г. Пермь |
|
10 декабря 2010 г. |
Дело N А60-24173/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Варакса Н. В.
судей Ясиковой Е.Ю., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
от заявителя Прокурора Байкаловского района Свердловской области: не явились,
от заинтересованного лица МУП ЖКХ "Тепловые сети" муниципального образования Байкаловского сельского поселения: Суслов Г.П., паспорт, доверенность от 20.10.2010,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица МУП ЖКХ "Тепловые сети" муниципального образования Байкаловского сельского поселения
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 сентября 2010 года по делу N А60-24173/2010,
принятое судьей Лихачевой Г.Г.
по заявлению Прокурора Байкаловского района Свердловской области
к МУП ЖКХ "Тепловые сети" муниципального образования Байкаловского сельского поселения
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Прокурор Байкаловского района Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Тепловые сети" муниципального образования Байкаловского сельского поселения (далее - Предприятие) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.09.2010 заявленные требования удовлетворены. Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Тепловые сети" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с решением, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Предприятие ссылается на то, что не было извещено о рассмотрении дела в суде первой инстанции, в связи с чем полагает, что дело незаконно рассмотрено в отсутствие представителя Предприятия.
Кроме того, по мнению Предприятия, в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку отсутствует необходимость получения лицензии для использования хлорной извести; Предприятие не имеет оборудования по дезинфекции воды ни хлором, ни хлорной известью, отнесенного к перечню технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации.
В судебном заседании представитель Предприятия доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Прокуратура Байкаловского района Свердловской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура Байкаловского района Свердловской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направила, что в силу ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Байкаловского района Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности Предприятия.
В ходе проверки установлено, что Предприятие, осуществляющее услуги по водоотведению и водоснабжению населения на территории Байкаловского района Свердловской области, осуществляет хранение и использование хлорной извести для очистки воды в сетях водопровода без специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию химически опасного производственного объекта.
По результатам проверки 25.06.2010 прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении Предприятия дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Указанное постановление, материалы проверки и соответствующее заявление направлены прокуратурой в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Принимая решение о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Предприятия состава указанного административного правонарушения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Довод Предприятия о нарушении судом первой инстанции процессуальных норм, выразившихся в ненадлежащем уведомлении о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции находит необоснованным.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что определение суда о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении судебного разбирательства от 16.07.2010 было направлено Предприятию заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, и возвращено почтовым отделением за истечением срока хранения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал Предприятие извещенным о судебном заседании в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с подп. 30 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация химически опасных производственных объектов подлежит лицензированию.
В приложении N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определены категории опасных производственных объектов.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, в том числе, получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
воспламеняющиеся вещества;
окисляющие вещества;
горючие вещества; взрывчатые вещества;
токсичные вещества;
высокотоксичные вещества;
вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды.
При этом, из смысла данного перечня не следует, что на эксплуатацию всех указанных в перечне опасных производственных объектов, требуется лицензия на эксплуатацию именно химически опасных производственных объектов.
Согласно п. 3 Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 429, под химически опасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные вещества, высокотоксичные вещества и другие вещества, представляющие опасность для окружающей среды, в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Из буквального толкования данного пункта Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов следует, что лицензия на эксплуатацию химически опасных производственных объектов требуется в случае использования переработки, хранения, транспортировки, уничтожения только токсичных веществ, высокотоксичных веществ и других веществ, представляющие опасность для окружающей среды.
На необходимость получения лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов в случае эксплуатации объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются окисляющие вещества, в п. 3 Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 429, не указано.
В соответствии с п. 1 Приложения N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности: средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр; средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр; средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр.
Как следует из материалов дела, прокурор Байкаловского района Свердловской области просит привлечь Предприятие к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, а именно осуществление хранения и использования хлорной извести для очистки в сетях водопровода без специального разрешения (лицензии).
Согласно ч. 5 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственность, следовательно, обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к ответственности возложена на орган, составившего протокол.
В ходе проверки установлено и в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении отражено следующее: МУП ЖКХ "Тепловые сети" осуществляет хранение и использование хлора для очистки воды в сетях водопровода без специального разрешения (лицензии). Согласно товарной накладной от 29.10.2008 N 708910001525 приобретена известь хлорная в количестве 800 кг. На момент проверки хлорная известь хранится в складе, расположенном на территории МУП ЖКХ "Тепловые сети".
В соответствии с положениями ГОСТ 1692-85 "Известь хлорная. Технические условия" хлорная известь применяется для дегазации, отбелки, обеззараживания питьевой воды и дезинфекции. Хлорная известь негорюча, но, являясь сильным окислителем, при контакте с органическими продуктами может вызвать их загорание.
Как следует из Приложения N 2 к "СанПиН 2.3.4.704-98. 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производство спирта этилового ректификованного и ликероводочных изделий. Санитарные правила и нормы", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.1998 N 18, хлорная известь относится к хлорсодержащим дезинфицирующим веществам, не являющимся токсичными, не обладающими специфическими стойкими запахами.
Доказательств того, что используемая Предприятием хлорная известь относится к токсичным, высокотоксичным веществам или веществам, представляющим опасность для окружающей среды (согласно определения, данного для таких веществ в Приложении N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов") хранение которых на производственных объектах относит указанные объекты не просто опасных производственных объектов, а к категории химически опасных производственных объектов, на эксплуатацию которых требуется получение лицензии, прокурором Байкаловского района Свердловской области не представлено.
Ссылка прокурора в заявлении о привлечении к административной ответственности и в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении на приложение N 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" несостоятельна, поскольку в приложении N 2 определены предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности, а не основанием для необходимости получения лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Предприятия события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, апелляционный суд находит недостаточно обоснованным.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что надлежащие доказательства наличия в действиях Предприятия события вменяемого административного правонарушения отсутствуют. Вывод суда о доказанности события административного правонарушения является неправомерным.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
В связи с вышеизложенным решение суда подлежит отмене (п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционная жалоба удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 сентября 2010 года по делу N А60-24173/2010 отменить, в удовлетворении заявленных прокурором Байкаловского района Свердловской области требований о привлечении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Тепловые сети" муниципального образования Байкаловского сельского поселения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, отказать.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24173/2010
Истец: Прокуратура Байкаловского района Свердловской области
Ответчик: МУП ЖКХ "Тепловые сети"