г. Ессентуки |
|
27 сентября 2010 г. |
Дело N А63-6088/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 сентября 2010года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2010 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белова Д.А.,
судей Джамбулатова С.И., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зубаловым К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу ООО "ВМС" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.10 по делу N А63-6088/2010
по заявлению Управления Росздравнадзора по СК к ООО "ВМС" о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, (судья Быкодорова Л.В.)
при участии в судебном заседании:
от Управления: не явились, извещ. 01.09.10 N 570841,
от ООО "ВМС": не явились, извещ. 03.09.10 N 570834, 570827,
УСТАНОВИЛ:
Управление Росздравнадзора по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее -управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ВМС", с. Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края (далее - общество, заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование требований указано, что на момент проведения проверки общество осуществляло реализацию ЖНВЛС с превышением отпускной цены.
Решением суда от 26.07.2010 общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается, что общество осуществляло реализацию ЖНВЛС, не прошедших государственную регистрацию, а также осуществляло реализацию ЖНВЛС, с превышением предельной розничной цены, в связи с чем заявление управления о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законным и обоснованным.
Не согласившись с таким решением суда, ООО "ВМС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять новый судебный об отказе в удовлетворении заявления управления о привлечении общества к административной ответственности. По мнению ООО "ВМС", судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что привело к принятию неправомерного решения.
Отзыв на жалобу не поступал.
ООО "ВМС" и Управление Росздравнадзора по Ставропольскому краю о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, в суд полномочного представителя не направили. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что жалоба ООО "ВМС" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", пунктом 6.6 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации (Управления Росздравнадзора по Ставропольскому краю) на основании Приказа Управления Росздравнадзора по Ставропольскому краю от 26.05.2010 г. N 486-о/д (л.д. 22) 08 июня 2010 г. в 10 ч. 00 мин. была проведена внеплановая выездная проверка Общество с ограниченной ответственностью "ВМС" на предмет соблюдения обязательных требований в сфере государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства при осуществлении фармацевтической деятельности, по месту нахождения аптечного учреждения: 356031, Красногвардейский район, с. Красногвардейское, ул. Красная, д. 264, аптека ООО "ВМС".
Общество расположено по юридическому адресу: 356030, Ставропольский край, Красногвардейский район, с. Красногвардейское, ул. Красная, д. 221, ОГРН 1022644010923, ИНН 2611008014, расчетный счет 40702810906020000148 в доп. офисе Ставропольского ОФ ОАО "Россельхозбанк" БИК 04070202701, к/с 30101810200000000701, законный представитель - директор ООО "ВМС" Поветкин Николай Иванович.
Общество имеет лицензию ЛО-26-02-000008 сроком с 21.03.2008 по 21.03.2013, выданную Комитетом Ставропольского края по лицензированию отдельных видов деятельности на осуществление фармацевтической деятельности в аптеке по адресу: 356031, Ставропольский край, Красногвардейский район, с. Красногвардейское, ул. Красная, д. 264 (л.д. 25).
В ходе проверки установлено несоблюдение обществом установленных обязательных требований в сфере государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства при осуществлении фармацевтической деятельности, по месту нахождения аптечного учреждения: 356031, Ставропольский край, Красногвардейский район, с. Красногвардейское, ул. Красная, д. 264, указывающее на наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В аптечной организации не соблюдались положения пункта 4в, "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416:
1. Нарушен пункт 20 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 года N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства":
1.1. в реализации находились жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, не прошедшие государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя:
- Инфукол ГЭК 10% раствор для инфузий 500 мл, производитель Серумверк Бернбург Германия, штрих код 4607044520110 - 2 уп. по цене 710 рублей 80 коп., получен от ООО "Медчеста М" по накладнойN 54148 от 26.03.2008 года;
Кларитромицин-Верте 250 мг N 14 в капсулах, производитель ЗАО "Вертекс" Россия, штрих код 4607003240356 - 5 уп., получен от ЗАО "СИА-Интернейшнл-Ставрополь" по накладной N Р-1390497 от 02.06.2010 года;
Урографин 76% 20 мл в ампулах, производитель Берлимед Испания, штрих код 4029668001385 - 5 ампул, получен от ООО "Медчеста М" по накладной N 54248 от 26.03.2008 года;
- Глюкоза-Э раствор для инфузий 10% 400 мл, производитель ОАО НПК "ЭСКОМ" Россия, штрих код 4605453000391 - 10 флаконов, получен от ООО "Медчеста М" по накладной N 61810 от 23.03.2010 года;
1.2. На лекарственный препарат, включенный в перечень ЖНВЛС, - "Люголь спрей" для местного применения 12,5 мг/мл 50 мл, серия 5230911, к отпускной цене производителя 70 рублей 85 копеек применена розничная торговая надбавка в размере 28,44% (допустимый уровень розничной торговой надбавки в соответствии с постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 27.02.2010 года N 05/1 - 25%), что превышает предельную розничную надбавку на 3,44%.
Перечисленные нарушения свидетельствуют о несоблюдении лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности: п. 4 "в" Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416, что, учитывая п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, в соответствии с п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 года N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на ЖНВЛС, указывает на наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По результатам проверки сотрудниками управления составлен акт проверки юридического лица от 08.06.2010 г. N 0158 (л.д. 9), выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 08.06.2010 г. (л.д. 11).
По итогам рассмотрения акта управлением составлен протокол об административном правонарушении N 092 от 18.06.2010 г. о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 6).
На основании данных документов заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) и статьей 34 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее -Закон N 86-ФЗ) фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.06 N416 (далее - Положение). Согласно пункту 5 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения.
В соответствии с пунктом 4 Положения, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;
соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил оптовой торговли лекарственными средствами;
соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление лекарственных средств, правил изготовления лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О лекарственных средствах", и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях;
- соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О лекарственных средствах".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.1 1.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" утверждено Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем обязательной государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций - производителей на лекарственные средства, установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства.
Пунктом 20 Положения определено, что формирование отпускной цены на лекарственные средства организациями оптовой торговли и (или) аптечными учреждениями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, не превышающих соответственно предельную оптовую и (или) предельную розничную надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации. При формировании организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями отпускной цены на лекарственное средство иностранного производителя оптовая и (или) розничная надбавки применяются к фактической отпускной цене производителя, декларируемой при пересечении товаром таможенной границы Российской Федерации, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), не превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену производителя. При этом предельная отпускная цена производителя, зарегистрированная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату оформления грузовой таможенной декларации.
Согласно пункту 7.1 Положения до 1 апреля 2010 г. допускается реализация организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными учреждениями ЖНВЛС, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, без применения порядка, установленного пунктом 19 данного Положения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо было принять нормативные правовые акты, устанавливающие предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, не позднее 1 марта 2010 г.
Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 27.02.2010 N 05/1 (далее - Постановление N05/1) установлены предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
В своем информационном письме N 01 -13/1844 от 31.03.2010 Министерство здравоохранения Ставропольского края сообщило о размещении на официальном сайте Министерства здравоохранения Ставропольского края перечня ЖНВЛС с указанием регистрационных цен предельных оптовых, предельных розничных и максимальной цены ЖНВЛС, допустимой к реализации на территории Ставропольского края.
Информация о регистрации зарегистрированных цен производителей на ЖНВЛС была опубликована на официальном сайте Росздравнадзора, максимальная цена на ЖНВЛС, допустимая к реализации на территории Ставропольского края, также размещена на официальном сайте.
Пунктом 1.1 Приказа N 01 -05/211 от 31.03.2010 г. "О формировании предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, реализуемые на территории Ставропольского края" закреплено, что руководителям аптечных предприятий государственной и иных форм собственности необходимо обеспечить реализацию ЖНВЛС с зарегистрированной ценой производителя и максимальной ценой на ЖНВЛС, допустимой к реализации на территории Ставропольского края с 1 апреля 2010 года.
В пункте 20 Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства", определён порядок формирования отпускных розничных и оптовых цен на препараты списка ЖНВЛС только в отношении тех препаратов, на которые производителем зарегистрирована фактическая отпускная цена.
Как обоснованно указывает суд первой инстанции, материалами дела подтверждается, что общество осуществляло реализацию ЖНВЛС, не прошедших государственную регистрацию, а также осуществляло реализацию ЖНВЛС, с превышением предельной розничной цены.
Обоснованно отклонен судом первой инстанции довод представителя заинтересованного лица о том, что заявитель не представил суду доказательства, подтверждающие нахождение лекарственных средств Инфукол ГЭК, Кларитромицин-Верте, Урографин, Глюкоза-Э на реализации в аптеке (в торговом зале, витрине) и их продажу (товарные чеки, акты контрольной закупки), как необоснованный, в связи со следующим.
Аптечное учреждение предлагает имеющийся в его собственности ассортимент расцененных лекарственных препаратов неограниченному кругу лиц, выразивших желание приобрести конкретное лекарственное средство, что в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации признаётся публичной офертой. В связи с этим в аптечном учреждении, отсутствует необходимость в доказывании факта реализации покупателю конкретного лекарственного средства, поскольку препарат, поступивший и расцененный в аптечном учреждении, уже готов к реализации неограниченному кругу лиц.
Изъятие препарата, условия реализации которого не соответствуют действующему законодательству, и перемещение его в карантинную зону, предполагает, что данное лекарство уже не имеет цены, выделено из основной товарной массы, и, соответственно, у него отсутствуют параметры необходимые для реализации населению в розницу.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что превышение отпускной цены препарата "Люголь спрей" на 3 рубля 58 копеек существенно не нарушило права и законные интересы других лиц и может быть признано малозначительным, также признан судом необоснованным, поскольку, помимо данного нарушения, управлением выявлен и факт реализации ЖНВЛС, не прошедших государственную регистрацию.
Кроме того, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 Кодекса, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
Приведенные выше, представителем заинтересованного лица обстоятельства, не свидетельствуют об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и малозначительности совершенного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции оценив все доводы истца, ответчика и фактические обстоятельства дела в совокупности, пришел к обоснованному выводу, что заявление управления о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, проверив правильность вынесенного по делу решения суда, пришел к выводу, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края Ставропольского края от 26.07.10 по делу N А63-6088/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Белов Д.А. |
Судьи |
Джамбулатова С.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6088/2010
Истец: Управление Росздравнадзора по СК
Ответчик: ООО "ВМС"
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2010 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2227/10