Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2013 г. N 18АП-6404/13
г. Челябинск |
|
10 июля 2013 г. |
Дело N А76-23799/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30 апреля 2013 года по делу N А76-23799/2012 (судья Наконечная О.Г.).
В заседании приняли участие представители:
Министерства культуры Челябинской области - Баландин А.А. (доверенность от 16.01.2013 N 01-13/101),
администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области - Кульпин Е.В. (доверенность от 15.01.2013 N 41).
Министерство культуры Челябинской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об обязании администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) установить информационные надписи и обозначения на объект культурного наследия "Дом золотопромышленника Музафарова" в срок до 01.06.2013 и разработать проект зоны охраны на объект культурного наследия "Дом золотопромышленника Музафарова" в срок до 01.04.2014 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30 апреля 2013 года по настоящему делу заявленные Министерством требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права при принятии решения. В частности, заинтересованное лицо ссылается на то, что в силу условий п. п. 1, 2 ст. 12 Закона Челябинской области от 21.12.2007 N 235-ЗО "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Челябинской области" (далее - Закон Челябинской области от 21.12.2007 N 235-ФЗ, соответствующие полномочия имеются у Губернатора Челябинской области, а, администрация Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, как собственник здания не может самостоятельно изготовить информационную надпись. Ссылаясь на положения ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", п. 10 ст. 5 Закона Челябинской области от 21.12.2007 N 235-ЗО, податель апелляционной жалобы указывает на то, что разработка проекта зоны охраны на объект культурного наследия находится в компетенции Правительства Челябинской области.
Министерством отзыв на апелляционную жалобу не представлен. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, а, заинтересованным лицом не оспаривается, что в собственности Верхнеуральского муниципального района Челябинской области находится объект культурного наследия - "Дом золотопромышленника Музафарова", расположенный по адресу: Челябинская область, г. Верхнеуральск, ул. Красноармейская, 64 (л.д. 14, 15).
В силу условий п. 3 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ предусмотрено, что на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом (п. 2 ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов (п. 3 ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Правительством Челябинской области 24.04.2002 принято постановление N 17 "Об объявлении объектов историко-культурного наследия города Верхнеуральска охраняемыми памятниками истории и культуры Челябинской области"; в перечень соответствующих объектов включен дом золотопромышленника Музафарова (л.д. 70 - 73).
Пунктом 1 статьи 12 Закона Челябинской области от 21.12.2007 N 235-ЗО предусмотрено, что на объектах культурного наследия областного значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об объектах культурного наследия областного значения. Содержание и форма информационных надписей и обозначений, их место размещения на объектах культурного наследия областного значения утверждаются Губернатором Челябинской области.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия возлагается на собственников объектов культурного наследия (п. 2 ст. 12 Закона Челябинской области от 21.12.2007 N 235-ЗО).
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2012 N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2012 N 73-ФЗ).
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2012 N 73-ФЗ).
Пунктом 4 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 (далее - Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315) установлено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы (п. 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315).
На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или проекта зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия (п. 17 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315).
Пунктом 1 статьи 13 Закона Челябинской области от 21.12.2007 N 235-ЗО установлено, что границы зон охраны объектов культурного наследия областного значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения утверждаются на основании проекта зон охраны объектов культурного наследия Правительством Челябинской области.
Полномочия Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области закреплены в статьях 4 и 5 Закона Челябинской области от 21.12.2007 N 235-ЗО и включают в себя в числе прочих, утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), объектов культурного наследия областного значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (п. 10 ст. 5 указанного Закона).
С учетом изложенного, установление информационной надписи и разработка проекта границ зоны охраны объекта находится в компетенции собственника, то есть, Администрации, а, последующие действия, связанные с утверждением соответствующих границ, регламентируются соответствующими положениями статьи 5 Закона Челябинской области от 27.12.2007 N 235-ЗО.
Ссылки заинтересованного лица на ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, отклоняются в связи с этим, судом апелляционной инстанции, как основанные на ошибочном толковании закона.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает верным применение арбитражным судом первой инстанции, положений ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции заинтересованное лицо отзыв на заявление Министерства не представило, документов в обоснование возражений против заявленных требований не представило также, и не оспорило каким-либо иным образом требования, заявленные Министерством.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30 апреля 2013 года по делу N А76-23799/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23799/2012
Истец: Министерство культуры Челябинской области
Ответчик: Администрация Верхнеуральского муниципального района Челябинской области