г. Киров |
|
15 июля 2013 г. |
Дело N А82-2857/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Ивановой Ю.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2013 по делу N А82-2857/2013 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства), принятое судом в составе судьи Ландарь Е.В.,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное)
(ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
к Федеральному казенному учреждению "Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (ИНН: 7604045511, ОГРН: 1027600687718),
о взыскании 13 090,75 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) (далее - Управление, взыскатель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Федеральному казенному учреждению "Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (далее - Учреждение, страхователь) о взыскании 13 090,75 руб. штрафа за нарушение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2013 требования взыскателя удовлетворены частично. При этом размер финансовых санкций, подлежащих взысканию с Учреждения, судом первой инстанции был уменьшен до 5000 руб. со ссылкой на статью 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Учреждение с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 07.05.2013 отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, при оценке смягчающих вину обстоятельств суд первой инстанции не учел, что нарушение было допущено из-за необходимости обновления программного обеспечения, которое своевременно не было произведено по вине обслуживающей программу организации. При этом, Страхователь указывает на то, что задержка предоставления расчета составила всего 2 дня.
Учреждение полагает, что в его действиях отсутствуют признаки как умышленных, так и неосторожных действий, что означает отсутствие у Учреждения вины в совершении вменяемого ему правонарушения.
Страхователь считает также, что штраф в размере 5000 руб. не соответствует принципу соразмерности при оценке тяжести спорного правонарушения.
С учетом изложенного Учреждение настаивает на отмене решения суда, поскольку считает, что при его принятии суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства дела и неверно применил нормы материального права.
Управление представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Учреждения возражает, просит в удовлетворении жалобы страхователю отказать.
Подробно позиции сторон изложены в жалобе и в отзыве на жалобу.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Учреждением был пропущен срок для представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011, что послужило основанием для начисления штрафа в размере 13 090,75 руб.
В связи с неуплатой в установленный в требовании от 28.08.2012 срок для добровольной уплаты финансовых санкций (18.09.2012), Управление обратилось в арбитражный суд за их взысканием.
Арбитражный суд Ярославской области, рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", признал, что Учреждением допущено нарушение законодательства. Вместе с тем, суд первой инстанции, установив наличие смягчающих вину обстоятельств, снизил размер штрафа, подлежащего взысканию со страхователя, до 5000 руб.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыв на жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212 - ФЗ), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу требований подпункта 1 пункта 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Статьей 10 Закона N 212-ФЗ определено, что расчётным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Таким образом, расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 должен был быть представлен плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учёта не позднее 15.02.2012.
Пунктом 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренных частью 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчёта, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Согласно пунктам 1-3 статьи 42 Закона N 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
На основании пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (пункт 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 был представлен Учреждением 17.02.2012, тогда как срок представления расчета - 15.02.2012.
Факт совершенного нарушения зафиксирован в акте от 21.06.2012.
31.07.2012 Управлением принято решение о привлечении Учреждения к ответственности в виде штрафа в сумме 13090,75 руб.
28.08.2012 Управлением в адрес Учреждения было направлено требование об уплате финансовых санкций в сумме 13090,75 руб. со сроком для добровольного исполнения до 18.09.2012.
В данном случае суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что Учреждение своевременно свою обязанность, установленную вышеназванными нормами действующего законодательства, не выполнило (этот факт страхователем не оспаривается), и, соответственно, к Учреждению обоснованно были применены финансовые санкции.
В то же время суд апелляционной инстанции считает, что при решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что нарушение совершено Учреждением впервые, ущерба бюджету страхователь не причинил, период просрочки представления расчета является незначительным (составил всего 2 дня).
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что при вынесении решения о привлечении Учреждения к ответственности Управлением обстоятельств, смягчающих ответственность, выявлено не было, размер финансовых санкций не снижался.
Ссылка заявителя жалобы на необходимость обновления программного обеспечения признается апелляционным судом несостоятельной, поскольку Учреждение в силу требований действующего законодательства обязано обеспечить своевременное представление в Пенсионный фонд Российской Федерации необходимых расчетов. Кроме того, Учреждение могло представить расчет и иным способом сдачи отчетности.
Отклоняется также довод Учреждения о несоразмерности штрафа в сумме 5000 руб. допущенному им нарушению, поскольку апелляционный суд считает, что снижение судом первой инстанции суммы штрафа более чем в 2 раза соответствует общепринятым принципам соразмерности назначенного наказания совершенному нарушению.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических установленных обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Учреждения по изложенным в ней доводам у арбитражного апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. При подаче апелляционной жалобы на решение суда от 07.05.2013 госпошлина Учреждением не уплачена. Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Учреждения на решение суда с него подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой в соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшен арбитражным апелляционным судом до 200 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2013 по делу N А82-2857/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (ИНН: 7604045511, ОГРН: 1027600687718) - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" в федеральный бюджет 200 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-2857/2013
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное)
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области"