г. Саратов |
|
16 июля 2013 г. |
Дело N А57-1496/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" июля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой Н.А.,
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Научно-производственная компания "Катрен" - Колесников Андрей Сергеевич, действующий по доверенности от 25.02.2013 г.,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области -Старичков Кирилл Александрович, действующий по доверенности N 03/1-6380 от 10.12.2012 г.,
от Министерства здравоохранения по Саратовской области - Глебов Петр Иванович, действующий по доверенности N 03-20/6913 от 17.10.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Научно-производственная компания "Катрен" (630117, г. Новосибирск, ул. Тимакова, 4, ОГРН 1025403638875, ИНН 5408130693)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 07 мая 2013 года по делу N А57-1496/2013 (судья Кулапов Д.С.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Научно-производственная компания "Катрен" (630117, г. Новосибирск, ул. Тимакова, 4, ОГРН 1025403638875, ИНН 5408130693)
заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (410000, г. Саратов, ул. Вольская, 81, ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580),
министерство здравоохранения по Саратовской области (410000, г. Саратов, ул. Железнодорожная, 72, ОГРН 1026403684438, ИНН 6455021005)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество научно-производственная компания "Катрен" (далее ЗАО НПК "Катрен", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее УФАС по Саратовской области, антимонопольный орган) от 12.11.2012 по делу N 277-12/гз о признании жалобы ЗАО НПК "Катрен" необоснованной.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 07 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "Научно-производственная компания "Катрен", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 08 июня 2013 года.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, обеспечивших явку представителей в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по заявке министерства здравоохранения Саратовской области (заказчик) был объявлен открытый аукцион в электронной форме N 0160200005712000757 "На право заключения государственного контракта по обеспечению (поставка с последующим отпуском через аптечные учреждения) сахароснижающими лекарственными средствами больных сахарным диабетом в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально - значимыми заболеваниями на 2012-2014 годы", подпрограмма "Сахарный диабет", пункт 1. "Обеспечение сахароснижающими лекарственными средствами (современными препаратами инсулина и таблетированными сахароснижающими препаратами)" (далее - аукцион).
24.10.2012 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона и документация об аукционе.
Считая, что документация об аукционе заказчика, содержит положения, ограничивающие количество участников размещения заказа, а также, что все действия, оказываемые в рамках данного заказа, функционально и технологически не связаны, ЗАО НПК "Катрен" обратилось в УФАС по Саратовской области с жалобой на действия заказчика.
Решением Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 12 ноября 2012 года признана необоснованной жалоба ЗАО НПК "Катрен" на действия заказчика - Министерства здравоохранения Саратовской области при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0160200005712000757 "На право заключения государственного контракта по обеспечению (поставка с последующим отпуском через аптечные учреждения) сахароснижающими лекарственными средствами больных сахарным диабетом в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально - значимыми заболеваниями на 2012-2014 годы", подпрограмма "Сахарный диабет", пункт 1. "Обеспечение сахароснижающими лекарственными средствами (современными препаратами инсулина и таблетированными сахароснижающими препаратами)" (ЭТП www.sberbank-ast.ru).
Отказывая в удовлетворении жалобы заявителя, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что действия заказчика не противоречат требованиям законодательства о размещении заказов и законодательства о защите конкуренции.
Изложенные обстоятельства, послужили основанием для обращения ЗАО НПК "Катрен" в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, признал правомерной позицию УФАС по Саратовской области о соответствии действий заказчика нормам Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов) и Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Апелляционная инстанция, оценив в совокупности, как того требует ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Размещение заказа в соответствии с частью 1 статьи 10 указанного закона может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Согласно частям 1, 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
При этом заказчик при размещении заказа наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг).
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов запрещается устанавливать требования в документации об аукционе, которые могут привести к ограничению количества участников.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции также установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции; при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, а также запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
При рассмотрении спора судами установлено, что целью проведения торгов послужило исполнение Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Федеральный закон N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 4.1 указанного закона государственная помощь в виде набора социальных услуг осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации, и предусматривает: организацию размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов; организацию обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого отдельным категориям граждан набора социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 4.1 указанного закона полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из: 1) численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; 2) норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливаемого ежегодно федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (части 2 - 5 статьи 4.1. Федерального закона N 178-ФЗ).
Органы субъектов Российской Федерации при осуществлении переданных им Федеральным законом N 178-ФЗ от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи" государственных полномочий вправе самостоятельно определять систему организации лекарственного обеспечения лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, так как указанным законом не установлен конкретный порядок. При этом приобретение лечебных средств, изделий медицинского назначения и специальных продуктов лечебного питания должно осуществляться посредством проведения размещения государственных заказов на поставку указанной продукции с дальнейшим заключением по итогам размещения соответствующих государственных контрактов. Следовательно, уполномоченные органы субъектов Российской Федерации должны руководствоваться нормами Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов".
Материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле не оспорено, что источником финансирования государственного контракта являются средства областного бюджета 2012 года, а денежные средства, предусмотренные Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2012 год", выделяются Министерству здравоохранения Саратовской области на бесплатное лекарственное обеспечение, как на услугу.
Судами установлено, что согласно п. 1.2.1. ч. III "Техническая часть" предметом государственного контракта является обеспечение (поставка с последующим отпуском через аптечные учреждения) сахароснижающими лекарственными средствами больных сахарным диабетом в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально - значимыми заболеваниями на 2012-2014 годы", подпрограмма "Сахарный диабет", пункт 1. "Обеспечение сахароснижающими лекарственными средствами (современными препаратами инсулина и таблетированными сахароснижающими препаратами)".
Целью размещения заказа торгов является своевременное обеспечение граждан лекарственными препаратами на территории Саратовской области в 2012 году в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями на 2012-2014 годы".
Таким образом, Министерством здравоохранения Саратовской области был размещен заказ одновременно на поставку, хранение лекарственных средств и оказание услуг по осуществлению бесплатного отпуска лекарственных средств.
При этом поставка лекарственных средств, их хранение и отпуск не разделены на отдельные лоты, поскольку, объединение указанных видов деятельности в один лот является технологически и функционально взаимосвязанными исходя из особенностей предмета заказа - обеспечение граждан с социально-значимыми заболеваниями лекарственными препаратами (а не поставки конкретных лекарственных средств). Этими же обстоятельствами обусловлено требование документации о наличии у участника размещения заказа лицензии на фармацевтическую деятельность.
В рассматриваемом случае законодательство не ограничивает возможность заказчика объединить в один лот такие виды деятельности как поставка и отпуск препаратов через аптеки ввиду того, что данные виды деятельности являются комплексным предметом аукциона, связанным по значимым критериям.
Суд первой инстанции, учитывая требования Федерального закона N 178-ФЗ по организации лекарственного обеспечения лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, в том числе об оперативности проведения аукционных мероприятий по закупу товаров и обеспечению ими льготников, пришел к правильному выводу о том, что министерство вправе было определить предмет аукциона как оказание социальной услуги в виде обеспечения лекарственными средствами, самостоятельно определять лоты по предмету торгов.
Как следует из материалов дела, заказчик определил предмет аукциона - обеспечение (поставка с последующим отпуском через аптечные учреждения) сахароснижающими лекарственными средствами больных сахарным диабетом в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально - значимыми заболеваниями на 2012-2014 годы" по подпрограмме "Сахарный диабет", пункт 1. "Обеспечение сахароснижающими лекарственными средствами (современными препаратами инсулина и таблетированными сахароснижающими препаратами)" в целях достижения своевременного обеспечения граждан лекарственными препаратами на территории Саратовской области в 2012 году.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что предметом оспариваемого аукциона явилась не поставка медицинских препаратов, а оказание комплекса социальных услуг по обеспечению лекарственными средствами, что характерно для договора оказания услуг и соответствует требованиям статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Объединение технологически и функционально взаимосвязанных между собой услуг в один лот имеет целью не только обеспечение их своевременного и качественного выполнения, но и рациональное расходование бюджетных средств, во исполнение части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов.
В свою очередь, осуществление целого ряда социальных услуг для обеспечения граждан с социально-значимыми заболеваниями лекарственными препаратами в рамках одного лота не противоречит требованиям ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ.
Указанные выше обстоятельства опровергают доводы ЗАО НПК "Катрен" о технологической и функциональной несвязанности поставки и отпуска лекарственных средств для обеспечения граждан с социально-значимыми заболеваниями лекарственными препаратами.
При рассмотрении спора судами установлено, что аукционная документация не содержала каких-либо специальных требований к потенциальным участникам размещения заказа, кроме тех, исполнение которых требовалось исходя из целей Федерального закона N 178-ФЗ и в соответствии с требованиями законодательства по обороту лекарственных средств.
В извещении о проведении аукциона не содержится требований, ограничивающих количество участников размещения заказа, равно как и не включены товары, услуги технологически и функционально не связанные с предметом контракта.
Согласно ч. 5 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч.6 ст. 60 Закона о размещении заказов по результатам рассмотрения жалобы органы, указанные в части 1 настоящей статьи, принимают решение о выдаче предписаний, предусмотренных частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной.
Учитывая изложенные выше обстоятельства судом первой инстанции обоснованно указано, что действия заказчика - Министерства здравоохранения Саратовской области при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0160200005712000757 "На право заключения государственного контракта по обеспечению (поставка с последующим отпуском через аптечные учреждения) сахароснижающими лекарственными средствами больных сахарным диабетом в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально - значимыми заболеваниями на 2012-2014 годы", подпрограмма "Сахарный диабет", пункт 1. "Обеспечение сахароснижающими лекарственными средствами (современными препаратами инсулина и таблетированными сахароснижающими препаратами)" (ЭТП www.sberbank-ast.ru) не противоречат положениям Закона о размещении заказов и Закона о защите конкуренции, в связи с чем у антимонопольного органа не имелось законных оснований для признания жалобы ЗАО НПК "Катрен" обоснованной, а у суда первой инстанции, соответственно, оснований для удовлетворения требований общества о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 12.11.2012 по делу N 277-12/гз.
Апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 07 мая 2013 года по делу N А57-1496/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Научно-производственная компания "Катрен" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1496/2013
Истец: ЗАО НПК "Катрен"
Ответчик: Управление ФАС по Саратовской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Саратовской области, Представитель ЗАО "НПО "Катрен" Колесников А. С.