город Ростов-на-Дону |
|
10 июля 2013 г. |
дело N А53-3289/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Сурмаляна Г.А., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.
при участии:
от заявителя - представитель по доверенности о 25.04.2013 N 38 - Пушков И.В., паспорт,
от заинтересованного лица - представитель по доверенности от 04.03.2013 - Мовсаева Т.С., паспорт.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хомячок и К"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.04.2013 по делу N А53-3289/2013, принятое судьей Паутовой Л.Н.,
по заявлению Управления Россельхознадзора по Ростовской области к заинтересованному лицу - обществу с ограниченной ответственностью "Хомячок и К" о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (далее - Россельхознадзор, административный орган) в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Хомячок и К" (далее - общество) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.04.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано наличием в деянии общества состава вмененного ему административного правонарушения. Нарушения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности суд не установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Хомячок и К" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить. В обоснование своих доводов общество указывает, что не было надлежащим образом извещено о предстоящей проверке, акт проверки имеет существенные недостатки, общество по адресу: г. Новочеркасск, ул. Хмельницкого, 53 не находилось и располагалось в помещении по иному адресу, протокол составлен до акта проверки и объяснений представителя общества. Полагает, что совершенное правонарушение обладает признаками малозначительности.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Указал на нарушение процедуры привлечения к ответственности. Пояснил, что общество на момент проверки находилось по иному адресу.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил, что процедура привлечения общества к административной ответственности была соблюдена. Проверка проводилась на основании распоряжения. От общества при проведении проверки участвовал Фисько М.А., действующий на основании специальной доверенности. Копия распоряжения была вручена нарочно. Состав нарушения подтверждается материалами дела. Полагает квалификацию надлежащей, поскольку соответствие продукции требованиям законодательства не устанавливалось, а установлено отсутствие маркировки.
Повторно изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, общество осуществляет, в том числе, розничную торговлю домашними животными и кормом для домашних животных.
На основании распоряжения от 09.01.2013 N 00316 сотрудниками Управления Россельхознадзора в отношении общества проведена плановая выездная проверка соблюдения требований технических регламентов.
В результате проверки установлено, что ООО "Хомячок и К" по адресу: ул.Хмельницкого, 53, г.Новочеркасск Ростовской области допустило следующие нарушения: на хранении и в реализации обнаружены корма для животных без маркировки: корма животного происхождения для аквариумных рыб в ассортименте - 3 кг.; корма сухие для кошек в ассортименте - 5,3 кг.; корма сухие для собак в ассортименте - 6,9 кг. Также в торговом зале на реализации обнаружены корма для животных без маркировки в пластмассовых контейнерах: "Дарлинг" для кошек - 2 кг.; "Педигри" для всех пород собак - 15 кг.; "Чаппи" для собак - 7 кг.; "Клуб 4 лапы" для собак - 4 кг.; "Педигри" для мелких пород собак - 3 кг.; "Педигри" для щенков - 2 кг.; "Педигри" для крупных пород собак - 3 кг.; "Клуб 4 лапы" для мелких пород собак - 6 кг.; "Гав" для собак - 5 кг.; "Кэт Чау" для кошек - 62 кг.; "Проплан" для кошек - 27 кг.; "Роял Канин" для кошек - 33 кг. Итого, 184,2 кг., что является нарушением п. 8 Технического регламента "Требования к безопасности кормов и кормовых добавок", утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.03.2008 N 263 в соответствии с Постановлением Правительства от 09.03.2010 N 132 "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником Таможенного Союза", о чем 13.02.2013 в присутствии учредителя общества Фисько М.А.составлен акт проверки N 00316 (л.д. 12-14).
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом 13.02.2013 в присутствии директора общества составлен протокол об административном правонарушении (л.д.10-11).
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела, деяние общества квалифицировано административным органом по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, диспозиция которой состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Санкция данной нормы предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из указанной нормы следует, что субъектом ответственности по данной статье являются физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые являются изготовителями, исполнителями (лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя), продавцами.
Объектом данного правонарушения являются охраняемые государством правоотношения в сфере технического регулирования, т.е. правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Согласно примечанию к статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В свою очередь, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Таким образом, исходя из вида осуществляемой обществом деятельности, в рассматриваемом случае объективная сторона вмененного правонарушения состоит в нарушении продавцом кормов для животных требований технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Постановлением Правительства РФ от 09.03.2010 N 132 "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза" утвержден Перечень пунктов технических регламентов Республики Казахстан, являющейся государством - участником Таможенного союза, которые содержат обязательные требования в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Обязательные требования вводятся на территории РФ с 1 июля 2010 г.
Такими обязательными пунктами, в частности, являются пункты 6, 8, 10, 11, 14 - 16, 18 - 21, 23, 25 - 31, абзац первый, подпункты 2 - 4 пункта 33, пункт 34 Технического регламента "Требования к безопасности кормов и кормовых добавок", утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.03.2008 N 263, согласно приложению N 3 (далее - Технический регламент).
В частности, пунктом 8 Технического регламента определено, что не допускаются к реализации корма и кормовые добавки, не имеющие маркировки, с указанием сведении, предусмотренных Техническим регламентом.
Как следует из материалов дела, в том числе протокола об административном правонарушении и фотоматериалов (л.д. 16-17), в нарушение указанных требований Технического регламента, обществом реализовывались корма без маркировки.
Факт допущенного нарушения в рамках административного дела директором общества не оспаривался.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно установил наличие в деянии общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, по мнению суда апелляционной инстанции, вина общества в совершенном правонарушении в полном объеме подтверждается материалами административного дела. При наличии возможности для соблюдения Технического регламента обществом не принято всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения Технического регламента, а также доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений при реализации кормов для животных, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является доказанным.
Довод о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные этим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).
На основании статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
В пунктах 24 и 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП Российской Федерации не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Согласно пункту 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 N 714/10 указано, что в КоАП Российской Федерации не содержится конкретных требований о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае о предстоящей проверке общество было уведомлено надлежащим образом, поскольку распоряжение о проверке получено учредителем общества - Фисько М.А. Информация о проведении проверки в отношении общества размещена также на сайте Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (http://rsn-rostov.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=22&It emid=40), общество включено в план контрольных (надзорных) мероприятий на 2013 год под N 1953).
Довод о том, что учредитель Фисько М.А. являлся учредителем и не мог получать распоряжение о проверке, поскольку не являлся законным представителем, подлежит отклонению, поскольку требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не распространяются на данные правоотношения.
В данном случае получение извещения Фисько М.А. свидетельствует об исполнении управлением обязанности по уведомлению общества о проведении проверки.
Кроме того, о надлежащем извещении общества о проверке свидетельствует выданная 12.02.2013 директором общества специальная доверенность (л.д. 21).
Доверенностью от 12.02.2013 Фисько М.А. наделен полномочиями представлять интересы общества при проведении плановой выездной проверки Россельхознадзором.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выражена следующая правовая позиция: КоАП Российской Федерации допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство. Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Приведенная правовая позиция касается особенностей доказывания факта извещения законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола (рассмотрения дела) и не может рассматриваться как устанавливающая требование об обязательном включении в доверенность сведений о конкретном административном деле.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 2297/11 указано, что КоАП Российской Федерации не устанавливает требования о включении номера дела об административном правонарушении в выдаваемую защитнику доверенность, равно как и не указывает отсутствие в ней номера дела в качестве основания для запрета или ограничения участия защитника, действующего на основании такой доверенности, в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Таким образом, доверенность на участие в конкретном административном деле является одним из доказательств надлежащего извещения выдавшего подобную доверенность законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении или рассмотрения административного дела (при отсутствии иных доказательств данного обстоятельства).
Таким образом, Фисько М.А. при составлении акта проверки 13.02.2013 участвовал от имени общества на основании специальной доверенности от 12.02.2013.
Протокол составлен в присутствии директора общества. К протоколу приобщены объяснения директора, согласно которым выявленные нарушения в ходе проверки допущены в связи с незнанием законодательства. По существу выявленных нарушений возражений не имелось.
О времени и месте судебного разбирательства, назначенного судом первой инстанции на 25.04.2013 лица, участвующие в деле, были извещены надлежащим образом.
Таким образом, о времени и месте составлении протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении общество было извещено надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что нарушений требований статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении административным органом допущено не было.
Довод о нахождении общества в момент проверки по иному адресу подлежит отклонению, поскольку в проверке принимал участие представитель общества по специальной доверенности, выданной на представление интересов общества в рамках данной проверки. Протокол составлен в присутствии директора общества. Объяснения к протоколу не содержат сведений о том, что проверка проводилась в отношении иного лица либо о том, что реализуемый в магазине корм для животных принадлежит иному лицу.
Иные недостатки в составлении процессуальных документов не являются теми процессуальными нарушениями закона, которые не позволили бы объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение. Обществу была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены верно.
Предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности судом первой инстанции не пропущен.
Согласно обжалуемому решению сумма штрафа назначена обществу в пределах минимального размера санкции, предусмотренной за совершение указанного правонарушения в размере 100 000 рублей.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.04.2013 по делу N А53-3289/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3289/2013
Истец: Россельхознадзор по Ростовской области, Россельхознадзора по РО Аксайский МКНП
Ответчик: ООО "Хомячок и К"
Третье лицо: Россельхознадзор по РО