Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2013 г. N 18АП-6134/13
г. Челябинск |
|
10 июля 2013 г. |
Дело N А76-25251/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ершовой С.Д.,
судей Бабкиной С.А., Карпусенко С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Балакиной И.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2013 по делу N А76-25251/2012 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК" - Галимзянов Р.К. (доверенность от 17.10.2012 N 8);
Военного комиссариата Челябинской области - Смирнова О.И. (доверенность от 14.02.2013 N 5).
Общество с ограниченной ответственностью "Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК" (далее - ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению Военный комиссариат Челябинской области (далее - Военный комиссариат, ответчик) о признании незаконным отказа Военного комиссариата в компенсации понесенных ООО ""ЧТЗ-УРАЛТРАК" расходов по уплате страховых взносов, изложенного в письме от 31.10.2012 N Ф/382.
Определением арбитражного суда от 28.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации (л.д.1-2 т.1).
Решением арбитражного суда от 26.04.2013 требование ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" удовлетворено, суд признал незаконным отказ Военного комиссариата в компенсации понесенных ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" расходов по уплате страховых взносов с выплат работникам за период прохождения ими военных сборов, изложенный в письме от 31.10.2012 N Ф/382, как несоответствующий требованиям Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
С решением суда первой инстанции не согласились Военный комиссариат и Министерство обороны Российской Федерации (далее также - заявители). В апелляционных жалобах заявители, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просят решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Податели жалобы считают, что согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах установленных норм в соответствии с законодательством). По утверждению заявителей, ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" не должно было учитывать суммы среднего заработка, компенсируемого работникам, при исчислении страховых взносов. Военный комиссариат страхователем по отношению к привлеченным гражданам не является, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по оплате страховых взносов, отсутствуют основания для возмещения указанных расходов ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК".
Представитель Военного комиссариата в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, жалобу Министерства обороны Российской Федерации также полагает обоснованной, просит апелляционные жалобы удовлетворить.
ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалоб не согласен, указывает, что средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами, расходы по уплате которых должны быть возмещены Военным комиссариатом в соответствии с установленными правилами.
Третьи лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копии судебного акта, а также размещения информации на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период апрель 2011 года - май 2012 года работники ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" проходили медицинское освидетельствование и призывались на военную службу, в связи с чем были освобождены от постоянной работы с выплатой за указанное время среднего заработка, сохраняемого за работником на время исполнения воинских обязанностей, что подтверждено представленными в дело в отношении каждого работника повестками Военного комиссариата об обязании явиться для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, справками о прохождении военных сборов, расчетами среднедневной заработной платы за период нахождения на военных сборах (л.д.37-150 т.1, л.д. 1-144 т.2).
Для возмещения расходов, связанных с выплатой средней заработной платы и страховых взносов за время исполнения работниками ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК воинских обязанностей, заявитель предъявил Военному комиссариату соответствующие счета: от 25.01.2012 N 10, от 26.02.2012 N 11, от 26.03.2012 N 12, от 25.04.2012 N 13, от 25.05.2012 N 13/а, от 25.06.2012 N 15 на общую сумму 145 796 руб. 21 коп., в том числе сумма страховых взносов 65 134 руб. 48 коп. (л.д.35 т.1, л.д.50, 54, 59, 71, 125 т.2).
03.10.2012 ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК письмом N 09-1264 обратилось к Военному комиссариату с указанием на направление вышеуказанных счетов и требованием о компенсации страховых взносов в сумме 65 134 руб. 48 коп. (л.д.32 т.1).
Отказ Военного комиссариата компенсировать страховые выплаты, изложенный в письме от 31.10.2012 N Ф/382, послужил основанием для обращения ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое удовлетворено судом первой инстанции.
Заслушав объяснения представителей Военного комиссариата, ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК, проверив доводы апелляционных жалоб, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с уплатой соответствующих отчислений исходя из фонда оплаты труда.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление компенсации расходов производится в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила).
Как следует из содержания подпункта 5 пункта 2 указанных Правил, компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно пунктам 3, 4 Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов (пункт 5 Правил).
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 указанного Закона. Средний заработок, сохраняемый на время прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, в названном перечне (в том числе в подпункте "и" пункта 2 части 1 статьи 9) не указан.
Таким образом, на основании изложенных норм следует, что судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что в период прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
При таких обстоятельствах довод подателей апелляционных жалоб об отсутствии у ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" обязанности по уплате страховых взносов с сумм среднего заработка, сохраняемого за работником на время прохождения медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, является ошибочным, основан на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
Факт несения ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" расходов по уплате страховых взносов, перечень лиц, призванных исполнить обязанности, установленные Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ответчик и третье лицо не оспаривают.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о несоответствии отказа Военного комиссариата в возмещении расходов ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК на уплату страховых взносов в сумме 65 134 руб. 48 коп. согласно счетам от 25.01.2012 N 10, от 26.02.2012 N 11, от 26.03.2012 N 12, от 25.04.2012 N 13, от 25.05.2012 N 13/а, от 25.06.2012 N 15 требованиям Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" является правильным.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах Военного комиссариата и Министерства обороны Российской Федерации, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права. Иных доводов в апелляционных жалобах не заявлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса отмену решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем взыскание государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб в доход федерального бюджета в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с заявителей не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2013 по делу N А76-25251/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
С.Д. Ершова |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.