г. Москва |
|
08 июля 2013 г. |
Дело N А41-44490/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от администрации города Климовска Московской области: Иващенко О.В. по доверенности N 34 от03.04.13;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: представитель не явился, извещен;
от Комитета по управлению имуществом администрации г. Климовска Московской области: Иващенко О.В. по доверенности от 29.03.13;
от закрытого акционерного общества "Мехта": представитель не явился, извещен;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Климовска Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2013 года по делу N А41-44490/12, принятое судьей Шайдуллиной А.С., по заявлению администрации города Климовска Московской области о признании права собственности Российской Федерации отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Климовска Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 636 кв.м. с кадастровым номером 50:56:003 04 01:0007, расположенный по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Заводская, при д. 8а (л.д. 3-7).
Определением Арбитражного суда Московской области от 05 октября 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации г. Климовска Московской области (КУИ г. Климовска) и закрытое акционерное общество (ЗАО) "Мехта" (л.д. 1-2).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (л.д. 84-86).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация г. Климовска обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (л,д. 88-90).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ТУ Росимущества в Московской области, Управления Росреестра по Московской области и ЗАО "Мехта", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы г. Климовска N 1211 от 11.11.04 ООО "Деталинг" был предоставлен в аренду для организации производства мерительного инструмента сроком с 01.04.04 по 01.04.29 земельный участок с кадастровым номером 50:56:003 04 01:0007, площадью 636 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Заводская, при д. 8а (л.д. 41).
25.11.04 между КУИ г. Климовска (Арендодатель) и ООО "Деталинг" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 364/32, в соответствии с которым вышеназванный земельный участок был передан в аренду Арендатору без права выкупа для организации производства мерительного инструмента сроком на 25 лет с 01.04.04 по 01.04.29 (л.д. 43-45).
В соответствии с передаточным актом от 25.11.04 земельный участок с кадастровым номером 50:56:003 04 01:0007, площадью 636 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Заводская, при д. 8а был передан ООО "Деталинг" (л.д. 42).
25.11.04 между ООО "Деталинг" (Продавец) и ЗАО "Мехта" (Покупатель) был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N 50, в соответствии с которым Покупатель приобрел здание - контора ОКСа, одноэтажное, общей площадью 160,5 кв.м., инв N 2518, лит. А, с условным номером 50:56:03:00402:001, расположенное по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Заводская, д. 8а (л.д. 60).
Постановлением Главы г. Климовска N 366 от 24.04.06 ЗАО "Мехта" был предоставлен в аренду для размещения офиса сроком с 01.01.06 по 30.12.30 земельный участок с кадастровым номером 50:56:003 02 05:0048, площадью 636 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Заводская, при д. 8а (л.д. 23).
30.05.06 между КУИ г. Климовска (Арендодатель) и ЗАО "Мехта" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 47/06, в соответствии с которым вышеназванный земельный участок был передан в аренду Арендатору без права выкупа для размещения офиса на 25 лет с 01.01.06 по 30.12.30 (л.д. 24-28).
26.08.03 за Российской Федерацией было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:56:003 04 01:0007, площадью 636 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Заводская, д. 8а, земли поселений, для организации производства мерительного инструмента, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) N 56/010/2012-193 от 13.09.12 (л.д. 10).
Согласно указанной выписке право собственности обременено арендой в пользу ЗАО "Мехта" на основании договора аренды земельного участка N 47/06 от 30.05.06, срок обременения: с 27.12.06 по 30.12.30.
07.11.12 состоялась выездная проверка земельного участка, представленного ЗАО "Мехта" на основании договора аренды земельного участка N 47/06 от 30.05.06, в ходе которой представителями администрации г. Климовска было установлено, что на арендованном земельном участке расположено здание - контора ОКСа, одноэтажное, общей площадью 160,5 кв.м., инв. N 2518, лит. А, принадлежащее на праве собственности ЗАО "Мехта". Объекты недвижимого имущества, принадлежащие Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, администрации г. Климовска и иным лицам, отсутствуют (л.д. 57).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, администрация г. Климовска указала, что запись в ЕГРП о регистрации права собственности за Российской Федерацией нарушает законные права истца на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что спорный земельный участок был снят с кадастрового учета, в связи с чем не может являться объектом гражданского оборота.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок имеет следующие характеристики: площадь 636 кв.м., категория земель - земли поселений, адрес: Московская область, г. Климовск, ул. Заводская, при д. 8а, кадастровый номер 50:56:003 04 01:0007 (л.д. 17).
Согласно кадастровой выписке N МО-12/ЗВ-899239 от 23.11.12 земельный участок с кадастровым номером 50:56:003 04 01:0007 был снят с учета 10.02.06 в связи с отсутствием установленных границ (л.д. 56).
Вместе с тем, согласно кадастровой выписке N МО-13/ЗВ-616635 от 04.06.13 земельному участку общей площадью 636 кв.м., категория земель - земли поселений, расположенному по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Заводская, при д. 8а, 10.02.06 был присвоен кадастровый номер 50:56:003 02 05:0048, предыдущий номер 50:56:0030401:0007 (л.д. 106).
Таким образом, спорному земельному участку при первичном учете был присвоен кадастровый номер 50:56:003 04 01:0007, измененный в последующем на номер 50:56:003 02 05:0048.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок прекратил свое существование в качестве объекта гражданского оборота не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ от 17.07.01 "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавшего на момент регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.07.06) установлено, что в федеральной собственности могли находиться земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Правовые основы разграничения государственной собственности на землю были определены Федеральным законом N 101-ФЗ от 17.07.01 "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавшим до 01.07.06).
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Основания для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, были перечислены в статье 3 данного Федерального закона.
Согласно статье 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" основанием для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Между тем, спорный земельный участок не соответствует ни одному из критериев, перечисленных в статье 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю".
Из материалов дела следует, что земельный участок ни по одному основанию, предусмотренному Федеральными законами "О разграничении государственной собственности на землю" и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не может быть отнесен к землям Российской Федерации.
Указанный земельный участок не является участком лесного фонда, не относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, землям обороны и безопасности. Данный земельный участок находится в аренде у ЗАО "Мехта" под размещение офиса. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Актом обследования земельного участка от 07.11.12 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:56:003 04 01:0007 не расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие Российской Федерации, ее субъектам или администрации г. Климовска (л.д. 57).
Кроме того, установлено, что ни в выписке из ЕГРП, ни в деле правоустанавливающих документов Росреестра (л.д. 38-55) на спорный земельный участок нет сведений подтверждающих, согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, что данный земельный участок находится в федеральной собственности на основании федерального закона, на основании возникновения права собственности при разграничении государственной собственности на землю, либо он приобретен Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Органы исполнительной власти Российской Федерации не вносили спорный земельный участок в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, и Правительство Российской Федерации не принимало решения об отнесении данного земельного участка к собственности Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
В отношении спорного земельного участка соответствующие федеральные законы не принимались, данный земельный участок Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в свою собственность не приобретался.
Следовательно, земельный участок находился в государственной собственности, которая не была разграничена на собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Вместе с тем, ни одного из вышеуказанных документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области представлено не было.
Кроме того, регистрация права собственности Российской Федерации была произведена в отсутствие заявления правообладателя в лице уполномоченного федерального органа государственной власти, то есть с нарушением статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок была произведена в нарушение действующего законодательства, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также заявление правообладателя в лице уполномоченного федерального органа государственной власти.
Согласно части 1 статьи 3.1 данного Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона N 91-ФЗ от 07.05.09) к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил отсутствие вышеназванных критериев, позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на спорный земельный участок.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, которая не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) в порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у органа местного самоуправления отсутствует право распоряжения земельным участком, в том числе право сдачи в аренду, осуществления контроля за использованием земельного участка, а также право на получение арендной платы.
Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает законные права органа местного самоуправления на распоряжение данным земельным участком, сдачу его в аренду, осуществление контроля за использованием арендованного земельного участка, а также право на получение арендной платы.
При таких обстоятельствах запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении названного земельного участка и не позволяет ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права.
Содержащийся в указанной статье перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и то же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Учитывая фактические обстоятельства дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что истцом был избран надлежащий способ защиты своего нарушенного права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования администрации г. Климовска - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2013 года по делу N А41-44490/12 отменить.
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 636 кв.м. с кадастровым номером 50:56:003 04 61:0007 (50:56:003 02 05:0048), расположенный по адресу: г. Климовск, ул. Заводская, д. 8а.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44490/2012
Истец: Администрация г. Климовска, Администрация города Климовска Московской области
Ответчик: ГУ ФАУГИ, Территориальное управление Росимущества по Московской области
Третье лицо: ЗАО "Мехта", Комитет по управлению имуществом г. Климовска, КУИ Администрации г. Климовска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, УФС гос. регистрации, кадастра и картографии по Моск. области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области