Тула |
|
15 июля 2013 г. |
Дело N А54-7769/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.07.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Байрамовой Н.Ю. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Развитие" (г. Рязань, ИНН 6229057135, ОГРН 1076229000418), ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384), третьего лица - закрытого акционерного общества "Инвестиционно-строительная компания "Новый проект" (г. Рязань), уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Развитие" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.04.2013 по делу N А54-7769/2012 (судья Ушакова И.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Развитие" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее по тексту - управление, ответчик, Управление Росреестра по Рязанской области, административный орган) от 03.10.2012 N 17 о назначении административного наказания и о признании недействительным предписания управления от 03.10.2012 по делу N 19 об устранении нарушения земельного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Инвестиционно-строительная компания "Новый проект".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что административным органом доказан состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; предписание от 03.10.2012 по делу N 19 выдано управлением в пределах полномочий должностного лица Управления Росреестра по Рязанской области, осуществляющего земельный контроль.
В апелляционной жалобе общество просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на наличие оснований для применения судом статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление Росреестра по Рязанской области и ЗАО "Инвестиционно-строительная компания "Новый проект" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения Управления Росреестра по Рязанской области от 08.08.2012 N 01-37/4439 в отношении ООО "Развитие" проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом в процессе осуществления деятельности обязательных требований земельного законодательства, а также охраны и использования земель.
В ходе проведения проверки управление выявило нарушение обществом статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в неиспользовании находящегося в собственности заявителя земельного участка с кадастровым номером 62:13:1160501:117, местоположение которого согласно кадастровой выписке от 20.08.2012: Рязанская область, р-н Рыбновский, вблизи д. Шишкино, площадью 115 000 кв. м, поскольку на земельном участке строительные работы не ведутся, документов о проведении проектно-изыскательской деятельности не предъявлено, о чем должностным лицом управления составлен акт от 01.10.2012 N 83-1-ЮП.
Усмотрев в действиях ООО "Развитие" признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо управления 01.10.2012 составило протокол об административном правонарушении N 23.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, начальник Рыбновского отдела Управления Росреестра по Рязанской области Широков Р.Ю. вынес постановление от 03.10.2012 N 17 о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 40 тысяч рублей.
ООО "Развитие" также выдано предписание от 03.10.2012 по делу N 19 об устранении нарушения земельного законодательства в срок до 03.04.2013.
Не согласившись с указанными постановлением о назначении административного наказания и предписанием, ООО "Развитие" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Часть 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи. За данное правонарушение, совершенное юридическим лицом, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно статье 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование.
Исходя из статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации срок неиспользования земельного участка, предназначенного для жилищного строительства, которое представляет собой объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения, составляет три года.
В соответствии со статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению ввиду обстоятельств, исключающих такое использование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом установлено и следует из материалов дела, что спорный земельный участок с кадастровым номером 62:13:1160501:117, расположенный по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, д. Шишкино, площадью 115 000 кв. м, принадлежит ООО "Развитие" на праве собственности с 19.12.2007; разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.12.2007 серии 62-МГ N 546806.
Вместе с тем вид разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для жилищного строительства" изменен распоряжением Правительства Рязанской области от 05.02.2008 N 42-р; по заявлению ООО "Развитие" от 26.03.2008 кадастровый учет изменений произведен решением Управления Роснедвижимости по Рязанской области от 02.04.2008 N Ф13/08-169, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.03.2013 N 01105-2013-146, кадастровой выпиской от 12.11.2009 N 6213/201/09-8487.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости (подпункт 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно пункту 14 части 2 статьи 7 вышеуказанного Закона разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости, как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию (статьи 1, 7 ЗК РФ).
Соответственно, как справедливо отмечено судом первой инстанции, с момента внесения сведений о разрешенном виде использования земельный участок должен использоваться в соответствии с этим видом использования.
Факт неиспользования обществом со 02.04.2008 в течение трехлетнего срока земельного участка по целевому назначению подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом проверки от 01.10.2012 N 83-1-ЮП, протоколом об административном правонарушении 01.10.2012 N 23 и обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения действующего земельного законодательства и недопущения неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением, общество не предприняло всех необходимых мер для предотвращения правонарушения. Доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства материалы дела не содержат.
Ссылка ООО "Развитие" на заключенный агентский договор от 12.12.2010 N 1, по условиям которого ЗАО "ИСК "Новый проект" обязано было обеспечить изготовление генерального плана застройки участка, проектной документации, обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, так как заключение указанного договора не может являться обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины общества, поскольку в силу вышеуказанных требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации обязанность по использованию предоставленного земельного участка в соответствии с его назначением возложена именно на собственника земельного участка.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса.
Существенных нарушений порядка привлечения ООО "Развитие" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель извещен надлежащим образом.
Протокол об административном правонарушении от 01.10.2012 N 23, постановление о привлечении к административной ответственности от 03.10.2012 N 17 составлены в присутствии представителя общества.
Довод общества о возможности признания правонарушения малозначительным судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18, пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств, позволяющих сделать вывод об исключительности рассматриваемого случая совершения обществом административного правонарушения, как это сформулировано в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса не имеется.
Согласно оспариваемому постановлению ООО "Развитие" назначено наказание в виде штрафа в размере 40 тысяч рублей, что соответствует минимальному размеру штрафа, предусмотренному санкцией части 1 статьи 8.8 Кодекса.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьи 4.5 Кодекса.
Поскольку в действиях общества установлен состав вмененного ему правонарушения, то административный орган 03.10.2012 правомерно выдал обществу предписание по делу N 19 об устранении нарушений земельного законодательства.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих отмену решения суда.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная ООО "Развитие" при подаче апелляционной жалобы по квитанции СБ8606/0006 от 24.05.2013 государственная пошлина в сумме 1 000 рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.04.2013 по делу N А54-7769/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Развитие" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Развитие" (г. Рязань, ИНН 6229057135, ОГРН 1076229000418) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по квитанции СБ8606/0006 от 24.05.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.Ю. Байрамова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-7769/2012
Истец: ООО "Развитие"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области
Третье лицо: ЗАО "Инвестиционно-строительная компания "Новый проект", Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области