г. Пермь |
|
11 ноября 2010 г. |
Дело N А71-8494/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М.В.
при участии:
от заявителя (Дочернее общество с ограниченной ответственность "Ижевский радиозавод"): Кротова С.В., представитель по доверенности от 10.08.2010 г., Точилов А.В., представитель по доверенности от 26.10.2010 г., Широких Е.В., представитель по доверенности от 03.08.2010 г., предъявлены паспорта;
от заинтересованного лица (Удмуртская таможня): Яковлева О.С., представитель по доверенности от 04.10.2010 г., предъявлено удостоверение;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Удмуртской таможни
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 сентября 2010 года
по делу N А71-8494/2010,
принятое судьей М.Н.Кудрявцевым
по заявлению Дочернего общества с ограниченной ответственностью "Ижевский радиозавод"
к Удмуртской таможне
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
В Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилось Дочернее общество с ограниченной ответственность "Ижевский радиозавод" (далее - ДООО "Ижевский радиозавод", общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Удмуртской таможни от 30.06.2010 г. N 10405000-41/2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда от 06 сентября 2010 года (резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2010 года) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, ссылаясь в обоснование жалобы на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда действующему законодательству. Как указано в жалобе, ввезенный товар, оформленный в таможенном режиме переработки, подлежит таможенному оформлению и контролю в общеустановленном порядке, вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.19 КоАП РФ подтверждена материалами дела.
Заявитель представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает, считает его законным, обоснованным и просит оставить без изменения, полагает, что ввозимый для ремонта из Республики Беларусь товар не подлежал таможенному оформлению в общеустановленном порядке, оформление произведено предприятием ошибочно по предложению таможенного органа.
Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, в связи с выявлением факта несоблюдения Обществом таможенного режима переработки в отношении товара, ввезенного в соответствии с договором между ДООО "Ижевский радиозавод" и РУП "Молодечненский радиозавод "Спутник" (Республика Беларусь) на проведение не гарантийного ремонта оборудования от 07.12.2009 года N 15961033004, Удмуртской таможней 27.05.2010 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3 ст.16.19 КоАП РФ и проведении административного расследования (т.1, л.д.37).
По результатам проведенного расследования таможенным органом установлен факт нарушения ДООО "Ижевский радиозавод" требований п.1 ст.185 Таможенного кодекса Российской Федерации, выразившегося в том, что Обществом не был завершен в установленные сроки (до 01.04.2010) режим переработки на таможенной территории путем вывоза продукта переработки с таможенной территории Российской Федерации.
По факту выявленного правонарушения в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.06.2010 года (л.д.24).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Таможней вынесено постановление от 30.06.2010 года N 10405000-41/2010, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ и на него наложено взыскание в виде административного штрафа в размере 1/2 стоимости товара, являющегося непосредственным предметом административного правонарушения, что составило 21 284 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда в целом правильными, а доводы жалобы необоснованными, руководствуясь нижеприведенными положениями законодательства.
Положениями ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении, в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от одной второй до однократного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 185 Таможенного кодекса Российской Федерации не позднее дня истечения срока переработки (ст. 177 этого же Кодекса) таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы.
В рассматриваемом случае Обществу вменяется нарушение таможенного режима переработки в отношении товара - пультов управления ПУ (ЦВИЯ465412090) в количестве 2 шт., являющихся частью локомотивной радиостанции РВС-1, ввезенного Обществом из Республики Беларусь на основании договора на проведение не гарантийного ремонта оборудования от 07.12.2009 года. Данный товар произведен в России, изготовитель - ДООО "Ижевский радиозавод" и в 2008 году был вывезен в Республику Беларусь.
При разрешении вопроса о таможенном оформлении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, в том числе ранее вывезенных из Российской Федерации, подлежат применению следующие правовые нормы.
Пунктом 1 статьи 3 Соглашения от 15.04.1994 года "О создании зоны свободной торговли", применяемого Республикой Беларусь и Российской Федерацией, установлено, что Договаривающиеся стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенной территории других Договаривающихся Сторон.
Соглашением "О Таможенном союзе между РФ и Республикой Беларусь" от 6.01.1995 г., Указом Президента РФ N 525 от 25.05.1995 г. "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", Постановлением Правительства РФ от 23.06.1995 г. N 583, предусматривающим меры по реализации названного Указа Президента Российской Федерации отменен таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или Республики Беларусь. Государственному таможенному комитету РФ предписано разработать упрощенный порядок декларирования товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь, и товаров, происходящих из республики Беларусь и ввозимых на территорию Российской Федерации.
Во исполнение указанных нормативных правовых актов Правительством Республики Беларусь, Правительством Российской Федерации было подписано Соглашение от 24.09.1999 г. "Об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами-участниками таможенного союза". Данным Соглашением (статьи 8, 9) установлено, что таможенное оформление товаров производится в приоритетном порядке без взимания таможенных сборов за таможенное оформление, а декларирование товаров осуществляется путем подачи в таможенный орган транспортных, либо товаросопроводительных документов, которые должны содержать сведения, необходимые для таможенных целей. Упрощенный порядок таможенного оформления установлен в отношении товаров, происходящих с территории государств Сторон и перемещаемых между государствами Сторон, за исключением подакцизных товаров, валюты, валютных и культурных ценностей, оружия, а также иных товаров, облагаемых таможенными пошлинами и налогами, и к которым не применяются меры экономической политики в соответствии с национальными законодательствами государств Сторон (статья 2 Соглашения).
Из анализа приведенных норм следует, что товары, происходящие с территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Республики Беларусь, а также товары, происходящие с территории Республики Беларусь и ввозимые на территорию Российской Федерации, не подлежат таможенному оформлению в общеустановленном порядке с подачей грузовой таможенной декларации и уплатой таможенных платежей (статьи 123, 319 Таможенного кодекса РФ). Указанные товары подлежат декларированию в упрощенном порядке, предусмотренном Соглашением от 24.09.1999 г. "Об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами-участниками таможенного союза".
При этом упрощенный порядок таможенного оформления применяется независимо от целей ввоза товара и таможенного режима, заявленного декларантом.
Спорный товар - пульты управления ПУ (ЦВИЯ465412090) является товаром российского происхождения (изготовитель ДООО "Ижевский радиозавод"), который поступил в адрес ДООО "Ижевский радиозавод" от РУП "Молодечненский радиозавод "Спутник" (Республика Беларусь) на негарантированный ремонт на основании договора от 07.12.2009 года.
Таможенное оформление товара при ввозе его на территорию Российской Федерации произведено в общеустановленном режиме по ГТД N 10405040/110210/0000278, в отношении товара заявлен таможенный режим переработки, срок переработки - до 01.04.2010 года. В установленный срок таможенный режим в отношении вывезенного товара не был завершен. По информации Московской таможни вывоз товара осуществлен 24.04.2010 года через таможенный пост Международный почтамт Московской таможни по МПО N CA009291019RU (письмо от 12.05.2010 года N 10-13/6939, т.1 л.д.144).
Вместе с тем, учитывая, что таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации и ввозимых в Республику Беларусь, и товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию, отменен вышеуказанными нормативными актами, принятыми во исполнение международных соглашений, заключенных Российской Федерацией и Республикой Беларусь, не предполагается таможенное оформление товаров в общеустановленном порядке.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.04.2009 г. по делу N 16845/08 изложена правовая позиция, согласно которой нормы Соглашения о создании свободной торговли от 15.04.1994 года распространяются и на отношения, возникшие при ввозе организациями в Российскую Федерацию товара российского происхождения, ранее вывезенного в Республику Беларусь. В данном постановлении Президиум ВАС РФ критически оценил выводы Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенные в постановлении от 28.10.2008 г. о том, что к товару, ввезенному из Российской Федерации в Республику Беларусь и вновь заявленному к ввозу в Российскую Федерацию применяется общий порядок таможенного оформления.
Поскольку таможенное оформление товаров, в общеустановленном порядке с подачей грузовой таможенной декларации, происходящих из Российской Федерации и Республики Беларусь, отменено вне зависимости от направления перемещения товаров через совместную таможенную границу, у таможенного органа отсутствовали основания для применения общего порядка таможенного оформления в отношении спорного товара.
С учетом изложенного в действиях Общества суд не усматривает события административного правонарушения по ч.3 ст.16.19 КоАП РФ.
Довод заинтересованного лица о том, что таможенный орган не обязывал заявителя производить таможенное оформление в отношении ввозимого товара, не взыскивал суммы таможенных платежей, отклонен судом апелляционной инстанции как не имеющий правового значения для рассмотрения настоящего дела.
По вопросу о применении Указания ГТК России от 28.11.1996 N 01-14/1310 суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Проанализировав положения Указания ГТК России от 28.11.1996 N 01-14/1310, суд апелляционной инстанции отмечает, что указанный подзаконный нормативный правовой акт принят в соответствии с действующим на момент его принятия таможенным законодательством.
Согласно п. 4 ст. 5 Конституции Российской Федерации в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данная позиция также закреплена в п. 2 ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Соглашение от 06.01.1995 года "О Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь" определяет статус Таможенного Союза как международной организации, определяющей согласованную таможенную политику стран, заключивших соответствующий договор.
Таким образом, указанное Соглашение относится к нормам международного права, в связи с чем, национальное законодательство сторон - участников Соглашения к взаимоотношениям лиц, находящихся на территории двух разных государств не может быть применимо.
В письме от 03.12.2009 года N 15-12/58168 Федеральная таможенная служба РФ, разъясняя вопрос таможенного оформления товаров ввозимых из Республики Беларусь пояснило, что при решении вопроса о необходимости производства таможенного оформления и осуществления таможенного контроля сотрудникам таможенных органов следует учитывать положения пунктов 1 и 5 указания ГТК России от 28.11.1996 г. N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров", действующего в части, не противоречащей Таможенному кодексу Российской Федерации.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 сентября 2010 года по делу N А71-8494/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Удмуртской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Е.Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8494/2010
Истец: ДООО "Ижевский радиозавод"
Ответчик: Удмуртская таможня
Третье лицо: Пермская таможня
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10500/10