Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2007 г. N 16390/06
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Отделения по г. Иркутску Управления федерального казначейства по Иркутской области (ул. 5-й Армии, д. 29, г. Иркутск, 664025) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 17.04.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 22.08.2006 Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-41481/05-14 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.10.2006 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Дирекция по эксплуатации зданий микрорайона "Топкинский" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании (с учетом уточнения) 182 836 рублей 43 копеек расходов, образовавшихся в результате предоставления гражданам в период с 01.09.2003 по 23.12.2004 льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Главное финансовое управление Иркутской области, Комитет по экономике и финансам администрации г. Иркутска, Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан г. Иркутска.
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 17.04.2006, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 182 836 рублей 43 копейки расходов.
При рассмотрении спора суды исходили из следующего.
Истец в 2003-2004 годах предоставлял льготы по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Факт оказания услуг и их размер подтверждены материалами дела.
Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Источником финансирования названных льгот является федеральный бюджет.
Выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
Доказательств нецелевого использования данных средств не имеется.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" возмещение расходов в меньшем размере (в объеме финансирования) не предусмотрено.
Поскольку Российская Федерация не выполнила своих обязанностей по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, истцом не доказано наличие состава гражданского правонарушения.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм права не установлено.
Взыскание расходов, понесенных истцом в результате предоставления гражданам установленных федеральным законодательством льгот, за счет средств казны Российской Федерации соответствует позиции, выраженной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Ссылка заявителя на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела по существу сводится к переоценке доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию надзорной инстанции.
Довод заявителя о том, что третье лицо по делу - МО "Город Иркутск в лице Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска" явку своих представителей не обеспечило, доказательств нецелевого использования денежных средств не представило, а поэтому муниципальное образование должно нести ответственность по возмещению расходов по предоставлению льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, несостоятелен. Судами трех инстанций исследованы все фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства. Суды пришли к выводу о том, что денежные средства на компенсацию расходов выделены в недостаточном размере, а средства, выделенные Иркутской области на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не покрыли фактические расходы по льготной категории граждан.
При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А19-41481/05-14 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 17.04.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 22.08.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.10.2006 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2007 г. N 16390/06
Текст определения официально опубликован не был