г. Владимир |
|
12 апреля 2010 г. |
Дело N А79-12574/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.04.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Урлекова В.Н., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Внешний ресурс"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.01.2010
по делу N А79-12574/2009,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Внешний ресурс"
о признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Внешний ресурс" -Денисюка М.Е., генерального директора, на основании решения от 22.04.2008;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чагиной Г.В. по доверенности от 11.01.2010 N 06-04/01,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Внешний ресурс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике (далее - Управление, антимонопольный орган), выразившееся в нерассмотрении его жалобы от 19.08.2009 N ВР/09-112, и об обязании Управления рассмотреть указанную жалобу Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Министерство).
Решением от 26.01.2010 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал Обществу в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Общество считает ошибочными выводы суда о том, что на него не распространяются положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в связи с неподачей им заявки на участие в аукционе, так как указанный Федеральный закон не связывает возникновение статуса участника размещения заказа исключительно с фактом подачи заявки.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснений к ней.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение суда - оставить без изменения.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.01.2010 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерство, выступая государственным заказчиком, разместило на сайте httr://zakurki.cap.ru извещение о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку в 2009 году компьютерного и интерактивного оборудования для общеобразовательных учреждений на территории Чувашской Республики в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования.
Не согласившись с положениями документации об аукционе, как препятствующими ему в подаче заявки на участие в аукционе, Общество обратилось в Управление с жалобой от 03.08.2009 N ВР/0-9111 на действия заказчика аукциона.
Решением от 10.08.2009 по делу N 63-К-2009 Управление рассмотрело жалобу Общества по существу и признало ее необоснованной.
19.08.2009 Общество повторно обратилось в Управление с жалобой N ВР/0-9112, указав доводы, которые не были предметом рассмотрения предыдущей жалобы.
Письмом от 21.08.2009 N 06-16/3044 Управление сообщило Обществу о невозможности рассмотрения его жалобы, поскольку согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 13.08.2009 N 15-1/А Общество заявку на участие в аукционе не подавало, в связи с чем оно не может быть признано участником размещения заказа, получение статуса которого дает право на обжалование.
Посчитав отказ антимонопольного органа в рассмотрении жалобы Общества от 19.08.2009 N ВР/09-112 фактическим бездействием, не соответствующим положениям Федерального закона N 94-ФЗ и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулирует Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
Правовой статус участников размещения заказов установлен в статье 8 данного Федерального закона.
Согласно части 1 указанной нормы участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Соответственно, лицо становится участником размещения заказов с того момента, когда оно в установленном порядке изъявило желание заключить государственный или муниципальный контракт. В зависимости от способа размещения заказа это может быть подача заявки на участие в конкурсе или аукционе, котировочной заявки.
Вместе с тем из содержания изложенной нормы не следует, что участник размещения заказов - это лицо, подавшее заявку на участие в торгах. Закон прямо не связывает возникновение статуса участника размещения заказа с подачей заявки на участие в торгах (конкурсе, аукционе), котировочной заявки. Следовательно, участником размещения заказа может быть признано любое лицо, то есть потенциальные поставщики товаров, подрядчики работ и исполнители услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которыми в том числе не направлялись заявки на участие в торгах (конкурсе, аукционе), котировочная заявка.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Федерального закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 Закона, действия (бездействие), в частности, заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном настоящей главой, за исключением случаев, если такие действия (бездействие) совершены при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 настоящего Федерального закона допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, а также протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся, при проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона - со дня подписания соответствующего протокола и не позднее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, проведенного в соответствии с частью 3 статьи 40 настоящего Федерального закона, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения и оценки котировочных заявок, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку. По истечении указанного срока обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Таким образом, правило, содержащееся в пункте 2 названной статьи, о том, что обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в конкурсе (аукционе) либо котировочную заявку, распространяется лишь на случай, когда обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, аукционе либо после начала рассмотрения и оценки котировочных заявок.
В силу вышеизложенного необходимо определить момент, когда Общество имеет право обжалования действий заказчика и когда у него отсутствует такое право, то есть момент обращения в антимонопольный орган (до или после процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе).
При таких обстоятельствах субъектный состав лиц, имеющих право обжаловать действия (бездействие), в частности, заказчика, ограничен началом осуществления процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе.
В рассматриваемом случае вскрытие конвертов с заявками на участие в аукционе и рассмотрение поданных заявок участников аукционной комиссией Министерства состоялось 13.08.2009. Общество же обратилось в антимонопольный орган с соответствующей жалобой на действия государственного заказчика только 19.08.2009, то есть после начала проведения им названной процедуры.
При этих условиях общий вывод антимонопольного органа и суда первой инстанции об отсутствии у Общества в данном конкретном случае права на обжалование действий государственного заказчика является правильным.
На основании изложенного нерассмотрение антимонопольным органом жалобы Общества от 19.08.2009 N ВР/09-112 не противоречит положениям Федерального закона N 94-ФЗ и не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а потому суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования.
Основания для отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, также не установлено.
Апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.01.2010 по делу N А79-12574/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Внешний ресурс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-12574/2009
Истец: ООО "Внешний ресурс"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
Третье лицо: Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики ЧР