город Самара |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А55-33563/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М., судей Романенко С Ш., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
с участием:
от истца - представитель Давидян Ю.С. по доверенности от 10.12.2012,
от ответчика - представитель Игнатенко Т.В. по доверенности от 17.12.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июля 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2013 года по делу N А55-33563/2012 (судья Богданова Р.М.)
по иску Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" (ОГРН 1056316020155), г. Самара,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871), г. Самара,
третьи лица:
- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации, г. Москва,
- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
- Администрация городского округа Самара, г. Самара,
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" обратилось в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности Российской Федерации на нежилое помещение, лит. А, общей площадью 540,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Каховская, д. 16 а.
В судебном заседании представитель истца заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просил признать за Российской Федерацией право собственности на нежилое помещение, лит. А, общей площадью 540,5 кв. м., на 1-м этаже, комнаты N 1,5-11,14-19, 22-45, 47-59, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Каховская, д. 16 а.
Данное уточнение принято судом как соответствующее ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с этим неправильно применены нормы материального и процессуального права. Департамент считает, что у истца не имеется правовых оснований для обращения в суд с настоящим иском. Кроме этого, суд в решении не дал никакой оценки заявлению Департамента о применении срока исковой давности.
04.07.2013 в судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, отзыва истца, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" (далее - истец, учреждение) на праве оперативного управления принадлежит объект недвижимости - нежилое помещение, общей площадью 540,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Каховская, 16 а.
Указанное нежилое помещение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно согласно пункту 5 раздела 2 Приложения N 1 к Постановлению Верховного совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность", относится к федеральной собственности.
Данное обстоятельство подтверждается также Выпиской из реестра федерального имущества N 26/2560 от 27.12.2010 года.
Вышеуказанное нежилое помещение построено вместе с жилым домом, в котором оно находится, в 1955 году, и с 1980 года используется учреждением для размещения лаборатории по Промышленному району и своих сотрудников.
Данное обстоятельство подтверждается, в том числе, письмом N 312 от 03.04.1987 г. Главного государственного санитарного врача Промышленной СЭС Штейнберга Б.И. в адрес Председателя исполкома Промышленного района Совета народных депутатов о выделении дополнительных средств для оплаты эксплуатационных расходов по помещению по ул. Каховской, 16 а.
В Промышленном районе г. Самары районная санитарно-эпидемиологическая станция образована с 01 ноября 1979 года на основании решения N 765 Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 19.11.1979 г.
23.01.1990 года между Куйбышевской городской санэпидстанцией (арендатор) и Жилищно-коммунальным отделом Куйбышевского завода Гидроавтоматики (арендодатель) заключен Договор аренды N 17, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в арендное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Каховская, 16а, для использования под баклабораторию. Срок аренды определен сторонами до 31.12.1990 года.
21.01.1991 года в связи истечением срока вышеуказанного договора аренды между сторонами подписан Договор аренды спорного нежилого помещения со сроком аренды по 31.12.1991 года.
В соответствии с постановлением Администрации Самарской области от 16.09.1991 года N 20 "О государственной санитарно-эпидемиологической службе области" здания, сооружения и помещения, занимаемые санитарно-эпидемиологическими и дезинфекционными станциями должные быть безвозмездно переданы Самарскому областному центру госсаннадзора.
03.01.1994 года между ЖКО Куйбышевского завода Гидроавтоматики и Промышленным районным центром Госсанэпиднадзора г. Самары заключен Договор аренды N 17 вышеуказанного нежилого помещения, общей площадью 639,8 кв.м. для использования под санэпидстанцию, со сроком аренды по 31.01.1997 года.
23.04.1997 года ЦГСЭН Промышленного района предоставлен в постоянное пользование земельный участок, площадью 108,6 кв.м. по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Каховская, 16а, для лаборатории, что подтверждается Свидетельством о праве собственности на землю (постоянное пользование) N 211699 от 27.02.1998 года.
Учреждение располагается в спорном объекте недвижимости по настоящее время для осуществления уставной деятельности, следит за его состоянием и несет бремя содержания объекта, нежилое помещение стоит на балансе истца.
Согласно техническому паспорту от октября 1997 года на нежилое помещение владельцем жилого дома N 16 а, по ул. Каховской в г. Самара является ЖКО завода Гидроавтоматики, год постройки дома 1955. В техпаспорте также указано, что учреждение занимает нежилое помещение, площадью 543,9 кв.м., расположенное в подвале и 1-м этаже указанного дома, что подтверждено соответствующими отметками органа технической инвентаризации - "лаборатория Промышленной СЭС".
В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Приложения N 1 к Постановлению Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорное нежилое помещение относится исключительно к федеральной собственности, как имущество учреждения санитарно-эпидемиологической службы.
В силу пункта 1 названного Постановления Верховного Совета РФ объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1, относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
Таким образом, на момент разграничения государственной собственности в Российской Федерации названное помещение находилось во владении учреждения, то есть являлось объектом, относящимся исключительно к федеральной собственности.
Согласно п.3 постановления Высшего Арбитражного Суда РФ и постановления Пленума ВАС РФ N 8 от 25.02.1998 г. "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Постановлением Администрации Самарской области N 20 от 16.09.1991 года Самарскому областному центру госсаннадзора было поручено принять на баланс здания, сооружения и помещения, занимаемые санитарно-эпидемиологическими и дезинфекционными станциями.
Согласно распоряжению Администрации Самарской области N 831-р от 12.08.1993 года "О развитии Государственной санитарно-эпидемиологической службы России" комитетам по управлению имуществом поручено закрепить за учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы занимаемые ими здания и помещения в оперативное управление.
09.03.1995 года между Центром Госсанэпиднадзора по Самарской области и Комитетом по управлению имуществом Самарской области подписан Договор N 72-о о передаче государственного имущества Самарской области в оперативное управление, согласно которому комитет передал, а учреждение приняло в оперативное управление имущество по состоянию на 01.01.1995 года, в состав которого входят, в том числе, здания и сооружения.
На основании изменений в план приватизации акционерного общества "Гидроавтоматика", утвержденного решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области N 457 от 05.07.1995 года, жилой дом, в котором расположено спорное нежилое помещение, передан в муниципальную собственность г. Самары, как объект социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
В последствии, в нарушение порядка разграничения государственной собственности, установленного Постановлением N 3020-1, нежилое помещение, используемое учреждением, включено ответчиком в реестр муниципального имущества г.о. Самара на основании указанного решения комитета N 457, что подтверждается соответствующей выпиской из реестра.
По мнению истца, включение спорного помещения в реестр муниципальной собственности и регистрация права собственности городского округа Самара препятствует реализации учреждению права оперативного управления, поэтому предъявление иска о признании права федеральной собственности на спорное имущество имеет целью восстановление нарушенного вещного права истца.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения с настоящим иском.
23.05.1997 г. главой г. Самары принято Постановление N 719 о передаче помещений, в том числе спорного объекта недвижимого имущества, в безвозмездное пользование районным центрам Госсанэпиднадзора г. Самары.
30.06.1997 г. Комитетом по управлению имуществом г. Самары принято решение N 360 о передаче помещений на баланс районных центров Госсанэпиднадзора.
В настоящее время спорное нежилое помещение находится в безвозмездном пользовании у истца на основании Договора безвозмездного пользования от 10.09.1997 г., заключенного с Комитетом по управлению имуществом г. Самары. Срок договора установлен по 31.05.2010 г.
Согласно акту приема-передачи от 1997 г. лабораторный корпус по ул. Каховской, 16а, передан с баланса ДЕЗ Промышленного района на баланс Промышленного центра Госсанэпиднадзора.
30.09.1997 года между ОАО "Гидроавтоматика" и Центр Госсанэпиднадзора по Промышленному району г.Самары подписан акт приемки-передачи основных средств.
02.06.1998 года МП "Бюро технической инвентаризации" выдано Регистрационное удостоверение N 338 о том, что встроенное нежилое помещение, общей площадью 543,9 кв.м., в доме 16а по ул. Каховской в г. Самара зарегистрировано на праве собственности за ЦГСЭН по Промышленному району.
Таким образом, учреждение располагается в спорном помещении с 1980 года по настоящее время и фактически использует объект под лаборатории. Данное помещение никогда не использовалось органами местного самоуправления г. Самары либо муниципальными предприятиями и учреждениями. Спорное помещение специально оборудовано и необходимо истцу для обеспечения деятельности самого учреждения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения данного района города.
К спорным правоотношениям применимы положения постановления Верховного Совета N 3020-1 от 27.12.1991 г. по вопросу разграничения государственной собственности в Российской Федерации.
Согласно пункту 5 раздела 2 приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы отнесены к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и учреждениями, обеспечивающими их деятельность, для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нежилое помещение, общей площадью 540,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Каховская, 16 а, является исключительно федеральной собственностью согласно п. 5 раздела 2 Приложения N 1 к Постановлению Верховного совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1. Поскольку на момент разграничения государственной собственности (1991 год) находилось во владении федерального учреждения здравоохранения и используется последним по настоящее время по целевому назначению; объект оборудован под лабораторию и необходим для обеспечения деятельности государственного учреждения.
Следовательно, право собственности Российской Федерации на спорное помещение возникло в силу закона.
Поскольку право федеральной собственности на объект недвижимости возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то в соответствии с ч. 1 ст. 6 этого Федерального закона права на недвижимое имущество признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Судом установлено, что нежилое помещение, лит. А, общей площадью 540,5 кв. м., на 1-м этаже, комнаты N 1,5-11,14-19, 22-45, 47-59, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Каховская, д.16а, является объектом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" с 1980 года. Вышеуказанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 г. N 2/1 предусматривается, что созданные ранее 08.12.1994 г. государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
В связи с этим, созданные до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации предприятия и учреждения СЭС, как имущественные комплексы, имеющие специальную правоспособность, являются обладателями прав хозяйственного ведения и оперативного управления на то имущество, которое они используют в своей специальной деятельности.
Истец в соответствии с уставом является некоммерческой бюджетной организацией - "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" и входит в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих Госсанэпиднадзор (пункты 1, 7, 8), имеет обособленное имущество на праве оперативного управления (пункт 6).
В статье 48 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано на то, что помещения, здания и другое имущество, используемое органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности, передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Обязанность по обеспечению имуществом таких предприятий и закреплению данного имущества за предприятиями СЭС на определенном вещном праве в соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 г. N 23-р возложена на Росимущество и его территориальные органы.
Таким образом, учреждения СЭС относятся исключительно к федеральной собственности; Российская Федерация не осуществляла никаких действий, направленных на прекращение своего права собственности на спорное имущество, а ответчиками не представлено каких-либо документов, свидетельствующих о приобретении права собственности на спорный объект по основаниям, перечисленным в законе.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 01.07.1991 N 375 "О государственной санитарно-эпидемиологической службе" исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов были обязаны обеспечить до 01.01.1992 передачу в установленном порядке Государственному комитету РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора санитарно-эпидемиологических учреждений по состоянию на 01.07.1991. Пунктом 5 раздела 2 приложения 1 Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 предусмотрено, что предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы отнесены к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности. Спорное помещение находится во владении учреждения с 1980 года по настоящее время.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы ответчика в апелляционной жалобе о том, что истец не обладает полномочиями на обращения с настоящим иском, являются необоснованными. Истец наделен полномочиями на обращение в суд с вышеуказанным требованием, поскольку спорный объект принадлежит ему на праве оперативного управления и относится к федеральной собственности, а истец является Федеральным бюджетным учреждением.
Доводы Департамента в апелляционной жалобе о применении срока исковой давности отклоняются судебной коллегией. Как следует из материалов дела, Российская Федерация владеет спорным нежилым помещением через учреждение (отдел санитарно-эпидемиологической службы района) и из владения собственника не выбывал. В связи с этим на основании ст.208 ГК РФ на требование собственника, связанное с устранением нарушения его права, хотя бы эти нарушения и были соединены с лишением владения, исковая давность не распространяется. Данный вывод отражен в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 г. N 15870/09.
В силу пункта 57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом сама по себе запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Таким образом, в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с этим Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на заявителя, который от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2013 года, принятое по делу N А55-33563/2012, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33563/2012
Истец: Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области"
Ответчик: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: Администрация городского округа Самары, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом РФ
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10298/13
07.10.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10298/13
07.10.2013 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-33563/12
11.07.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8029/13
05.04.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-33563/12