г. Пермь |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А60-50194/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Голубцовой Ю.А., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коржевой В.А.,
при участии:
от истца - Заместителя прокурора Свердловской области - Демотко С.А. (служебное удостоверение, поручение от 20.06.2013),
от ответчика - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - Надвидов Б.П. (удостоверение, доверенность от 22.05.2013), иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 мая 2013 года
по делу N А60-50194/2012,
принятое судьей Трухиным В.С.,
по иску Заместителя прокурора Свердловской области
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, обществу с ограниченной ответственностью "Русские продукты"
третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии по Свердловской области
о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Свердловской области (далее - заместитель прокурора) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИСО), обществу с ограниченной ответственностью "Русские продукты" (далее - общество) о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка N Т-54/1214 от 19.07.2010, о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Определением суда от 12.03.2013 к участию в дело привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Министерство природных ресурсов и экологии по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.05.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, МУГИСО направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. МУГИСО полагает ошибочным вывод суда об отнесении спорного участка, расположенного в городских лесах, к землям лесного фонда, и о необходимости заключать договор аренды этого участка по результатам аукциона в соответствии со ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации. Как указывает заявитель, лесохозяйственный регламент в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года на момент предоставления спорного земельного участка разработан не был, в отношении городских лесов не проведено лесоустройство. В связи с тем, что на момент заключения спорного договора в МУГИСО отсутствовала информация о наличии материалов лесоустройства и об утверждении лесоустроительных регламентов, а регистрация права собственности Свердловской области и государственный кадастровый учет осуществлены в отношении спорного земельного участка, предоставление его правомерно осуществлялось в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, как свободного от прав третьих лиц, для целей не связанных со строительством и обязательное проведение торгов не требовалось. Ссылаясь на решение Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48 "Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", заявитель указывает, что спорный земельный участок находится в территориальной зоне Р-1 (Зона рекреационно - ландшафтных территории). В дополнении к апелляционной жалобе указывает, что справки лесничества в отсутствие иных доказательств надлежащими доказательствами осуществления лесоустройства не являются.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заместитель прокурора с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество и третье лицо письменные отзывы на апелляционную жалобу не направили, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.07.2010 между МУГИСО (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N Т-54/1214, по условиям которого арендатору передан земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503029:24, площадью 12 814 кв.м, разрешенное использование: городские леса, для ведения рекреационной деятельности в целях организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности без права капитального строительства и рубки лесных насаждений, на срок с 23.12.2009 по 23.12.2014.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/553/2012-044 от 06.11.2012 (л.д. 22).
Арендодатель передал арендатору указанный земельный участок по акту приема - передачи (л.д. 20).
Полагая, что указанный договор аренды земельного участка от 10.07.2010 N Т-54/1214 является недействительным, поскольку заключен с нарушением положений ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", без проведения аукциона, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (п. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1, 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Свердловской области как на земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - городские леса. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503029:24 согласно кадастровому паспорту N 6641/203/09 от 11.02.2009 - городские леса.
Приказом министерства от 23.12.2009 N 2736 указанный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503029:24 площадью 12 814 кв.м, местоположение: Свердловская область, г.Екатеринбург, 78 квартал лесопарка имени Лесоводов России, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - городские леса, предоставлен обществу на 5 лет для рекреационных целей без права капитальной застройки, во исполнение приказа заключен договор аренды.
Из справки ГКУ СО "Верх-Исетское лесничество" от 01.11.2012 б/н следует, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503029:24 расположен в лесном парке Лесоводов России квартал 79, выделы 36.
В соответствии с представленными в материалы дела справкой КГУ СО "Верх-Исетское лесничество" и письмам Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503029:24 расположен в квартале N 79, а квартал 78 указан ошибочно при заключении договора аренды.
Как установлено судом первой инстанции и следует из перечня лесных парков Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области N 41-ПП от 17.01.2001 "Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области", лесному парку Лесоводов России придан статус особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк".
Также из письма Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 05.02.2013 N 24-08-15-711/13 следует, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503029:24 расположен на территории Лесопаркового участкового лесничества ГКУ СО "Верх-Исетское лесничество". В отношении данного земельного участка произведено лесоустройство 2007 года и в государственном лесном реестре Свердловской области имеются таксационное описание, картографические материалы.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный участок, как относящийся к городским лесам, фактически является лесным участком в составе земель населенных пунктов, и передача его в аренду должна осуществляться в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
С учетом положений ст. 25, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами Лесного кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09).
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена п. 8 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
На момент заключения оспариваемого договора к таким договорам аренды лесных участков применялся Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка".
Пунктом 4 названного Порядка установлено, что договор аренды заключается по результатам аукциона по продаже прав на заключение договора.
На основании установленных обстоятельств, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что договор аренды от 19.07.2010 N Т-54/1214, предусматривающий передачу в аренду лесного участка из состава городских лесов, заключен с нарушением требований ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительной (ничтожной) сделкой.
Довод жалобы о том, что спорный участок не является лесным участком, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не соответствующий материалам дела.
Довод жалобы о том, что спорный земельный участок находится в зоне рекреационно-ландшафтных территорий, судом апелляционной инстанции также не принимается на основании следующего.
Согласно п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
При этом включение городских лесов в состав какой-либо территориальной зоны рекреационного назначения не изменяет порядок их использования и предоставления.
В кадастровом паспорте имеется указание на то, что разрешенное использование спорного участка - городские леса (л.д.14, 22).
Отсутствие в кадастровом паспорте от 07.11.2012 такого указания само по себе не свидетельствует о том, что этот участок не является лесным.
Довод жалобы о проведении в отношении спорного земельного участка кадастрового учета именно как земельного участка с проведением землеустроительных работ, а не лесоустроительных, не отменяет тот факт, что спорный земельный участок является лесным.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые бы могли повлечь отмену (изменение) судебного акта по основаниям, предусмотренным ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлено.
Обжалуемое решение отмене (изменению) не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 мая 2013 года по делу N А60-50194/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
Голубцова Ю.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-50194/2012
Истец: Заместитель прокурора Свердловской области, Заместитель прокурора Свердловской области в интересах ГО Красноуральск в лице Администрации ГО Красноуральск
Ответчик: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ООО "Русские продукты"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов Свердловской области