2012 года ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад" осуществляло сброс сточных вод в ручей Безымянный, ручей без названия, протока между озерами Кузнечное и Малое Боровское через три выпуска с превышением, установленных Приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 N20 нормативов ПНД вредных веществ: азота аммонийного - в два раза, марганца - в 2 раза, железо общ. - в 3 раза, азота нитритного - 1,5 раза.
Указанными действиями юридическое лицо нарушило требования пункта 6 статьи 60 Водного кодекса РФ, а также пункта 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 N 1045.
Согласно статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в силу требований статьи 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьи 210 АПК РФ установлена и доказана административным органом.
В соответствии с п.2 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2009 N 205 " О порядке ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора(изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества", обязанность ведения учета объема забора(изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом.
Согласно п.2.3 решений от 18.05.2009 именно на заявителя возложена обязанность регулярного наблюдения за качеством сбрасываемых сточных вод, водным объектом и водоохраной зоной по программе, согласованной с Невско-Ладожским бассейновым управлением, а также предоставлять ежеквартально результаты таких наблюдений.
Материалы дела не содержат доказательств того, что правонарушение, допущенное обществом, было вызвано обстоятельствами, находящимися вне его контроля при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении деятельности по водопользованию. Сброс недостаточно очищенных сточных вод в ручей Безымянный, ручей без названия и протоку между озерами Кузнечное и Малое Боровское влечет вредное воздействие на качество воды водного объекта рыбохозяйственного значения, изменение гидрохимического состава воды в водном объекте, изменение среды обитания водных биологических ресурсов, ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции.
Доводы общества, указанные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию, изложенную в заявлении, которой дана правовая оценка судом первой инстанции. Апелляционный суд не находит оснований для переоценки. В рассматриваемом случает превышение ПДК допущено в каждом из трех водных объектов и возможное изменение категории водопользования одного из них не может повлиять на доказанность объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности апелляционным судом не установлено, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление о привлечении ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад" к административной ответственности вынесены уполномоченными должностными лицами в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 апреля 2013 года по делу N А56-9472/2013, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад" без удовлетворения.
Судья |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.