город Москва |
|
16 июля 2013 г. |
дело N А40-143963/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.07.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.07.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013
по делу N А40-143963/2012, принятое судьей Голоушкиной Т.Г.
по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области (143407, Московская область, Красногорск-7, бульвар Строителей, дом 1)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822, 115191, Москва, улица Большая Тульская, дом 15)
третье лицо: Государственное унитарное предприятие Московской области "Мособлгаз" (143026, Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, улица Калинина, дом 1)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации;
при участии:
от заявителя: Гриб М.М. по доверенности от 07.11.2012 N ИС-16596;
от заинтересованного лица: Ходаковский А.В. по доверенности от 09.01.2013 N 54/2013;
от третьего лица: Гриб М.М. по доверенности от 01.11.2012 N 20-15/376;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013 в удовлетворении заявленных Министерством имущественных отношений Московской области требований о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (Управление Росреестра по г. Москве) от 02.08.2012 N 22/040/2012-943 в государственной регистрации права собственности Московской области на газопровод низкого давления протяженностью 20, 67 м., расположенного по адресу: Москва, район Некрасовка и обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Московской области на газопровод низкого давления протяженностью 20, 67 м., расположенного по адресу: Москва, район Некрасовка, отказано.
В качестве третьего лица в деле участвует Государственное унитарное предприятие Московской области "Мособлгаз".
Министерство имущественных отношений Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились, в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Минмособлимущество обратилось в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности Московской области газопровод низкого давления протяженностью 20, 67 м., расположенного по адресу: Москва, район Некрасовка.
Письмом от 02.08.2012 N 22/040/2012-943 Минмособлимуществу отказано в государственной регистрации права собственности Московской области на объект со ссылкой, что на основании с п. 4 Приложения N 1 и п. 1 Приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" газопровод может находиться либо в федеральной, либо в собственности г. Москвы, поскольку, расположен на территории г. Москвы.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации, Минмособлимущество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что указанные Управлением Росреестра по г. Москве замечания, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права собственности Московской области на спорный объект недвижимого имущества, не устранены, в связи, с чем на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, Управлением обоснованно отказано в регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной считает выводы суда первой инстанции преждевременными, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что Минмособлимущество обратилось в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности Московской области газопровод низкого давления протяженностью 20, 67 м., расположенного по адресу: Москва, район Некрасовка.
В сообщении Управления о приостановлении заявителю указано на отсутствие в представленных документах сведений, подтверждающих возникновение права собственности Московской области на спорное имущество, и предложено представить в Управление документы, позволяющие сделать вывод о возникновении собственности Московской области в соответствии с критериями, изложенными в указанных нормативно-правовых актах на момент их издания.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначение невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Порядок проведения государственной регистрации прав установлен ст. 13 Закона N 122-ФЗ.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, требования к которым установлены в ст. 18 Закона N 122-ФЗ.
На основании п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в едином государственном реестре прав.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в ст. 20 Закона N 122-ФЗ.
Из материалов дела следует, Минмособлимущество обратилось в суд с заявлением об оспаривании отказа Управления Росреестра по г. Москве в государственной регистрации права собственности на газопровод, изложенным в сообщении Управления от 02.08.2012 N 22/040/2012-943, в котором Управление указало на то, что в качестве основания для государственной регистрации права собственности Московской области на газопровод представлена выписка из реестра имущества, содержащая указание на то, что право собственности Московской области на газопровод возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Вместе с тем, Минмособлимуществом на государственную регистрацию права собственности Московской области представлена выписка из реестра имущества Московской области, содержащую указание на то, что основанием возникновения права собственности Московской области на газопровод является постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 13.04.1993 N 323 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Московской области".
Таким образом, Минмособлимуществом на государственную регистрацию представлена выписка из реестра собственности Московской области с иным содержанием, а не то, что указано в оспариваемом отказе.
В обоснование отказа управлением указано на то, что поскольку документы, подтверждающие нахождение газопровода в составе имущества, передаваемых в собственность Московской области государственных предприятий, организаций и учреждений не представлены.
При приостановлении в государственной регистрации права собственности Московской области на газопровод управлением предложено заявителю представить документы, подтверждающие нахождение газопровода в составе предприятий, передаваемых в собственность Московской области.
В оспариваемом отказе управлением указано на то, что газопровод на основании постановления Верховного Совета от 27.12.91 N 3020-1 не может принадлежать на праве собственности Московской области, так как может находиться либо в федеральной собственности, либо в собственности г. Москвы, так как расположен на территории г. Москвы.
Согласно Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 13.04.1993 N 323 о передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Московской области, Раменский межрайонный трест газового хозяйства (г. Раменское), на балансе которого учитывался спорный газопровод, вошел в список государственных предприятий, подлежащих передаче в собственность Московской области.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях.
При рассмотрении данного дела, исходя из предмета, оснований заявленных требований и конкретных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции исходит из того, что фактическое нахождение спорного газопровода, который строился для Московской области и использовался с момента ввода его в эксплуатацию до настоящего времени для подачи газа исключительно потребителям Московской области, несмотря на то, что поселок Некрасовка в настоящее время является районом г. Москвы.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает арбитражный суд оценивать относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, при этом каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обслуживание спорного газопровода осуществляет ГУП МО "Мособлгаз", которое является организацией, имеющей опыт проведения таких работ.
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что спорный газопровод относится к опасным объектам, отсутствие возможности эксплуатации, бремени содержания и ответственности эксплуатации опасного объекта, может повлечь неблагоприятные и негативные последствия.
В соответствии с п. 1.1.9 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденными постановлением Госгортехнадзора от 18.03.2003 N 9 (зарегистрированы Министерством юстиции 04.04.2003 регистрационный N 4376), организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты систем распределения и потребления газа, обязаны зарегистрировать их в государственном реестре в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что спорный объект находится на содержании ГУП МО "Мособлгаз", отказ управления в удовлетворении заявления по формальным основаниям не может быть признан обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013 по делу N А40-143963/2012 отменить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 02.08.2012 N 22/040/2-2012-943 в государственной регистрации права собственности Московской области на газопровод низкого давления протяженностью 20, 67 м., расположенный по адресу: город Москва, район Некрасовка.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве осуществить государственную регистрацию права собственности Московской области на газопровод низкого давления протяженностью 20, 67 м., расположенный по адресу: город Москва, район Некрасовка.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-143963/2012
Истец: Министерства имущественных отношений Мсковской области, министерство имущественных отношений по Московской области
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
Третье лицо: ГУП МО "Мособлгаз"