Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2007 г. N 16311/06
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Тимофеева В.В., судей Киреева Ю.А., Новоселовой Л.А.
рассмотрел в судебном заседании заявление ООО "СКВМ "Р. Легион - IV когорта" (далее - общество) в лице его представителя Бородавки Е.И. (ул. Калинина, 4, г. Волгоград, 400001) без даты и без номера о пересмотре в порядке надзора решения от 10.04.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-3519/06-с53, постановления апелляционной инстанции названного суда от 02.06.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.10.2006 по тому же делу по заявлению общества о признании недействительным постановления администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области (далее - администрация) от 30.12.2005 N 4894 и признании незаконными действий инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому (далее - инспекция) по регистрации прекращения деятельности Управления капитального строительства администрации г. Волжского (далее - управление, УКС).
Третье лицо: Скрипников Б.Н.
Суд установил:
постановлением администрации от 26.11.2003 N 4208 создана комиссия по ликвидации управления в срок с 01.12.2003 по 01.03.2004, которой поручено провести связанные с этим мероприятия и представить на утверждение ликвидационный баланс.
В соответствии с действующим законодательством 23.12.2003 опубликованы сведения о ликвидации управления, установлен двухмесячный срок для заявления требований его кредиторами.
В связи с завершением ликвидационных процедур постановлением администрации от 30.12.2005 N 4894 управление ликвидировано, для представления документов в инспекцию и государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией назначено уполномоченное лицо.
Общество обратилось с заявлением о признаний недействительным постановления администрации от 30.12.2005 N 4894, а действий инспекции по регистрации прекращения деятельности управления - незаконными, ссылаясь на противоречие вывода администрации о выполнении всех мероприятий по ликвидации управления статьям 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением от 10.04.2006, оставленным без изменения постановлениями других судебных инстанций от 02.06.2006 и от 05.10.2006, в удовлетворении требований отказано.
Оспаривая судебные акты, заявитель просит их отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, в частности, на рассмотрение судом не подведомственного ему спора.
Дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
Заявление о признании недействительным ненормативного правового акта и незаконными действий государственного органа принято арбитражным судом и рассмотрено по правилам статьи 198 Кодекса с соблюдением требований о подведомственности, установленных статьями 27, 29 Кодекса.
Следует согласиться с выводами судебных инстанций, отказавших в удовлетворении заявления общества, исходя из следующего.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (пункт 1 статьи 61 ГК РФ).
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.
В соответствии со статьей 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, а также принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со статьями 29, 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что такие действия нарушают их права и законные интересы, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу изложенных норм ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным арбитражным судом по заявлению заинтересованного лица при наличии одновременно двух условий: если такой акт не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как установлено судом, в определенный законом срок требования к управлению не были предъявлены, общество не было признано кредитором управления.
Кроме того, доказательства нарушения оспариваемым ненормативным актом и действиями администрации его прав и законных интересов, обществом не представлены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" далее - Федеральный закон, Закон) записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 9 Закона.
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях, а также ликвидационный баланс и документ об уплате государственной пошлины (пункт 1 статьи 21 Закона).
Статьей 23 (пункт 1) Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
Из судебных актов следует, что факт представления управлением всех необходимых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица документов нашел подтверждение, в связи с чем сделан обоснованный вывод об отсутствии у инспекции оснований для отказа в регистрации.
С учетом изложенного, заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Кодекса, суд определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А12-3519/06-с53 Арбитражного суда Волгоградской области для пересмотра в порядке надзора решения от 10.04.2006, постановления апелляционной инстанции названного суда от 02.06.2006 по указанному делу и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.10.2006 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Тимофеев |
Судья |
Ю.А. Киреев |
Судья |
Л.А. Новоселова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2007 г. N 16311/06
Текст определения официально опубликован не был