г. Санкт-Петербург |
|
10 июля 2013 г. |
Дело N А56-77268/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Халиковой К.Н.
при участии:
от заявителя: Крупениной Л.В. по доверенности от 04.10.2012 N 27-01-29/33
от ответчика: Федорова О.В. по доверенности от 21.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10910/2013) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2013 по делу N А56-77268/2012 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга
к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью"
о взыскании штрафа
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга (место нахождения: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73, ОГРН 1037804016546) (далее - Управление, УПФР, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью" (место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д. 22; ОГРН 1027810348598) (далее - Учреждение) штрафа в размере 171 398,60 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 01.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе УПФР, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, само по себе нарушение процедуры не влечет признания недействительным решения Управления, поскольку Учреждение само не приняло мер для получения почтовой корреспонденции.
В судебном заседании представитель УПФР поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка своевременности предоставления в установленный срок индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ, в ходе которой установлено, что Учреждением сведения за отчетный период - 4 квартал 2011 года представлены с нарушением установленных сроков (фактическая дата приема сведений 20.02.2012), о чем составлен акт от 12.03.2012 N 27-06-34/319.
Решением от 17.04.2012 N 27-06-34/319 Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N27-ФЗ в виде штрафа в размере 10 % причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 171 398,60 руб.
На основании принятого решения Управление в адрес Учреждения выставлено требование об уплате штрафа N 27-06-34/319 от 23.05.2012, в соответствии с которым Учреждению предложено в срок до 20.06.2012 уплатить в добровольном порядке сумму штрафных санкций.
Поскольку Учреждение добровольно штраф не уплатило, Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Суд первой инстанции, установив, что УПФР нарушена процедура привлечения Учреждения к ответственности, отказал в удовлетворении заявления о взыскании штрафных санкций.
Выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров, ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице.
Следовательно, сведения за четвертый квартал 2011 года должны быть представлены в органы Пенсионного фонда не позднее 15.02.2012, тогда как сведения для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета представлены Учреждением только 20.02.2012, данный факт страхователем не оспаривается.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.209 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно части 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Из указанной нормы следует, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, должно быть извещено о времени и месте составления акта проверки.
В силу части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Как следует из материалов дела, акт камеральной проверки от 12.03.2012 N 27-06-34/319 был составлен УПФР в отсутствие представителя Учреждения (л.д. 10-11), отсутствует подпись представителя заявителя о получении данного акта, либо отметки об отказе страхователя от подписания акта.
Согласно списку заказных писем от 16.03.2012, поданных УПФР в Отделение почтовой связи "Санкт-Петербургский почтамт" 17.03.2012 (л.д. 13), акт камеральной проверки от 12.03.2012 N 27-06-34/319 и уведомление о вызове страхователя от 12.03.2012 N 27-06-34/319 направлены в адрес Учреждения по почте заказным письмом 17.03.2012 (идентификаторный номер N 19084749031332). Доказательства получения Учреждением указанной почтовой корреспонденции в деле отсутствуют.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя пояснил, что при рассмотрении материалов дела Управление руководствовалось данными с интернет-сайта ФГУП "Почта России", раздел "Отслеживание почтовых отправлений", согласно которым заказное письмо N 19084749031332 получено Учреждением 21.03.2012 (л.д.35).
Вместе с тем, распечатка с интернет-сайта ФГУП "Почта России" в части даты вручения почтовой корреспонденции (идентификационный N 19084749031332) содержит противоречивые сведения, поскольку, помимо даты вручения письма адресату (21.03.2012), в ней указано на возврат почтового отправления 09.05.2012, что было бы невозможно в случае надлежащей доставки письма учреждению.
Судом первой инстанции, в целях проверки достоверности сведений, размещенных на интернет-сайте ФГУП "Почта России", и установления, кому и на основании каких документов было вручено уведомление о рассмотрении акта проверки, был направлен запрос в почтовое отделение. Из ответа УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиала ФГУП "Почта России" от 20.03.2013 N 54.7.0.1/3703 следует, что заказное письмо N19084749031332 в связи с неявкой адресата за получением по истечении срока хранения возвращено в адрес отправителя. В настоящее время заказное письмо N 19084749031332 находится на окончательном хранении в отделении почтовой связи 190000 Санкт-Петербургского почтамта (л.д. 64)..
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что представленные документы не подтверждают однозначно доводы Управления об имеющихся у него на дату вынесения решения сведений о получении Учреждением акта проверки и уведомления.
Апелляционная инстанция считает, что оценив все представленные сторонами доказательства в совокупности с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении Управлением установленной Законом N 212-ФЗ процедуры привлечения страхователя к ответственности, влекущей за собой незаконность принятого по результатам проверки решения и отказ заявителю в удовлетворении требований о взыскании с Учреждения начисленных финансовых санкций.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, у суда апелляционной инстанции правовые основания для отмены принятого по делу решения отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2013 по делу N А56-77268/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77268/2012
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью"
Третье лицо: Санкт-Петербургский почтамт