г. Хабаровск |
|
09 июля 2013 г. |
Дело N А04-1563/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области: Летник В.А., представителя по доверенности от 01.07.2013 N05-37/182;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области на решение от 14 мая 2013 года и дополнительное решение от 16 мая 2013 года по делу N А04-1563/2013 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "SimФония"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "SimФония" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением об оспаривании постановления межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 27.02.2013 N 000009/2013 о привлечении к административной ответственности и наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также представления от 27.02.2013 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В обоснование требований заявитель ссылается на недоказанность в действиях ООО "SimФония" состава административного правонарушения, поскольку законодательно обязанность установки отдельного ККТ непосредственно внутри платежного терминала не установлена. Факт неприменения ККТ или его неправильного применения инспекцией не доказан.
Возражая, инспекция указывает, что обществу вменяется нарушение порядка использования ККТ, которая, как программно-технический комплекс, не зарегистрирована в установленном порядке, общество не имеет соответствующей лицензии на программное обеспечение. Кроме того, применяемая обществом ККТ обеспечивает некорректируемый результат учета платежей, а именно в фискальном отчете и выдаваемом чеке не совпадают время платежа, номера операции и суммы платежей.
Решением арбитражного суда от 14 мая 2013 года ООО "Simфония" в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области от 27.02.2013 N 000009/2013 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, отказано. Представление инспекции от 27.02.2013 в части возложения обязанности на ООО "SimФония" использовать контрольно-кассовую технику в составе терминала N 319, расположенного в г. Благовещенске по ул. Калинина, дом 52, размещённую под единым опломбированным кожухом, дополнительным решением суда от 16 мая 2013 года признано незаконным и отменено.
Не согласившись с мотивировочной частью решения суда и дополнительным решением суда в полном объеме, Межрайонная ИФНС России N 1 по Амурской области обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе на решение суда представитель инспекции оспаривает вывод суда о том, что действующее законодательство РФ не требует наличие ККТ встроенной непосредственно в корпус платежного терминала. Инспекция утверждает, что буквальное толкование и системный анализ пункта 3 статьи 6 Закона N 103- ФЗ, части 1 статьи 5 Закона N 54-ФЗ, пункта 2 Постановления N 470 позволяет прийти к выводу, что кассовый чек, выдаваемый платежным терминалом должен быть непосредственно отпечатан контрольно-кассовой техникой, расположенной внутри данного платежного терминала, поскольку только в этом случае будет соблюдено требование указанных норм законодательства РФ об идентичности информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте ККТ и в фискальной памяти ККТ. При иных режимах использования ККТ, в т.ч. способе, применяемом ООО "SimФония" указанное условие не исполнимо, следовательно, ККТ должна быть размещена непосредственно в корпусе платежного терминала. Кроме того, считает, что судом не дана оценка заключению Региональной ассоциации центров технического обслуживания ККТ по Амурской области от 13.02.2013, подтвердившему применение обществом ККТ с нарушением установленного законодательством порядка и условий ее применения. Просит изменить решение суда и исключить из мотивировочной части оспариваемый вывод суда. В апелляционной жалобе на дополнительное решение указывает, что вывод суда о том, что действующее законодательство РФ не требует наличие ККТ встроенной непосредственно в корпус платежного терминала привел к принятию неправильного решения о признании незаконным и отмене представления инспекции в части возложения обязанности на ООО "SimФония" использовать контрольно-кассовую технику в составе терминала N 319, расположенного в г. Благовещенске по ул. Калинина, дом 52, размещённую под единым опломбированным кожухом. В связи с чем, просит дополнительное решение отменить, полностью отказать заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене представления инспекции.
В судебном заседании представитель инспекции настаивал на удовлетворении апелляционных жалоб по приведенным в них доводам.
Представитель общества участие в рассмотрении апелляционных жалоб не принимал, представил письменный отзыв, в котором выразил согласие с принятыми судебными актами.
Проверив в порядке и пределах статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, ООО "SimФония" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1072801010370, ИНН 2801125100 по юридическому адресу: Амурская область, г.Благовещенск, ул.50 лет Октября, дом 28, кааб. 402.
На основании поручения от 13.02.2013 N 015125 инспекцией проведена проверка выполнения обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В присутствии двух понятых произведен осмотр платежного терминала N 319, принадлежащего ООО "SimФония", расположенного в помещении расчетно-кассового центра по адресу: г.Благовещенск, ул. Калинина, 52 (слева от входа), составлен протокол осмотра N 18-39/769 от 13.02.2013, составлена фототаблица, протоколы опроса свидетелей.
В присутствии законного представителя общества составлен акт проверки от 13.02.2013 N 006339, протокол опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В протоколе генеральный директор общества указал, что в платежном терминале установлена ККТ, не зарегистрированная в налоговом органе, работающая в режиме принтера. На копиях кассовых чеков распечатывается вся информация, предусмотренная законодательством о ККТ, зарегистрированной в налоговом органе ККТ, установленной по адресу: г. Благовещенск, ул. Кузнечная, дом 63. Уведомлением от 18.02.2013 N 18-19/02165 законный представитель общества приглашен для составления протокола об административном правонарушении.
19.02.2013 в присутствии генерального директора общества составлен протокол об административном правонарушении N 000009/2013, в котором отражено, что в составе платежного терминала N 319 установлена ККТ модели PayPPU-700K, заводской N 0220332, которая 31.08.2012 снята с учета в налоговом органе и эксплуатируется в режиме печати произвольного документа.
При этом установлено, что на чеках, выдаваемых платежным терминалом N 319 при приеме платежей наличными денежными средствами от физических лиц, указаны различные цифровые данные о применяемой ККТ, а именно контрольно-кассовые машины с заводскими номерами 0181165, 0184954 и регистрационными номерами блока ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная) 1433189588, 1424327918, что подтверждается протоколами опроса свидетеля N 523-18 от 13.02.2013, N 528-18 от 08.02.2013. Данные ККТ (N 0181165, 19184954) зарегистрированной в составе платежного терминала с установкой по адресу: ул. Кузнечная, 63 (офис ООО "SimФония") фактически используются по нескольким адресам, в том числе по адресу: ул. Калинина, 52, "РКЦ", т.е. с нарушением правил ее применения - ККТ отсутствует в составе терминала.
Постановлением от 27.02.2013 N 000009/2013, вынесенном в присутствии генерального директора общества, ООО "SimФония" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и с учётом отягчающих ответственность обстоятельств, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 33 000 рублей.
Представлением от 27.02.2013 инспекция обязала ООО "SimФония" устранить причины и условия выявленных нарушений. Копия представления получена директором общества 04.03.2013.
Не согласившись с вышеуказанными постановлением и представлением инспекции, ООО "SimФония" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение об отказе обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд пришел к выводу о том, что ООО "SimФония" использует в платежном терминале N 319 контрольно-кассовую технику с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения. При этом в мотивировочной части решения суд согласился с доводами заявителя о том, что действующее законодательство РФ не требует наличие ККТ встроенной непосредственно в корпус платежного терминала. В дополнительном решении суд с учетом вышеприведенного вывода признал незаконным и отменил представление инспекции в части возложения обязанности на ООО "SimФония" использовать контрольно-кассовую технику в составе терминала N 319, расположенного в г. Благовещенске по ул. Калинина, дом 52, размещённую под единым опломбированным кожухом.
С выводами суда первой инстанции следует согласиться.
Принимая решение и дополнение к нему, суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Согласно статье 1 вышеназванного Закона платежный терминал - устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты).
Пунктом 1 статьи 5 Закона N 54-ФЗ предусмотрена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата (пункт 2 статьи 5 Закона N 54-ФЗ).
В силу пункта 1.1 статьи 4 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна: быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом;
передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат; иметь паспорт установленного образца.
Согласно статье 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны: использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата; осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика; предоставлять при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно-кассовой техники; применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти;
эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме;
выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом.
В соответствии с пунктом 12 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ от 03.06.2009 "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 103-ФЗ платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:
1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;
2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара(работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;
4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.
Пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа - кассовый чек;
2) наименование оплаченного товара (работ, услуг);
3) общую сумму принятых денежных средств;
4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;
6) адрес места приема денежных средств;
7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.
Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев (пункт 3 статьи 5).
Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона (пункт 4 статьи 5).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона N 103-ФЗ применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 данного Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.
Статья 6 Закона N 103-ФЗ обязывает платежных агентов при приеме платежей использовать платежные терминалы, содержащие в своем составе контрольно-кассовую технику, и обеспечивать в автоматическом режиме печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.
Пунктом 5 статьи 6 указанного Закона предусмотрено, что в случае изменения адреса места установки платежного терминала, платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.
Из материалов дела следует, что чек N 17446, выданный терминалом 319, принадлежащего ООО "SimФония", расположенного в помещении расчетно-кассового центра по адресу: г.Благовещенск, ул. Калинина, 52 (слева от входа), содержит информацию о дате выдачи (13.02.2013), времени выдачи чека (08:10). При этом в нижней части чека, содержащей сведения о фискальном регистраторе, указаны фискальный номер чека 00106769, время операции 11:12, сумма платежа 10 руб.
Таким образом, время выдачи чека не совпадает с временем проведения операции через фискальный регистратор на три часа.
Согласно пункту 2 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, под "некорректируемой регистрацией информации" понимается режим функционирования ККТ, при котором обеспечивается идентичность информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти, и возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной на кассовом чеке или контрольной ленте.
Следовательно, вышеназванное расхождение во времени свидетельствует о несоблюдении обществом требований пункта 3 статьи 6 Закона N 103-ФЗ.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности использования ООО "SimФония" в платежном терминале N 319 контрольно-кассовой техники с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения.
Оспариваемое представление суд признал незаконным в части возложения обязанности на заявителя использовать контрольно-кассовую технику в составе терминала N 319, расположенного в г. Благовещенске по ул. Калинина, дом 52, размещённую под единым опломбированным кожухом.
Довод заявителя апелляционных жалоб о том, что суд первой инстанции, принимая такое решение, пришел к неправильному выводу о том, что действующее законодательство не требует наличие ККТ встроенной непосредственно в терминал, рассмотрен судом апелляционной инстанции.
Действительно, на момент рассмотрения спора законодательство прямо не предусматривает обязанность установить ККТ в составе каждого платежного терминала внутри его корпуса. Такие изменения внесены в пункт 1.1 статьи 4 Закона N 54-ФЗ Федеральным законом от 07.05.2013 N 89-ФЗ с 9 мая 2014 года.
Тождественность понятий "контрольно-кассовая техника в составе терминала" и "контрольно-кассовая техника, встроенная в терминал", позволяющая согласиться с доводами налогового органа, не установлена.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое представление является незаконным в части возложения обязанности на заявителя устранить нарушения единственно возможным способом, а именно, использовать контрольно-кассовую технику в составе терминала N 319, расположенного в г. Благовещенске по ул. Калинина, дом 52, размещённую под единым опломбированным кожухом.
Другие доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводы суда первой инстанции, оснований для переоценки которых судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, судебные акты суда первой инстанции изменению или отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 14 мая 2013 года и дополнительное решение от 16 мая 2013 года по делу N А04-1563/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1563/2013
Истец: ООО "SimФония"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области
Третье лицо: Тучик А. А.