г. Санкт-Петербург |
|
16 июля 2013 г. |
Дело N А26-10856/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2013 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Аносова Н.В.
при ведении протокола судебного заседания: Тихомировой Н.М.
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12888/2013) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.02.2013 по делу N А26-10856/2012 (судья Шалапаева И.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к закрытому акционерному обществу "Запкареллес"
о взыскании 23 332,49 руб.
установил:
В Арбитражный суд Республики Карелия обратилось Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) с иском к закрытому акционерному обществу "Запкареллес" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 23 332 руб. 49 коп. договорной неустойки, начисленной согласно договору аренды от 17.12.2008 N 52-з за оставление не вывезенной в установленный срок древесины и за оставление недорубов.
Решением суда от 12.02.2013 исковые требования были удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 6 909,44 руб. договорных неустоек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным решением в той части, в которой в удовлетворении иска отказано, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требовании в указанной части. По мнению истца, суд неправомерно распространил срок действия лесной декларации на осуществление работ по заготовке древесины после проведения досрочного осмотра (освидетельствования) мест рубок, инициированного лесопользователем.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили. Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы не заявили. Дело рассматривается в их отсутствие на основании статей 123, 156, части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.12.2008 между Министерством лесного комплекса Республики Карелии (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор N 52-з, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование лесной участок площадью 600 331 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 10:16:00 00 00:0010 и расположенный на территории ГУ РК "Суоярвское центральное лесничество" Суоярвского муниципального района Республики Карелия, для заготовки древесины (л.д. 13-18). Лесной участок передан по акту приема-передачи.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия N 177-П от 04.09.2010 Министерство лесного комплекса Республики Карелия преобразовано в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Срок действия договора определен с момента его государственной регистрации и по 31 декабря 2052 года. Договор зарегистрирован 16.01.2009.
Согласно пунктам 3.1, 3.4 договора пользование лесным участком осуществляется на основании лесной декларации и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, действующими нормативно-техническими документами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесных отношений.
В пункте 4.4.2 договора стороны предусмотрели обязанность арендатора не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а в пункте 5.4 - основания и размеры неустоек за такие нарушения.
В частности, подпунктом "д" пункта 5.4 договора установлена ответственность за оставление не вывезенной в срок древесины в виде 3х кратной стоимости оставленной на корню древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Подпунктом "г" пункта 5.4 договора установлена ответственность за оставление недорубов в виде крутин и отдельных деревьев в виде 2-х кратной стоимости оставленной на корню древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
В соответствии с условиями договора Обществом поданы лесные декларации от 29.12.2011, 13.04.2012, 11.05.2012, 11.04.2012, 15.05.2012, 13.10.2011, 07.10.2011, 09.09.2011, 06.04.2012 об использовании леса для заготовки древесины на переданном в аренду лесном участке.
Письмами от 03.10.2012, 02.08.2012. (л.д. 69, 70) Общество просило досрочно провести осмотр мест рубок.
По указанным декларациям представителями Министерства с участием представителей лесопользователя было проведено освидетельствование мест рубок на территории Райконкосского, Найстенбярвского участковых лесничеств.
В ходе приемки лесосек выявлены нарушения в виде оставления недорубов и оставление не вывезенной в установленный срок древесины.
По результатам приемки лесосек с участием представителя лесопользователя составлены акты осмотра мест рубок от 24.10.2012, 15.10.2012, 10.09.2012.
На основании указанных актов и в соответствии с подпунктами "г", "д" пункта 5.4 договора аренды Министерством исчислена неустойка, которая составила 23 332 руб. 49 коп.
Претензионным письмом от 07.11.2012 (л.д. 68) истец предложил ответчику уплатить неустойку в добровольном порядке. Претензия получена Обществом 09.11.2012 г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Невозмещение ответчиком в добровольном порядке в установленный срок начисленной неустойки послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично, исключив из расчета иска требования по лесным декларациям от 13.04.2012, 11.05.2012, 11.04.2012, 15.05.2012, 06.04.2012.
Отказывая в удовлетворении требований по указанным лесным декларациям, суд первой инстанции исходил из того, что по смыслу пункта 7 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР РФ от 16.07.2007 N 184, а также пункта 12 действующих Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила заготовки древесины N 337), право на устранение недостатков, выявленных при досрочной приемке мест рубок, сохраняется за лесопользователем в течение 12 месяцев с даты начала задекларированного периода. Поскольку на дату рассмотрения спора этот срок по перечисленным выше декларациям не истек, истец не вправе до его истечения предъявлять неустойки.
Апелляционный суд полагает указанный вывод суда первой инстанции необоснованным, решение в обжалуемой части подлежим отмене, а доводы жалобы - удовлетворению, в силу следующего.
При рассмотрении дела суд первой инстанции не принял во внимание и не дал правовой оценки тому обстоятельству, что ответчик в добровольном порядке инициировал процедуру осмотра (освидетельствования) мест рубок, завершив работы по заготовке древесины.
Согласно пунктам 6, 7 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 1 ноября 1983 г. N 130 (далее - Указания), освидетельствование мест рубок проводится непосредственно после окончания работ, до перебазирования техники и рабочих на другие объекты в целях своевременного устранения выявленных нарушений и проведения лесохозяйственных мероприятий на вырубках, а также рассредоточения во времени работ по освидетельствованию. При окончании работ ранее установленного в лесорубочном билете (ордере) (на сегодняшний день - лесной декларации, договоре купли-продажи лесных насаждений) срока, лесопользователь за 10 дней письменно, телеграммой или радиограммой извещает лесхоз (лесничество) о сроке окончания работ.
В соответствии с пунктом 63 Правил заготовки древесины N 337 осмотр (освидетельствование) мест рубок производится после завершения работ по заготовке древесины, но не срока заготовки древесины, предусмотренного лесной декларацией либо договором купли-продажи лесных насаждений, то есть после фактического окончания работ по заготовке древесины. В этой связи, пункты 6, 7 Указаний не противоречат пункту 63 Правил и, следовательно, на основании статьи 13 Федерального закона "О введение в действие Лесного кодекса РФ" от 04.12.2006 N 201-ФЗ должны применяться при проведении досрочного осмотра (освидетельствования) мест рубок.
Пункт 12 Правил заготовки древесины N 337 предусматривает заготовку древесины в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Таким образом, Правилами устанавливается ограничение максимального срока заготовки древесины (при отсутствии неблагоприятных погодных условий). В свою очередь, пункт 12 Правил, в совокупности с пунктом 63 Правил, не предусматривает ограничение минимального срока заготовки древесины. Следовательно, работы по заготовке древесины могут быть завершены досрочно.
Вопреки выводу суда первой инстанции, срок приведения места рубки в соответствии с требованиями закона приведенная норма не содержит. Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом МПР РФ от 16.07.2007 N 184, на момент осуществления спорных рубок, утратили силу в связи с изданием Приказа Минприроды РФ от 28.10.2011 N 867.
Своим обращением ЗАО "Запкареллес" подтвердило фактическое окончание работ по заготовке древесины на указанном лесном участке, в противном случае, если заготовка древесины не была бы окончена, ответчик не осуществлял бы сдачу делянки. Тем самым, Общество добровольно отказалось от предоставленного ему законодательством права осуществлять работы по заготовке древесины в течение 12-месяцев. Следовательно, неправомерно распространять срок действия лесной декларации на осуществление работ по заготовке древесины после проведения досрочного осмотра (освидетельствования) мест рубок, инициированного лесопользователем.
Пунктом 4.4.19 договора стороны предусмотрели, что по результатам приемки (освидетельствования) мест рубок после получения актов, арендатор обязан производить оплату неустоек за нарушение лесохозяйственных требований в срок указанный в претензионных письмах арендодателя.
Представленные в материалы дела акты осмотра мест рубок по лесосекам, задекларированным в лесных декларациях от 13.04.12, 11.05.12, 11.04.12, 15.05.12, 06.04.12, подтверждают факт нарушения ответчиком лесохозяйственных требований, за которые пунктом 5.4 договора N 52-з установлена ответственность. Исходя из положений пункта 66 Правил заготовки древесины, составление акта осмотра места рубок фиксирует окончание лесорубочных работ на участке и волеизъявление леспользователя на сдачу делянки уполномоченному органу, условием которой является проверка места рубки. Акты осмотра, в которых зафиксированы нарушения, подписаны ответчиком без возражений, не заявлено возражений относительно обоснованности предъявленных требований и при рассмотрении дела в суде первой инстанции. При таких обстоятельствах, исходя из положений части 3.1 статьи 70 АПК РФ, у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о необоснованности начисления штрафа, в том числе по спорным декларациям.
Согласно расчету истца, сумма неустойки, рассчитанная исходя из указанных актов, составила 16 423,05 руб.
Требование о взыскании неустойки, начисленной в соответствии со статьями 309, 330 ГК РФ, пунктом 5.4 договора в сумме 16 423,05 руб., подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.02.2013 по делу N А26-10856/2012 в части отказа в удовлетворении заявленного иска отменить, принять в этой части новый судебный акт:
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Запкареллес" (ОГРН 1021001062565) в пользу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН 1071001000828) 16423,05 руб. неустойки.
Судья |
Н.В. Аносова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10856/2012
Истец: Государственное Казенное учреждение Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ЗАО "Запкареллес"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия