г. Пермь |
|
16 июля 2013 г. |
Дело N А50-4595/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гуляковой Г. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,
при участии:
от заявителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми (ОГРН 1025900509250, ИНН 5902292777) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица ООО "Семь мудрецов" (ОГРН 1075902005541, ИНН 5902159158) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 15 мая 2013 года
по делу N А50-4595/2013,
принятое судьей Плаховой Т.Ю.
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми
к ООО "Семь мудрецов"
о взыскании задолженности в сумме 990 руб.,
установил:
УПФР в Ленинском районе г. Перми (далее - заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с ООО "Семь мудрецов" (далее - заинтересованное лицо, общество, страхователь) финансовой санкции в размере 990 руб. на основании ч.3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) за несвоевременное представление индивидуальных сведений об уплаченных страховых взносах за 1 квартал 2012 г.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.05.2013 требования удовлетворены частично. При этом размер финансовых санкций, подлежащих взысканию с общества, судом первой инстанции был уменьшен до 495 руб. со ссылкой на п. 1 ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Не согласившись с принятым решением в части уменьшения размера взыскиваемых штрафных санкций, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части незаконным и принятым с нарушением норм права, а также без учета фактических обстоятельств по рассматриваемому спору, что, в свою очередь, является основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
До начала судебного заседания от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении материалов дела без участия своего представителя.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили, что в порядке п. 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, пенсионным фондом проведена проверка ООО "Семь мудрецов" по вопросу соблюдения срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой выявлено, что должник своевременно не представил индивидуальные сведения об уплаченных страховых взносах за 1 квартал 2012 г., о чем составлен Акт камеральной проверки N 286 от 23.10.2012, вынесено решение от 30.11.2012 N 286 о привлечении должника к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ, что составило 1170 руб.
В связи с представлением должником уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2012 года, пенсионный фонд снизил сумму финансовых санкций до 990 руб., выставил требование от 25.12.2012 N 286 об уплате финансовой санкции, в котором обществу в добровольном порядке предлагалось уплатить штраф в срок до 21.01.2013.
В связи с тем, что сумма штрафа осталась неуплаченной, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с должника санкции в принудительном порядке.
Арбитражный суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", посчитал заявленные пенсионным фондом требования обоснованными. Однако, оценив представленные в материалы дела документы, а также обстоятельства допущенного нарушения, пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения размера взыскиваемых финансовых санкций до 495 руб.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), которым, в частности, регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу п. 1 ст. 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно п. 4 ст. 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что общество своевременно свою обязанность, установленную вышеназванными нормами действующего законодательства, не выполнило, и, соответственно, к страхователю обоснованно были применены финансовые санкции.
В то же время суд апелляционной инстанции считает, что при решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что применение финансовых санкций не должно ставить лицо, привлекаемое к ответственности, в необоснованно тяжелое материальное положение, а также иным образом сверх необходимости ущемлять его права и законные интересы, что согласуется с принципом соразмерности размера наказания характеру совершенного нарушения и степени вины нарушителя, выражающего требования справедливости в сфере публично-правовых отношений. При этом суд правомерно не принял в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, факт привлечения должника в 2010 году к ответственности за аналогичное правонарушение, учел, что нарушение совершено обществом неумышленно, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в результате указанного нарушения не пострадал.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Апелляционный суд отмечает, что фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
В акте проверки, являющемся итоговым актом такого контроля, обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию. Таким актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности.
В соответствии с требованиями ст. 39 Закона 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля над уплатой страховых взносов устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Таким образом, привлекая учреждение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона о персонифицированном учете, орган ПФР должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе виновность учреждения.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" прямо указывает нижестоящим пенсионным органам о недопустимости формального подхода к наложению штрафа при наличии ошибки в документах, представляемых страхователями. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Между тем ни в акте проверки, ни в решении о привлечении общества к ответственности вина страхователя, ее степень, причины совершения правонарушения должным образом не исследованы.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что при вынесении решения о привлечении общества к ответственности пенсионным фондом обстоятельств, смягчающих ответственность, выявлено не было, размер финансовых санкций не снижался.
Таким образом, признание судом первой инстанции перечисленных выше обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит.
Отклоняется судом апелляционной инстанции также довод заявителя о том, что страхователь пренебрежительно относится к своим обязанностям, что, в свою очередь, ставит под угрозу общественные отношения и интересы государства, поскольку доказательств недобросовестного поведения страхователя заявителем жалобы в материалы дела не представлено, в ходе проверки не установлено, в решении заявителя соответствующих выводов не содержится.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что фактически позиция заявителя сводится к несогласию с оценкой обстоятельств по делу, установленных и учтенных судом первой инстанции при снижении размера санкций, тогда как сам факт несогласия с такой оценкой не может быть признан основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции признает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом всестороннего и полного исследования фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы пенсионного фонда по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 мая 2013 года по делу N А50-4595/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4595/2013
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Перми, УПФР в Ленинском районе г. Перми
Ответчик: ООО "Семь мудрецов"