Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2013 г. N 13АП-11241/13
г. Санкт-Петербург |
|
15 июля 2013 г. |
Дело N А42-1984/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Зайцевой Е.К., Лариной Т.С.
при ведении протокола судебного заседания: Мальцевой Е.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от должника: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11241/2013) Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску на определение Арбитражного суда Мурманской области от 17.04.2013 по делу N А42-1984/2012 (судья Петрова О.А.), принятое
по заявлению (требованию) уполномоченного органа - ФНС России (127381, г.Москва, ул.Неглинная, д.23) в лице ИФНС России по г.Мурманску (183038, г.Мурманск, ул.Комсомольская, д.4) о включении 148 773 руб. 17 коп. в реестр требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью "Инкотерм" (ОГРН 1025100873984, ИНН 5193410120, 183025, г. Мурманск, ул. Тарана, д. 25),
установил:
ФНС России в лице ИФНС России по г.Мурманску (далее - заявитель, кредитор, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о включении 148 773 руб. 17 коп., из которых 87 773 руб. 13 коп. - пени, 61 000 руб. - штрафы, в реестр требований кредиторов должника - ООО "Инкотерм".
Определением суда первой инстанции от 17.04.2013 частично удовлетворено требование ФНС России в лице ИФНС России по г.Мурманску: в третью очередь реестра требований кредиторов должника включено требование общества с ограниченной ответственностью "Инкотерм" по пени в сумме 87 773 руб. 17 коп. В удовлетворении остальной части требования отказано.
На определение суда ФНС России по г.Мурманску подана апелляционная жалоба, в которой указано на необоснованный отказ во включении в реестр требований кредиторов должника 61 000 руб., поскольку судом не учтено, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) к обязательным платежам относятся в том числе административные штрафы. Порядок учета таких требований в рамках дела о банкротстве урегулирован пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
Кроме того, податель жалобы указывает на то, что отношение по взысканию административного штрафа возникает между должником и государством и такая задолженность является самостоятельной и подлежит включению в реестр.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не направлен.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность определения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2012 на основании заявления ООО "Инкотерм" возбуждено производство по делу N А42-1984/2012 о его несостоятельности (банкротстве).
Определением суда первой инстанции от 23.05.2012 требования заявителя (должника) признаны обоснованными, в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим ООО "Инкотерм" утвержден Старичков Александр Сергеевич, член некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо-Запада".
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.2012 года в отношении ООО "Инкотерм" введено конкурсное производство сроком на шесть месяцев; конкурсным управляющим должника утвержден Старичков Александр Сергеевич.
Сообщение конкурсного управляющего ООО "Инкотерм" опубликовано в официальном органе "Коммерсантъ" N 203 от 27.10.2012 на стр. 55, объявление N 78030042949.
Требование уполномоченного органа основано на неисполнении должником требования об уплате пени и административного штрафа в рамках исполнительного производства.
В обоснование заявленного требования Федеральной налоговой службой в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску представлены документы, подтверждающие природу возникновения, состав и размер обязательства должника, а именно требование N 23465 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.10.2012 года, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 061041008845П от 29.10.2012 года, N 0610414008846П от 14.12.2012 года, таблицы расчетов пени; постановления межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам N 74/12/21/51 от 31.05.2012 года, N 33 от 27.03.2012 года.
Отказывая в удовлетворении заявления в части, суд первой инстанции счел требование подтвержденным по праву и размеру, установив, что эта задолженность не может быть отнесена к текущим платежам.
Сумма штрафа 61 000 руб. состоит из двух административных штрафов 31 000 руб., по постановлению службы судебных приставов N 74/12/21/51 от 31.05.2012 и 30 000 руб. по постановлению N 33 от 27.03.2012. Административный штраф наложен в соответствии со статьей 113 ФЗ "Об исполнительном производстве". С учетом положений части 3 статьи 110 Закона об исполнительном производстве, суд пришел к выводу о том, штрафы, наложенные судебным приставом - исполнителем на должника в процессе исполнения требований, выплачиваются из денежных средств, поступивших на депозитный счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, только после удовлетворения в полном объеме требований взыскателя, понесенных им расходов по совершению исполнительных действий, уплаты исполнительного сбора. Поскольку заявителем не представлены доказательства взыскания судебным приставом - исполнителем задолженности по исполнительным листам, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для включения суммы 61 000 руб. в реестр требований кредиторов ООО "Инкотерм".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции усмотрел основания для отмены определения суда в обжалуемой части.
В силу пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона.
Указанные требования направляются в арбитражный суд и арбитражному управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Требования включаются арбитражным управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении в реестр требований кредиторов.
В соответствии с частью 1 статьи 111 ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 325-ФЗ)
2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.Порядок распределения денежных средств, взысканных с должника в процессе исполнения требований, установлен в статье 110 данного Закона. По общему правилу, предусмотренному в этой норме права, исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника после удовлетворения требований взыскателя имущественного характера в полном объеме.
Статьей 2 Закона о банкротстве дано определение обязательных платежей как налогов, сборов и иных обязательных взносов, уплачиваемых в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафов, пеней и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административных штрафов и установленных уголовным законодательством штрафов.
В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Требование о взыскании административного штрафа не связано с задолженностью, взыскиваемой с должника по исполнительному документу подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов независимо от того, погашена ли основная задолженность в рамках исполнительного производства, включен ли кредитор по основному требованию в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Принимая во внимание изложенное, сумма задолженности по административным штрафам подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника. В силу своей правовой природы она подлежит отдельному учету в реестре и удовлетворяется после погашения требований в отношении основной суммы задолженности.
Следовательно, по приведенным судом первой инстанции основаниям во включении в реестр требования кредиторов ООО "Инкотерм" требования в сумме 61 000 руб. задолженности по административным штрафам отказано неправомерно, обжалуемое определение подлежит отмене с вынесением судом апелляционной инстанции нового судебного акта об удовлетворении требований уполномоченного органа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Мурманской области от 17.04.2013 по делу N А42-1984/2012/5т. в обжалуемой части отменить и разрешить вопрос по существу:
Включить в реестр требований кредиторов ООО "Инкотерм" требование ФНС в лице ИФНС России по г.Мурманску в размере 61 000 руб. задолженности по административным штрафам с отнесением в третью очередь удовлетворения требований кредиторов в порядке пункта 3 статьи 137 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", как подлежащее удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.