г. Красноярск |
|
15 июля 2013 г. |
Дело N А69-2847/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Иванцовой О.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от ответчика (Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва): министра земельных и имущественных отношений Кызыл-оол С.Т., действующего на основании Указа главы председателя Правительства Республики Тыва от 12.04.2012 N 114; Чооду Т-Б.В., на основании доверенности от 22.04.2013 N 7;
от заявителя (ООО "Тываэнергосбыт"): Шулуу Д.Г., на основании доверенности от 11.10.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 11 марта 2013 года по делу N А69-2847/2012, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тываэнергосбыт" (ОГРН 1061701024065, ИНН 1701040660) (далее - заявитель, ООО "Тываэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва (ИНН 1701041078, ОГРН 1071701000183) (далее - ответчик, Министерство) от 17.10.2012 N 1320 "О ликвидации государственного унитарного предприятия "Кондитерская фабрика" (далее- предприятие).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 11 марта 2013 года заявленное требование удовлетворено. Признано недействительным распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 17.10.2012 N 1320.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующие доводы:
- учредителем государственного унитарного предприятия "Кондитерская фабрика" является Государственный комитет имущества Республики Тыва, правопреемником которого является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в связи с чем, в силу статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство имеет право ликвидировать указанное предприятие;
- Министерство выполняет функции собственника имущества государственного унитарного предприятия "Кондитерская фабрика", в связи с чем, обладает полномочиями на издание распоряжения о его ликвидации;
- при вынесении обжалуемого решения, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о соответствии избранного заявителем способа защиты нарушенного права;
- заявителем не представлены доказательства нарушения оспариваемым распоряжением его прав в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В судебном заседании представитель Министерства поддержали требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнении к апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Тываэнергосбыт" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы заявителя не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя (ООО "Тываэнергосбыт") заявила ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно: копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.04.2013 N 529; копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.06.2013.
Представитель ответчика (Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва) заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно: копии Устава государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Кондитерская фабрика" от 23.03.2001; копии распоряжения Правительства Республики Тыва "О реорганизации государственного комитета Республики Тыва по управлению государственным имуществом" от 09.08.2002 N 240-р; копии распоряжения "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Тыва от 09.08.2002 N 240-р "О реорганизации государственного комитета Республики Тыва по управлению государственным имуществом"; копии указа председателя Правительства Республики Тыва "О внесении изменения в наименование Министерства имущественных отношений Республики Тыва" от 12.02.2003 N 242; копии указа председателя Правительства Республики Тыва " О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва" от 18.05.2002; копии постановления Правительства Республики Тыва "О внесении изменений и дополнений в положение о Министерстве имущественных отношений Республики Тыва" от 02.04.2003 N 166; копии постановления Правительства Республики Тыва "Об учреждении государственного унитарного предприятия "Кондитерская фабрика" от 12.04.2011 N 397.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес протокольное определение об удовлетворении ходатайств и приобщении указанных документов к материалам дела, признав причины невозможности их представления в суд первой инстанции уважительными.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы судом установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 07.02.2007 N 166 учреждено государственное унитарное предприятие "Кондитерская фабрика".
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 17.10.2012 N 1320 предприятие ликвидировано и утвержден состав ликвидационной комиссии.
Вместе с тем, 12.10.2012 ООО "Тываэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании предприятия несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 26.10.2012 по делу N А69-2354/2012 возбуждено производство по делу о банкротстве предприятия.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 26.11.2012 в отношении предприятия введена процедура наблюдения.
Полагая, что распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва "О ликвидации государственного унитарного предприятия "Кондитерская фабрика" от 17.10.2012 N 1320 нарушены права и законные интересы ООО "Тываэнергосбыт", общество обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании его недействительным.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно пункту 1 статьи 2 и части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие двух обязательных условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При вынесении обжалуемого решения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 17.10.2012 N 1320 "О ликвидации государственного унитарного предприятия "Кондитерская фабрика" не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава государственного унитарного предприятия "Кондитерская фабрика", собственником имущества предприятия является Республика Тыва.
Вместе с тем, в силу статьи 17 Закона Республики Тыва от 09.11.2001 N 1143 "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва"", Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 N 591, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции, в том числе, по управлению государственным имуществом Республики Тыва.
Пунктом 7.2 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва предусмотрено, что Министерство осуществляет в соответствии с действующим законодательством полномочия собственника в отношении имущества государственных унитарных предприятий, казенных предприятий Республики Тыва и республиканских государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Республики Тыва, а также полномочия собственника по передаче республиканского имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) имущества Республики Тыва.
Таким образом, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обладает полномочиями собственника, в том числе, в отношении имущества государственных унитарных предприятий Республики Тыва.
Согласно пункту 29 указанного Положения, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, по поручению Правительства Республики Тыва создает, реорганизует, ликвидирует в установленном порядке государственные унитарные предприятия, выступает учредителем (соучредителем) хозяйственных обществ.
Статьей 40 Закона Республики Тыва от 09.11.2001 N 1143 "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва" предусмотрено, что ликвидация государственного унитарного предприятия осуществляется по решению Правительства Республики Тыва по представлению соответствующего министерства и ведомства (часть 3).
Реорганизация и ликвидация государственного унитарного предприятия осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью на основании и в порядке, установленном нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 4).
Таким образом, Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, утвержденное Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 N 591, не наделяет Министерство полномочием по принятию решения о ликвидации государственных унитарных предприятий самостоятельно. Государственное унитарное предприятие может быть ликвидировано Министерством по решению Правительства Республики Тыва.
В апелляционной жалобе Министерство указывает, что выполняет функции собственника имущества унитарного предприятия "Кондитерская фабрика", в связи с чем, обладает полномочиями на издание распоряжения о его ликвидации.
Обосновывая законность оспариваемого ненормативного акта, Министерство ссылается на протокол аппаратного совещания Главы-Председателя правительства Республики Тыва Кара-оола Ш.В. с заместителями, министрами, руководителями госкомитетов, служб, агентств республики Тыва от 20.08.2012 N 29 (л.д. 103-106), в пункте 17 которого указано о необходимости Министерству внести предложение о продаже государственного унитарного предприятия "Кондитерская фабрика". Однако указанный Министерством акт не является актом Правительства Республики Тыва, на основании которого, в силу Закона Республики Тыва от 09.11.2001 N 1143 "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва", Министерством может быть принято решение о ликвидации унитарного предприятия.
Доказательств наличия необходимого в соответствии с Законом Республики Тыва от 09.11.2001 N 1143 "Об управлении государственной собственностью Республики Тыва" акта Правительства Республики Тыва о ликвидации предприятия в материалы дела не представлено.
Ссылка Министерства на то, что учредителем государственного унитарного предприятия "Кондитерская фабрика" является Государственный комитет имущества Республики Тыва, а Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является его правопреемником, в связи с чем, в силу статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство имеет право ликвидировать указанное предприятие не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Из содержания представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Министерства по состоянию на 19.04.2013 следует, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является правопреемником Агентства по управлению имуществом Республики Тыва. Доказательства обратного ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлены.
При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у Министерства отсутствовали правовые основания для издания распоряжения от 17.10.2012 N 1320 "О ликвидации государственного унитарного предприятия "Кондитерская фабрика".
Кроме того, как указано ранее, 12.10.2012 ООО "Тываэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании предприятия несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 26.11.2012 по делу N А69-2354/2012 в отношении предприятия введена процедура наблюдения, что свидетельствует о нарушении оспариваемым распоряжением о ликвидации государственного унитарного предприятия "Кондитерская фабрика" прав и законных интересов заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлены основания для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционных жалоб. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Республики Тыва от 11 марта 2013 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва - без удовлетворения.
Учитывая, что решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ответчика. При подаче апелляционной жалобы ответчик, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 11 марта 2013 года по делу N А69-2847/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2847/2012
Истец: ОАО "Тьваэнергосбыт", ООО "Тываэнергосбыт"
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений РТ
Третье лицо: ООО "Тываэнергосбыт"
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2014 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-777/14
26.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5118/13
15.07.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2149/13
11.03.2013 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-2847/12