г. Самара |
|
13 декабря 2010 г. |
Дело N А65-35731/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Рогалевой Е.М., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шараповой Л.А.,
с участием:
от заявителей:
Федерального государственного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама" - Данилов А.М., доверенность от 15.01.2010 г., Каштанова С.В., доверенность от 17.05.2010 г. N 322/01-163,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
открытого акционерного общества "КАМАЗ" - Карпов Е.А., доверенность от 31.12.2009 г. N 01/07-470, Шауклис Н.А. доверенность от 31.12.2009 г. N 01/07-469,
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 декабря 2010 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Федерального государственного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июня 2010 года по делу
N А65-35731/2009 (судья Мотрохин Е.Ю.),
по заявлению Федерального государственного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама", Республика Татарстан, Елабужский район, Танаевский лес,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
третьи лица:
открытое акционерное общество "КАМАЗ", Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Московская область, г. Москва,
о признании недействительными постановления от 14.09.2009 г. N 1358,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Нижняя Кама" (далее - первый заявитель, ФГУ "НП "Нижняя Кама") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчик, Глава района), с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным постановления от 14.09.2009 г. N 1358 "О предоставлении в собственность земельных участков" в части предоставления открытому акционерному обществу "КамАЗ" земельных участков с кадастровыми номерами: 16:39:000000:540, 16:39:000000:541, 16:39:000000:542, 16:39:000000:543, 16:39:000000:544, 16:39:000000:545.
Определением суда от 19.04.2010 г. принято и назначено к совместному рассмотрению с настоящим делом заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - второй заявитель, ТУ Росимущества в РТ) к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительным постановления от 14.09.2009 г. N 1358 "О предоставлении в собственность земельных участков" в части земельных участков с кадастровыми номерами: 16:39:000000:540, 16:39:000000:541, 16:39:000000:542, 16:39:000000:543, 16:39:000000:544 и 16:39:000000:545.
К участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "КамАЗ" (далее - ОАО "КамАЗ") и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России).
Решением суда первой инстанции от 14 июня 2010 года в удовлетворении заявленных требований ФГУ "НП "Нижняя Кама" и ТУ Росимущества в РТ отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУ "НП "Нижняя Кама" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение и неправильное применение норм материального права.
ТУ Росимущества в РТ также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Минприроды России поддерживает апелляционные жалобы ФГУ "НП "Нижняя Кама" и ТУ Росимущества в РТ, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители первого заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе ФГУ "НП "Нижняя Кама", а также просили удовлетворить апелляционную жалобу ТУ Росимущества в РТ.
Представители третьего лица - ОАО "КамАЗ", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, возражали против удовлетворения апелляционных жалоб ФГУ "НП "Нижняя Кама" и ТУ Росимущества в РТ.
Представители второго заявителя, ответчика и третьего лица - Минприроды России в судебное заседание не явились. Минприроды России просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей второго заявителя, ответчика и третьего лица - Минприроды России, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании решений Совета Министров РСФСР от 14.01.1977 г. N 72-р и от 16.12.1977 г. N 2522-р, постановлений Совета Министров РСФСР от 14.05.1975 г. N 11 и от 18.04.1975 г. N 571-р Исполнительным комитетом Тукаевского районного Совета депутатов трудящихся Дирекции Камского объединения по производству большегрузных автомобилей КамАЗ Минавтопрома СССР выдан Государственный акт от 07.06.1977 г. б/н об отведении в постоянное пользование 196,6 га, согласно плану и описанию границ, под строительство пионерского лагеря (т. 3 л.д. 79-82).
На основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 18.04.1975 г. N 571-р Исполнительным комитетом Тукаевского районного Совета депутатов трудящихся Дирекции Камского объединения по производству большегрузных автомобилей КамАЗ Минавтопрома СССР выдан Государственный акт от 08.12.1978 г. серии А-1 N 898314 о закреплении за указанным землепользователем в бессрочное и бесплатное пользование 26,3 га земли в границах согласно плану землепользования, для строительства спортивного комплекса "Белоус" КамАЗа (т. 3 л.д. 75-76).
На основании решений Совета Министров РСФСР от 18.11.1971 г. N 2341-р и от 01.12.1976 г. N 1934-р, распоряжения Совета Министров ТАССР от 11.02.1971 г. N 177 Исполнительным комитетом Тукаевского районного Совета депутатов трудящихся Дирекции Камского объединения по производству большегрузных автомобилей КамАЗ Минавтопрома СССР выдан Государственный акт от 27.06.1979 г. серии А-1 N 898287 о закреплении за указанным землепользователем в бессрочное и бесплатное пользование 211,6 га земли в границах согласно плану землепользования, для строительства детских дошкольных учреждений (т. 3 л.д. 77-78).
На основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 08.07.1976 г. N 1017-р Исполнительным комитетом Тукаевского районного Совета депутатов трудящихся Дирекции Камского объединения по производству большегрузных автомобилей КамАЗ Минавтопрома СССР выдан Государственный акт от 01.11.1984 г. серии А-1 N 902269 о закреплении за указанным землепользователем в бессрочное и бесплатное пользование 234,5 га земли в границах согласно плану землепользования, для строительства кратковременных баз отдыха КамАЗа (т. 3 л.д. 83-84).
Таким образом, в период с 1971 г. по 1984 г. под объекты социальной сферы Дирекции Камского объединения по производству большегрузных автомобилей КамАЗ Минавтопрома СССР были предоставлены в постоянное (бессрочное пользование) на основании вышеуказанных Государственных актов земельные участки общей площадью 669,3 га.
В силу положений п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ОАО "КамАЗ" обратилось к главе Тукаевского муниципального района с заявлениями о переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, расположенных в Тукаевском муниципальном районе, Малошильнинском сельском поселении.
Распоряжениями Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 25.06.2009 г. N N 2028-2032 утверждены схемы расположения на кадастровой карте соответствующей территории земельных участков общей площадью 547 8396 кв.м., уточненной в результате межевания, предоставленных ОАО "КАМАЗ" для строительства спортивного комплекса "Белоус", пионерских лагерей, кратковременных баз отдыха, гостиницы "Лесная" и детских дошкольных учреждений, расположенных по адресу: Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение (т. 3 л.д. 6-11, 12-17, 18-23, 24-29, 30-40).
Земельные участки общей площадью 547 8396 кв.м., включая шесть земельных участков общей площадью 5102210 кв.м., предоставление которых оспаривается по настоящему делу, были поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров: 16:39:000000:540 площадью 547248 кв.м.; 16:39:000000:541 площадью 263176 кв.м.; 16:39:000000:542 площадью 45780 кв.м.; 16:39:000000:543 площадью 1321617 кв.м.; 16:39:000000:544 площадью 605117 кв.м.; 16:39:000000:545 площадью 2319272 кв.м., с указанием категории земель - земли промышленности и разрешенного использования - для строительства детских учреждений (т. 3 л.д. 67-68), спортивного комплекса "Белоус" (т. 3 л.д. 61-62), гостиницы "Лесная" (т. 3 л.д. 69-70), пионерских лагерей (т. 3 л.д. 57-58, 59-60), кратковременных баз отдыха (т. 3 л.д. 55-56), что подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами земельных участков.
14.09.2009 г. главой Тукаевского муниципального района издано постановление N 1358 "О предоставлении в собственность земельных участков", которым прекращено право постоянного бессрочного пользования ОАО "КамАЗ" на земельные участки общей площадью 5227136 кв.м., в том числе 2319272 кв.м. (кадастровый номер 16:39:000000:545), разрешенное использование: для строительства кратковременных баз отдыха; 1321617 кв.м. (кадастровый номер 16:39:000000:543), разрешенное использование: для строительства пионерских лагерей; 605117 кв.м. (кадастровый номер 16:39:000000:544), разрешенное использование: для строительства пионерских лагерей; 263176 кв.м. (кадастровый номер 16:39:000000:541), разрешенное использование: для строительства спортивного комплекса "Белоус"; 49115 кв.м. (кадастровый номер 16:39:000000:4232), разрешенное использование: для строительства детских дошкольных учреждений; 75811 кв.м. (кадастровый номер 16:39:000000:4230), разрешенное использование для строительства детских дошкольных учреждений; 547248 кв.м. (кадастровый номер 16:39:000000:540), разрешенное использование: для строительства детских дошкольных учреждений; 45780 кв.м. (кадастровый номер 16:39:000000:542), разрешенное использование: для строительства гостиницы "Лесная" (пункт 1). Пунктом 2 постановления земельные участки, указанные в п. 1 настоящего постановления, занятые объектами недвижимости, предоставлены заявителю в собственность с выкупом (т. 3 л.д. 54).
На основании вышеуказанного постановления 16.09.2009 г. между Советом Тукаевского муниципального района и ОАО "КАМАЗ" заключен договор купли-продажи земельных участков N 351, согласно которому в собственность ОАО "КАМАЗ" переданы в том числе, спорные земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами (т. 3 л.д. 41). Право собственности на данные участки зарегистрировано за ОАО "КАМАЗ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 15.10.2009 г. и от 22.10.2009 г. (т. 3 л.д. 46-49, 52-53).
Заявители, считая, что оспариваемое постановление главы Тукаевского муниципального района от 14.09.2009 г. N 1358 в части предоставления в собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 16:39:000000:540, 16:39:000000:541, 16:39:000000:542, 16:39:000000:543, 16:39:000000:544, 16:39:000000:545 не соответствует закону и нарушает их права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" уполномоченным органом во исполнение требований п. 2 ст. 3 данного Закона и в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса РФ. При этом заявителем не представлено доказательств того, что спорные земельные участки относятся к лесному фонду, к землям федеральной собственности.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 20.04.1991 г. N 223 и постановлением Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 г. N 410 был создан государственный природный национальный парк "Нижняя Кама" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Татарской ССР (далее - ГПНП "Нижная Кама) общей площадью 26112 га, с предоставлением в пользование ГПНП "Нижняя Кама" 17518 га земель государственного лесного фонда Елабужского мехлесхоза Министерства лесного хозяйства РСФСР, 553 га земель государственного запаса (Елабужский район) и включением в состав ГПНП "Нижняя Кама" 7111 га земель сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, 436 га земель города Елабуги и 494 га земель, переданных промышленным предприятиям и организациях под учреждения отдыха, без изъятия их из хозяйственной эксплуатации (т. 1 л.д. 19-20).
Постановлению Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 г. N 410 определена экспликация земель ГПНП "Нижняя Кама", согласно которой в состав ГПНП "Нижняя Кама" включены 493 га земель, переданных промышленным предприятиям и организациях под учреждения отдыха, в том числе 371 га - концерна "КамАЗ" (т.1 л.д. 21).
Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 г. N 990 во исполнение Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ГПНП "Нижняя Кама" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Нижняя Кама" (т. 5 л.д. 115).
Режим национальных парков определяется нормами Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 12 Закона N 33-ФЗ национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами (п. 2 ст. 12 данного Закона).
На основании п. 4 ст. 12 Закона N 33-ФЗ в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.
Согласно п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли национальных парков относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.
Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников (п. 8 ст. 95 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 5 ст. 16 Закона N 33-ФЗ земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
Согласно п. 4.3 и п. 4.4 Положения о Федерального государственном учреждении "Национальный парк "Нижняя Кама", утвержденного приказом Минприроды России от 09.03.2004 г. N 258, в границы национального парка включены земельные участки других собственников и пользователей общей площадью 8041 га без изъятия этих земель из хозяйственной эксплуатации. Национальный парк имеет исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных, не запрещенных законом источников. Земельные участки в границах национального парка, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
Таким образом, земельные участки национальных парков являются исключительной федеральной собственностью и не подлежат приватизации.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что переоформление существующего права постоянного (бессрочного) пользования не является отдельным (исключительным) случаем получения земельного участка, находящегося в границах национального парка, в собственность. Закон допускает лишь сохранение в частной собственности отдельных земельных участков, уже включенных в состав земель особо охраняемых территорий.
Довод ОАО "КамАЗ" о том, что границы национального парка в настоящее время не установлены, поэтому не имеется оснований утверждать, что спорные земельные участки находятся в границах национального парка "Нижняя Кама", что исключает их отнесение в состав земель национального парка, имеющих режим особо охраняемых природных территории, подлежит отклонению.
Факт создания национального парка "Нижняя Кама", законность правовых актов о его сознании, также как факт и законность включения в его состав 371 га земель концерна "КамАЗ", закрепленных за последним на праве постоянного бессрочного пользования, никем не оспорены.
Признание решением суда Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 09.09.2009 г. по делу N 2-1336 кадастрового плана (выписки из ГКЗ) от 11.12.2001 г. N 2-у-2001-1234 земельного участка Национального парка "Нижняя Кама" недействительным; действий по Тукаевского отдела УФРС по РТ регистрации права собственности Российской Федерации незаконными не означает признание незаконным включение 371 га земель концерна "КамАЗ" в состав Национального парка "Нижняя Кама", а также отсутствие прав Российской Федерации, как собственника земель национального парка.
Ссылка суда первой инстанции на преюдициальное значение в силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ решения Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 18.02.2009 г. по делу N 2-237 по иску Шауклис Н.А. к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в обоснование отказа в удовлетворении требований по настоящему делу, суд апелляционной инстанции признает несостоятельной, поскольку предметом спора по делу N 2-237 являлось постановление главы администрации Тукаевского района от 24.04.1998 г. N 348 об изъятии ранее отведенных земель под объекты социальной сферы ОАО "КамАЗ", которое признано судом недействительным (т. 4 л.д. 120-124).
Нахождение спорных земельных участков в составе границ национального парка "Нижняя Кама" подтверждается совокупностью представленных заявителем в материалы дела доказательств, а именно: заключенными между НП "Нижняя Кама" и ОАО "КамАЗ" договором аренды от 25.04.2001 г. N 81 участка лесного фонда в квартале 26 Челнинского лесничества, под базу отдыха "Лесная" (т. 3 л.д.105 - 115); договором аренды от 13.04.2000 г. N 58 участка лесного фонда в Челнинском лесничества, под базы отдыха (т. 4 л.д. 42-57); договором аренды от 18.10.2004 г. N 302 земель особо охраняемых природных территорий (т. 4 л.д. 78); справкой Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 02.03.1999 г. N 050-08/24 (т. 4 л.д. 17), справкой Государственного комитета РТ по земельным ресурсам и земельной реформе от 03.03.1999 г. N 30/9 (т. 4 л.д. 18); письмом ОАО "КамАЗ" от 05.08.1999 г. N 73/1-6-483 в адрес НП "Нижняя Кама" по отказу от пользования лесным фондом (т. 4 л.д. 39-40).
Вступившим в законную силу решением Высшего арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.1999 г. по делу N А65-177/99-С1-8 взыскано с ОАО "КамАЗ" в пользу Национального парка "Нижняя Кама" 1 202 467 руб. платы за лесопользование лесным фондом за период 1997-1998 г.г. (т. 4 л.д. 11 -16).
Указанным судебным актом, имеющим в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение, установлено, что распоряжением Совета Министров РСФСР от 16.12.1971 г. " 2522-р, от 08.07.1976 г. N 1017-р, от 14.11.1977 г. N 72-р ОАО "КамАЗ" были выделены земельные участки общей площадью 359,19 га, под строительство баз отдыха, пионерских лагерей. О принятии участков лесного фонда, ранее выделенных ответчику (ОАО "КамАЗ") в состав лесов, находящихся в ведении истца НП "Нижняя Кама", и внесении в связи с этим изменений в землеустроительные документы, свидетельствуют справки Минлесхоза РТ от 02.03.1999 г. N 050-08/24, Государственного комитета РТ по земельным ресурсам и земельной реформе от 03.03.1999 г. N 30/9.
Факт нахождения спорных земельных участков в составе границ национального парка не оспаривается и ОАО "КамАЗ".
Материалами дела подтверждается, что в период с января-февраля 2010 г. земельные участки общей площадью 424,6 га с кадастровыми номерами 16:39:000000:543, 16:39:000000:544, 16:39:000000:545 были разделены на 47 земельных участков.
ОАО "КамАЗ" 25.05.2010 г. зарегистрировало в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ограничение (обременение) "Земельные участки собственников и пользователей в границах Национального парка "Нижняя Кама", без изъятия этих земель из хозяйственной эксплуатации" в отношении 18 земельных участков, в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:000000:540, 16:39:000000:541, 16:39:000000:542, а также в отношении земельных участков, образованных в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:000000:543, 16:39:000000:544, 16:39:000000:545.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что факт отнесения спорных земельных участков, согласно кадастровым документам, к землям промышленности, сам по себе не может служить основанием для вывода о том, что указанные земельные участки не входят в состав территории национального парка.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.02.2008 г. N 14910/07.
Доводы ОАО "КамАЗ", основанные на заключении землеустроительной экспертизы земельных участков ОАО "КамАЗ" и ФГУ "НП "Нижняя Кама" в Тукаевском муниципальном районе Республики Татарстан от 13.08.2010 г. N 401/14, проведенной ООО "Земельное Бюро" по договору от 29.07.2010 г. N 078 с ОАО "КамАЗ", подлежат отклонению, в связи с тем, что данная экспертиза была проведена вне рамок судебного разбирательства, и, следовательно, не может служить надлежащим доказательством по настоящему делу, а в установленном ст. 82 АПК РФ порядке ОАО "КамАЗ" с ходатайством о назначении землеустроительной экспертизы в суд не обращался.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Согласно п. 6 ст. 2 Закона N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Поскольку сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет спорные земельные участки общей площадью 510 2210 кв.м. в части площади 371 га, включены в границы национального парка и являются федеральной собственностью, глава Тукаевского муниципального района, принимая оспариваемое постановление от 14.09.2009 г. N 1358 в части предоставления ОАО "КамАЗ" земельных участков с кадастровыми номерами: 16:39:000000:540, 16:39:000000:541, 16:39:000000:542, 16:39:000000:543, 16:39:000000:544, 16:39:000000:545, вышел за пределы своих полномочий, распорядившись данными участками. При этом вынесенное постановление нарушает права и законные интересы Российской Федерации, как собственника, и ФГУ "НП "Нижняя Кама", которое в силу п. 4 ст. 12 Закона N 33-ФЗ имеет исключительное право на приобретение указанных земель, поскольку следствием оспариваемого постановления явилось отчуждение спорных земельных участков в собственность ОАО "КамАЗ".
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований ТУ Росимущества в РТ и ФГУ "НП "Нижняя Кама".
С учетом изложенного решение суда первой инстанции на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ и п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ подлежит отмене, а заявления Федерального государственного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан - удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июня 2010 года по делу N А65-35731/2009 отменить.
Заявления Федерального государственного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан удовлетворить.
Признать недействительным постановление главы Тукаевского муниципального района от 14.09.2009 г. N 1358 "О предоставлении в собственность земельных участков" в части предоставления открытому акционерному обществу ОАО "КАМАЗ" в собственность с правом выкупа земельных участков с кадастровыми номерами: 16:39:000000:540, 16:39:000000:541, 16:39:000000:542, 16.39:000000.543, 16:39:000000:544, 16:39:000000:545.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-35731/2009
Истец: Территориальное управление Росимущества в РТ, ФГУ "Национальный парк "Нижняя Кама", Елабужский район, Танаевский лес
Ответчик: Глава Тукаевского муниципального района РТ, г. Набережные Челны, Совет Тукаевского муниципального района РТ, г. Набережные Челны, Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений РТ, г. Казань, Министерство лесного хозяйства РТ, г. Казань, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, г. Москва, ОАО "КАМАЗ", г. Набережные Челны, Территориальное управление Росприроднадзора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ, г. Казань, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ (Роснедвижимость), г. Казань, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), г. Москва
Хронология рассмотрения дела:
09.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-614/2011
23.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-35731/2009
13.12.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7976/10
19.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-35731/2009