г. Хабаровск |
|
10 июля 2013 г. |
Дело N А73-1192/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей Гетмановой Т.С., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.
при участии в заседании:
от Министерства обороны РФ : Гайдукова О.В., доверенности от 04.04.2013 б/н.
от ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации : Вошкова Е.В., доверенность от 21.07.2013 N 113;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение от 30 апреля 2013 года по делу N А73-1192/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Лесниковой О.Н.
по иску Государственного унитарного предприятия "Камчатскбургеотермия"
к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Камчатскбургеотермия" ОГРН 1024101223442, п. Термальный Елизовского района Камчатского края (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации ОГРН 1072723005079, г. Хабаровск (далее - ответчик, Учреждение) на основании государственного контракта от 18.01.2010 N 41-10п на поставку тепловой энергии основного долга за май и июнь 2010 года в сумме 629 873,45 руб.
Определением арбитражного суда от 25.03.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации ОГРН 1037700255284, г. Москва (далее - Минобороны России) по ходатайству истца о привлечении Минобороны России к субсидиарной ответственности.
Решением от 30.04.2013 предъявленная задолженность взыскана в пользу истца с Учреждения, а при недостаточности денежных средств - с Минобороны России.
В апелляционной жалобе Минобороны России просит отменить решение суда от 30.04.2013 и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование указывает на отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих о том, что истец предпринял все меры по взысканию задолженности с основного ответчика, а также об отсутствии денежных средств на счетах основного должника. Ссылается на то, что Минобороны России в договорных отношениях с истцом не состояло, наличие у Минобороны России субсидиарной ответственности не доказано.
Истец в возражениях с доводами апелляционной жалобы не согласился, в обоснование указав на то, что выводы суда первой инстанции сделаны н основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального и процессуального права.
Учреждение в отзыве изложило мотивы, по которым арбитражный суд первой инстанции принял оспариваемый судебный акт, а также указало на то, что в настоящее время операции по расходованию денежных средств на лицевых счетах Учреждения приостановлены, в связи с чем у Учреждения нет возможности оплатить предъявленную истцом к взысканию задолженность.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Минобороны России привел доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении. Представитель учреждения поддержал позицию заявителя апелляционной жалобы. Истец представил письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей.
Проверив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, выступлений участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела, 18.01.2010 между Предприятием (энергоснабжающая организация) и Государственным учреждением "Вилючинская квартирно-эксплуатационная часть района", правопреемником которого является Учреждение (потребитель), заключен государственный контракт N 41-10п на поставку тепловой энергии (далее - Контракт) со сроком действия с 01.01.2010 по 31.12.2010 с возможностью дальнейшего продления.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 указанного Контракта энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию (теплоносителем является термальная вода) на следующие объекты: военный санаторий "Паратунка", база отдыха "Радуга", войсковая часть 70157 494 КП, водолечебница, а абонент обязался принимать оплачивать тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных данным контрактом.
Объемы поставки тепловой энергии по каждому объекту (годовые и ежемесячные) согласованы сторонами в Приложении N 1 - графике потребления тепловой энергии, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 2.1).
Учет отпуска и потребления тепловой энергии производится по расчетным приборам учета, устанавливаемым абонентом на границе раздела тепловых сетей (пункт 2.3). В случае отсутствия приборов учета тепловой энергии или выхода из строя учет осуществляется на основании показаний этих приборов, взятых за предшествующие выходу из строя 3 суток на период в общей сложности не более 15 суток в течение года с момента приемки узла учета на коммерческий расчет при условии соблюдения срока действия государственной поверки приборов учет; по истечении 15 суток учет производится на основании расчетных тепловых нагрузок объектов, указанных в пункте 1.2 (пункт 2.4).
В силу пункта 3.1 Контракта оплата стоимости тепловой энергии производится за фактически принятое абонентом количество тепловой энергии по тарифу, утвержденному и опубликованному Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края в соответствии с действующим законодательством, который составляет на момент подписания договора 1 122,50 руб./Гкал по военному санаторию, базе отдыха, водолечебнице (производство и передача тепловой энергии по полному циклу) и 507,15 руб./Гкал - по войсковой части (производство тепловой энергии по неполному циклу).
За потребленную в мае и июне 2010 года тепловую энергию истцом выставлены ответчику счета-фактуры от 31.05.2010 N N 841, 847, от 30.06.2010 NN 1017, 1002 на общую сумму 778 236,19 руб.
Данные счета-фактуры оплачены частично на сумму 148 362,74 руб.
Ссылаясь на то, что оплата за тепловую энергию, поставленную в адрес абонента за указанный выше период, в полном объеме не произведена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Спорные правоотношения возникли в связи с потреблением тепловой энергии.
В силу положений статьи 544 ГК РФ, применимых к спору в силу правил статьи 548 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В данном случае факт поставки тепловой энергии на объекты, обусловленные Контрактом, в заявленный истцом период, и объемы поставки лицами, участвующими в деле, не оспариваются. При этом объемы поставки определены истцом по приборам учета, установленным на объектах абонента (с учетом выхода из строя прибора учета на объекте войсковая часть, в связи с чем к расчету приняты предыдущие показания), и указаны в подписанных представителями сторон Контракта актах потребления тепловой энергии от 31.05.2010 и от 30.06.2010.
При расчете стоимости потребленной тепловой энергии истцом правомерно применены установленные постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 29.12.2009 N 111 тарифы, указанные в пункте 3.1 Контракта.
Также не является спорной сумма частичной оплаты стоимости тепловой энергии, поступившая истцу.
Доказательств погашения оставшейся неоплаченной тепловой энергии в размере 629 873,45 руб. в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиками в материалы дела не представлено.
В этой связи задолженность за принятую в период с мая по июнь 2010 года включительно и неоплаченную в полном объеме тепловую энергию правомерно взыскана с Учреждения, учитывая то, что к нему в порядке универсального правопреемства перешли права и обязанности абонента по Контракту - ГУ "Вилючинская Квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России.
Не оспаривая факт оказания истцом спорных услуг, их объемы и стоимость, заявитель жалобы не согласен с возложением на него субсидиарной ответственности по указанным выше обязательствам Учреждения.
Данный довод Минобороны России арбитражный апелляционный суд находит ошибочным в силу следующего.
Как установлено судом, федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является казенным учреждением.
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 120 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с подпунктом 2 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в суде от имени Российской Федерации по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В силу подпункта 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации относится в частности обеспечение в Вооруженных Силах учета, хранения и расходования материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществление контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил (подпункт 56 пункта 7 названного выше Указа).
Таким образом, Минобороны России как главный распорядитель бюджетных средств в отношении Учреждения несет субсидиарную ответственность по оплате спорной задолженности за поставленную в спорный период на объекты Учреждения тепловую энергию.
В абзацах четвертом и пятом пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21) разъяснено, что ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 ГК РФ. Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
При удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника). При этом судам следует учитывать, что специальный порядок исполнения судебных актов о взыскания долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 Кодекса, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 БК РФ, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника (абзацы восьмой и девятый пункта 4 Постановления N 21).
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив исковые требования за счет основного должника - Учреждения, правомерно указал также на взыскание задолженности с субсидиарного должника (Минобороны России) только при недостаточности имущества у Учреждения, которая может быть установлена лишь на стадии исполнения судебного акта.
Такое условие применения субсидиарной ответственности при одновременном предъявлении требований к контрагенту и лицу, несущему по его обязательствам субсидиарную ответственность, не противоречит статьям 120 и 399 ГК РФ (с учетом указанных выше разъяснений, изложенных в пункте 4 Постановления N 21, в которых прямо указано на правомерность заявления иска одновременно к двум ответчикам (основному и субсидиарному) и в данном случае вопрос об имущественном положении Учреждения при рассмотрении дела не является значимым.
В этой связи суд апелляционной инстанции находит доводы заявителя жалобы о недоказанности факта отсутствия у Учреждения имущества для исполнения обязательств перед истцом и о неправомерности привлечения Российской Федерации в лице Минобороны России к субсидиарной ответственности противоречащими закону.
При изложенном апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения. Обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30 апреля 2013 года по делу N А73-1192/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Н. Головнина |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1192/2013
Истец: ГУП "Камчатскбургеотермия"
Ответчик: ФБУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Федеральное бюджетное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ