г. Пермь |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А71-593/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества "Западно-Уральская нефтяная компания" (ОГРН 1021800718785, ИНН 1810000995): представители не явились,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041802900039, ИНН 1827019000): представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
закрытого акционерного общества "Западно-Уральская нефтяная компания"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 апреля 2013 года
по делу N А71-593/2013,
принятое судьей Калининым Е.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Западно-Уральская нефтяная компания"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Западно-Уральская нефтяная компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Удмуртской Республике (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 28.12.2012 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, а также об обязании Инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведения о прекращении деятельности ООО "Западно-Уральская нефтяная компания" в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что в регистрирующий орган были представлены все документы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Общество не согласно с выводом суда первой инстанции о недостоверности ликвидационного баланса. По мнению Общества, факт того, что на 31.12.2011 имелась кредиторская задолженность в размере 1 451 000, а на 29.11.2012 данная кредиторская задолженность отсутствует (при этом данные промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса на дату 31.12.2011 разнятся) сам по себе не является основанием для признания сведений в ликвидационном балансе недостоверными; указывает, что в процессе ликвидации кредиторы Общества не заявляли о своих требованиях, лица, имеющие статус кредитора, на дату составления ликвидационного баланса отсутствовали; доказательств, свидетельствующих о наличии требований каких-либо кредиторов, сведения о которых подлежат включению в ликвидационный баланс, Инспекцией не представлено.
Регистрирующий орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Западно-Уральская нефтяная компания" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.04.1995 за основным государственным регистрационным номером 1021800718785 (л.д.14).
29.07.2009 общим собранием акционеров Общества принято решение о ликвидации Общества в добровольном порядке, назначена ликвидационная комиссия (л.д. 8).
В журнале "Вестник государственной регистрации" от 07.10.2009 N 39 (244) размещена публикация о ликвидации ЗАО "Западно-Уральская нефтяная компания", которая содержит информацию о том, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пастухова, 100 (л.д. 21-22).
Решением общего собрания акционеров Общества от 27.04.2012 утвержден промежуточный ликвидационный баланс, составленный по состоянию на 31.12.2011, при этом из данного ликвидационного баланса следует, что у организации на 31.12.2011 имелась кредиторская задолженность в размере 1 451 000 руб. (л.д. 9).
Решением общего собрания акционеров Общества от 20.12.2012 утвержден ликвидационный баланс, составленный по состоянию на 29.11.2012, из которого следует, что кредиторская задолженность отсутствует (л.д. 23-24).
21.12.2012 председателем ликвидационной комиссии Общества представлены в Инспекцию заявление о государственной регистрации по форме Р16001, ликвидационный баланс по состоянию на 29.11.2012, документ об уплате государственной пошлины, справка Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Камбарском районе Удмуртской Республики от 17.12.2012 N 48, публикация в журнале "Вестник государственной регистрации" от 07.10.2009 N 39 (244), протокол общего собрания акционеров Общества от 20.12.2012.
28.12.2012 регистрирующим органом в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" принято решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления определенных ст.21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, при этом в решении об отказе в государственной регистрации указано, что ликвидационный баланс считается не представленным, так как содержит недостоверные сведения (л.д. 7).
Полагая, что решение об отказе в государственной регистрации является незаконным, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленный Обществом ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения в части отсутствия кредиторской задолженности, в связи с чем оспариваемое решение регистрирующего органа соответствует Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и не нарушает прав заявителя, основания для признания данного решения Инспекции недействительным отсутствуют.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в письменных пояснениях к жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, одним из которых является непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В оспариваемом решении регистрирующего органа от 28.12.2012 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица указано, что среди представленных документов отсутствует ликвидационный баланс, ликвидационный баланс считается не представленным, так как содержит недостоверные сведения.
Действительно, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в оспариваемом решении регистрирующего органа от 28.12.2012 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица не отражено, в чем конкретно выразилась недостоверность сведений, содержащихся в ликвидационном балансе по состоянию на 29.11.2012.
При рассмотрении дела в арбитражном суде, а именно в отзыве на заявление Общества о признании данного решения недействительным регистрирующий орган указывает, что из представленного ликвидационного баланса следует, что у Общества на 31.12.2011 имелась кредиторская задолженность в размере 1.451 000 рублей, а на дату 29.12.2012 данная кредиторская задолженность отсутствует (при этом данные промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса на дату 31.11.2011 разнятся; также из баланса следует, что у Общества с 31.12.2010 отсутствуют денежные средства, необходимые для погашения кредиторской задолженности, расчетный счет закрыт 05.07.2011, в связи с чем регистрирующий орган, предполагает, что кредиторская задолженность списана, и указывает, что в налоговой отчетности за 9 мес. 2012 года внереализационные расходы не отражены. Данные обстоятельства, по мнению Инспекции, свидетельствуют о недостоверности сведений о кредиторской задолженности, указанных в ликвидационном балансе по состоянию на 29.11.2012 (л.д. 28-29).
Между тем регистрирующий орган, отказывая в государственной регистрации ликвидации юридического лица со ссылкой на то, что представленный ликвидационный баланс следует рассматривать как содержащий недостоверные сведения, должен доказать, что ликвидационный баланс Общества по состоянию на 29.11.2012 содержит недостоверные сведения об отсутствии кредиторской задолженности у ликвидируемого юридического лица.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что с учетом изложенных в отзыве Инспекции обстоятельств и представленных доказательств недостоверность ликвидационного баланса, составленного по состоянию на 29.11.2012, регистрирующим органом доказана и подтверждена материалами дела.
Суд апелляционной инстанции полагает, что обстоятельства, на которые ссылается регистрирующий орган, сами по себе не свидетельствуют о недостоверности сведений ликвидационного баланса, составленного по состоянию на 29.11.2012, и не подтверждают факт наличия у Общества кредиторской задолженности по состоянию на 29.11.2012. По мнению суда апелляционной инстанции, доводы, приведенные регистрирующим органом, носят предположительный характер, поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии требований каких-либо кредиторов, сведения о которых подлежат включению в ликвидационный баланс по состоянию на 29.11.2012, Инспекцией не представлено.
Из материалов дела следует, что с момента публикации сообщения о ликвидации Общества в журнале "Вестник государственной регистрации" от 07.10.2009 N 39 (244) и при наличии в ЕГРЮЛ соответствующих сведений о том, что с 2009 года Общество находится в процессе ликвидации, кредиторы Общества до составления ликвидационного баланса по состоянию на 29.11.2012 (то есть в течение более 3 лет) каких-либо требований к Обществу не заявили, а также не обращались в суд с соответствующими исками. Данные обстоятельства регистрирующим органом не опровергнуты, доказательств обратного в материалах дела не имеется (ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Регистрирующим органом не представлено доказательств нарушения ликвидационной комиссией установленного законом порядка ликвидации юридического лица, а также доказательств предъявления кредиторами требований о включении в перечень требований кредиторов ликвидируемого юридического лица.
Ссылка Инспекции на то, что в налоговой отчетности (налоговой декларации по налогу на прибыль) за 9 мес. 2012 года внереализационные расходы (то есть списание Обществом кредиторской задолженности) не отражено, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку, во-первых, данная налоговая декларация за 9 мес. 2012 года отражает сведения по состоянию на 31.09.2012, а ликвидационный баланс составлен по состоянию на 29.11.2012; во-вторых, предполагаемые ошибки или неточности в составлении Обществом налоговой отчетности однозначно не могут свидетельствовать о недостоверности сведений о кредиторской задолженности, указанных в ликвидационном балансе, при этом причина неотражения в налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 мес. 2012 года внереализационных расходов регистрирующим органом не установлена, соответствующее решение налогового органа либо иные доказательства ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлены.
Регистрирующим органом также не представлено доказательств наличия каких-либо требований налогового органа как кредитора Общества на момент составления ликвидационного баланса по состоянию на 29.11.2012, доказательства наличия у Общества задолженности перед бюджетом по какому-либо налогу в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговым органом не доказана недостоверность сведений ликвидационного баланса об отсутствии кредиторской задолженности по состоянию на 29.11.2012, что свидетельствует о неправомерности отказа по данному основанию в государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с ликвидацией.
Следовательно, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению, оспариваемое решение регистрирующего следует признать недействительным как не соответствующее положениям Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом результатов рассмотрения дела судом апелляционной инстанции судебные расходы Общества, связанные с оплатой государственной пошлины по заявлению в размере 2000 рублей и по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей, подлежат взысканию с Инспекции в пользу Общества.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.1, ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 апреля 2013 года по делу N А71-150/2013 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике от 28.12.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица закрытого акционерного общества "Западно-Уральская нефтяная компания" как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике в пользу закрытого акционерного общества "Западно-Уральская нефтяная компания" судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе в общей сумме 3000 (Три тысячи) рублей.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Западно-Уральская нефтяная компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру N 14 от 06.05.2013 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-593/2013
Истец: ЗАО "Западно-Уральская нефтяная компания"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 5 по Удмуртской Республике