г. Хабаровск |
|
16 июля 2013 г. |
А80-68/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
при участии в заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу: не явились;
от Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида "Радуга" поселка "Беринговского": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
на решение от 26.04.2013 по делу N А80-68/2013
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Дерезюк Ю.В.
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида "Радуга"
о взыскании 1000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с требованием о взыскании с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида "Радуга" (ОГРН 1028700588509, далее - учреждение, налогоплательщик) налоговой санкции в сумме 1 000 руб.
Решением суда от 26.04.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано в связи с пропуском срока давности взыскания штрафа, предусмотренного статьей 115 НК РФ.
Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на жалобу не поступал.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на основании представленной учреждением налоговой декларации инспекцией проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен акт от 29.06.2012 N 558, где зафиксировано представление налоговой декларации с нарушением срока.
01.08.2012 по результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом вынесено решение N 749, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ с наложением штрафа в размере 1000 руб.
Требованием N 530 учреждению в срок до 11.09.2012 предложено уплатить указанную сумму штрафа, но неисполнение данного документа в установленный срок послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из нарушения налоговым органом порядка привлечения к налоговой ответственности и пропуска срока для обращения в суд в порядке статьи 115 НК РФ.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данными выводами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Судом второй инстанции установлено, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида "Радуга" является плательщиком транспортного налога и обязано было представить до 01.02.2012 декларацию по данному налогу за 2011 год. Вместе с тем, фактически налоговая декларация представлена только 27.03.2012, то есть с нарушением срока, что образует состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ.
Между тем, отказывая во взыскании суммы штрафа по данной норме налогового права, арбитражный суд пришел к выводу, что налоговым органом нарушен порядок привлечения учреждения к налоговой ответственности, в связи с чем, срок для взыскания штрафных санкций в судебном порядке, предусмотренном статьей 115 НК РФ, пропущен.
В силу части 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.
Пунктом 1 статьи 100.1 НК РФ установлен порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, из которого следует, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.
Согласно части 2 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.
Согласно этой норме должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении отчетности, установленной налоговым законодательством, с датой фактического ее представления налогоплательщиком, не зависит от достоверности которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 119 НК РФ, обусловлен фактом предоставления декларации и соотношением срока представления налоговой отчетности, установленной налоговым законодательством, с датой фактического ее представления налогоплательщиком.
Следовательно, нарушением срока представления налоговой декларации по спорному налогу является дата фактического представления данной декларации. К данному составу правонарушения применяется порядок привлечения к ответственности, установленный статьей 101.4 НК РФ.
Между тем, в рассматриваемом случае производство по делу о налоговом правонарушении проводилось инспекцией в порядке статей 88, 100, 101, 101.2 НК РФ, что привело к увеличению сроков проверки и, следовательно, к увеличению всех процессуальных сроков, как для оформления результатов проверки, так и обращения с заявлением в арбитражный суд.
На основании пункта 1 статьи 101.4 НК РФ акт должен был быть составлен в течение 10 дней с момента обнаружения (выявления) нарушения, связанного со сроком представления налоговой декларации, то есть в данном случае с 27.03.2012. С указанной даты следовало производить исчисление всех последующих процессуальных сроков, установленных в статье 101.4 НК РФ, в частности срока для вручения акта (либо направления посредством почтовой связи), представления ответчиком возражений, принятия решения и его направления ответчику, предъявление к исполнению решения посредством оформления и направления требования (пункты 5 - 7, 10, 11 статьи 101.4 НК РФ).
Совокупность сроков, определенных статьей 101.4 НК РФ, и их окончание является одним из основных моментов для исчисления срока давности взыскания санкции (статья 115 НК РФ).
По материалам дела установлено, что акт проверки по факту непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по транспортному налогу составлен по истечении трех месяцев - 29.06.2012, то есть за пределами 10 дневного срока. В результате чего налоговым органом были нарушены все последующие процессуальные сроки, установленные статьей 101.4 НК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований, заявленных налоговым органом, ввиду пропуска срока давности взыскания штрафов, предусмотренного статьей 115 НК РФ.
В связи с чем, возражения заявителя жалобы, основанные на ином толковании данных норм налогового права, подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 26.04.2013 по делу N А80-68/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-68/2013
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
Ответчик: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида "Радуга" поселка "Беринговского"
Третье лицо: Шестой апелляционный суд