город Ростов-на-Дону |
|
11 июля 2013 г. |
дело N А32-12818/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимченко О.Х.
судей М.В. Ильиной, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тарановой Д.П.
при участии:
от истца: явка представителя не обеспечена, извещен(отправлен факс),
от ответчика: явка представителя не обеспечена, извещен(уведомление 49057),
от третьих лиц: явка представителя не обеспечена, извещен(уведомление N 49058),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.04.2013 по делу N А32-12818/2012
по иску Администрации муниципального образования город-курорт Сочи
к ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
при участии третьего лица: открытого акционерного общества "Адлерский чай",
о признании отсутствующим права собственности РФ, признании права собственности
принятое судьей Тарасенко А.А.
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее ТУ ФАУГИ), с требованиями:
- о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 20708 кв.м. кадастровый номер 23:49:0404007:1060, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, земельный участок N 69, путем аннулирования в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационной записи от 01.05.2009 г. N 23-23-22/035/2009-072;
- о признании права собственности муниципального образования город-курорт Сочи на указанный земельный участок.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора истцом привлечен арендатор спорного участка - ОАО "Адлерский чай", г. Сочи.
Администрация в обоснование заявленных требований сослалась на положения Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее -Федеральный закон N 244-ФЗ), указав, что спорный земельный участок, входящий в состав особо охраняемых природных территорий федерального значения не относится к собственности Российской Федерации, оснований для регистрации права собственности на спорный участок за Российской Федерации не имелось.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2013 г. в иске Администрации г-к Сочи отказано. Суд исследовав материалы дела, пришел к выводу о наличии у Российской Федерации права собственности на спорный участок площадью 20708 кв.м. кв.м. кадастровый номер 23:49:0404007:1060,расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Адлеровский район, земельный участок N 69 согласно Федерального закона от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Не согласившись с решением суда, Администрация город-курорт Сочи обратилась в суд с апелляционной жалобой. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, и сводятся к тому, что у Российской Федерации не имелось правовых оснований для осуществления государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Стороны, третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили. В отношении указанных лиц апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Третье лицо - ОАО "Адлеровский чай" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что является правопреемником государственного предприятия-совхоза "Адлеровский чай". Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло на основании статьи 3, действовавшего до 01.07.2006 г. ФЗ от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".Разграничение государственной собственности на земельный участок в пользу Российской Федерации обусловлено нахождением в федеральной собственности находящегося на земельном участке имущественного комплекса правопредшественника третьего лица, что препятствует отнесению спорного участка к муниципальной собственности согласно ФЗ 244 от 03.12.2008 г.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела земельный участок площадью 20708 кв.м. кадастровый номер 23:49:0404007:1060, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, земельный участок N 69 зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией, что подтверждается записью в реестре от 01.05.2009 г. N23-23-22/035/2009-072 (лист дела 06).
В кадастровом паспорте от 22.08.2011 N 2343/12/11-335423 отражено, что земельный участок расположен во второй зоне округа охраны курорта, обременение правом аренды ОАО "Адлеровский чай""(лист дела 13- 15)
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю N 667р от 25.06.2009 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, спорный земельный участок предоставлен ОАО "Адлерский чай" в аренду сроком до 26.06.2058 г. (лист дела 70-74).Договор аренды спорного земельного участка, заключенный с арендатором ОАО "Адлерский чай", зарегистрирован в установленном законом порядке 10.08.209 за номером 23-23-22/053/2009-314. (лист дела 12)
Администрация город-курорт Сочи, ссылаясь на Федеральный закон N 244-ФЗ, считая, что право собственности Российской Федерации зарегистрировано незаконно, обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно статье 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся в том числе земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Частью 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в действовавшей до 01.06.2006 редакции определялось, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно статьям 2, 3 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации являлись или акт Правительства Российской Федерации об утверждении перечня земельных участков, на которые у названного публично-правового образования возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (далее - перечень), или вступившие в законную силу судебное решение по спору, связанному с разграничением государственной собственности на землю.
Одним из оснований внесения земельного участка в перечень, являлось его включение в состав земель сельскохозяйственного назначения при условии расположения на нем недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности или предоставление органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.06.2006, признан утратившим силу Закон N 101-ФЗ, в пункте 2 статьи 16 Земельного кодекса слова "Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" заменены словами "настоящим Кодексом и федеральными законами", а Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) дополнен статьей 3.1, которой в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Федеральным законом N 244-ФЗ от 03.12.2008 "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) установлены аналогичные основания отнесения к федеральной собственности земельного участка, находящегося в границах курорта федерального значения и право федеральной собственности на который не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу названного закона.
Согласно данным кадастрового паспорта от 22.08.2011 г. N 2343/12/11-335423 спорный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1060 находится во второй зоне округа санитарной охраны курорта.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 настоящей статьи.
Частями 10, 11 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 к собственности муниципальных районов или городских округов отнесены земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и которые названным законом не отнесены к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае разграничение государственной собственности на земельный участок в пользу Российской Федерации обусловлено нахождением в федеральной собственности находящихся на участке объектов недвижимого имущества правопредшественника ОАО "Адлерский чай". К указанному выводу суд первой инстанции пришел исходя из анализа фактических обстоятельств, преюдициально установленных решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2012 по делу N А32-12843/2012, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции от 18.12.2012 и суда кассационной инстанции от 15.03.2013.
Следовательно, спорный земельный участок не относится к муниципальной собственности в соответствии с частей 10, 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Кроме того, в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" суды разъяснили, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Таким образом, признание зарегистрированного права отсутствующим либо признание права на вещь как способы защиты подлежат применению только в том случае, когда заинтересованное лицо фактически владеет спорным недвижимым имуществом, однако, не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на это же имущество.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю N 667р от 25.06.2009 спорный земельный участок предоставлен ОАО "Адлерский чай" в аренду. Договор аренды спорного земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке.
Таким образом, спорный земельный участок в настоящее время находится в фактическом владении ОАО "Адлерский чай",что подтверждается договором аренды и отзывом третьего лица, доказательств обратного администрацией не представлено. В связи с этим, отсутствие у истца фактического владения спорным участком, право собственности на который, оспаривается в рамках настоящего дела, также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на администрацию города Сочи, которая в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2013 по делу N А32-12818/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12818/2012
Истец: Администрация г. Сочи КК, Администрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Третье лицо: ОАО "Адлерский чай"