Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2013 г. N 17АП-6928/13
г. Пермь |
|
16 июля 2013 г. |
Дело N А50-2207/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Голубцова В.Г., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от заявителя Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 7" (ОГРН 1025901372925, ИНН 5906005060) - Оглоблин Л.Л., паспорт, доверенность от 07.11.2012;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) - Темербаева Н.А., удостоверение, доверенность от 24.04.2013
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 мая 2013 года по делу N А50-2207/2013,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 7"
к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании решения незаконным,
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 7" (далее - заявитель, Городская поликлиника N 7) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, ГУ-ПРО ФСС, отделение фонда) "О возврате медицинской организацией суммы оплаченных услуг по талонам родовых сертификатов, необоснованно предъявленных к оплате" от 11.12.2012 N 33.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.05.2013 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации "О возврате медицинской организацией суммы оплаченных услуг по талонам родовых сертификатов, необоснованно предъявленных к оплате" от 11.12.2012 N 33 как несоответствующее законодательству Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Суд обязал отделение фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела. Настаивает, что предъявленные к оплате шесть талонов родовых сертификатов не подлежали оплате и направлению в отделение фонда в соответствии с п. 9 Порядка N 73н, поскольку имели место перерывы в наблюдении беременных женщин.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель отделения фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Городской поликлиники N 7 - доводы письменного отзыва, в соответствии с которым просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 14.11.2012 по 19.11.2012 уполномоченным должностным лицом ГУ-ПРО ФСС проведена выездная проверка Городской поликлиники N 7 по вопросу правильности выдачи родовых сертификатов и обоснованности предъявления к оплате талонов родовых сертификатов, составлена Справка о проведенной проверке медицинской организации N 157 от 19.11.2012 (л.д.27-30). В ходе проверки установлено, что шесть из предъявленных к оплате талонов родовых сертификатов выданы при сроке непрерывного наблюдения и ведения беременной женщины на амбулаторно-поликлиническом этапе менее 12 недель.
По результатам проверки 11.12.2012 отделением фонда принято решение N 33 о возврате медицинской организацией суммы оплаченных услуг по талонам родовых сертификатов, необоснованно предъявленных к оплате (л.д.12). Согласно указанному решению оплате не подлежат услуги по медицинской помощи на сумму 18 000 руб., которая подлежит возврату на банковский счет отделения фонда.
Не согласившись с вышеназванным решением, считая его незаконным и необоснованным, Городская поликлиника N 7 обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд, руководствуясь положениями Постановления Правительства РФ от 31.12.2010 N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" (далее - Постановление N 1233), приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.02.2011 N 73н (далее - Приказ N 73н), пришел к выводу об отсутствии у отделения фонда оснований требовать от заявителя возврата сумм оплаты по родовым сертификатам.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав мнения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, не находит оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Положениями действующего законодательства предусмотрено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Объем и виды бесплатной медицинской помощи определяются Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи включает в себя необходимые виды медицинской помощи, предоставляемой бесплатно (постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782).
При этом амбулаторно-поликлиническая помощь в период беременности и родов оказывается государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования, в связи с чем она включает в себя тот минимальный объем медицинской помощи, который необходимым для ее надлежащего оказания.
Одной из таких государственных программ является система родовых сертификатов, позволяющая оказать учреждениям здравоохранения дополнительную финансовую поддержку, стимулирующую их на оказание более качественных медицинских услуг.
Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", п.5 ст. 4 Федерального закона от 30.11.2011 N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов Фонд социального страхования осуществляет в 2011, 2012г.г. оплату учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в сумме 3000 руб. за каждую женщину. Установление порядка, условий оплаты услуг осуществляются по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 "Правил финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" (далее - "Правила..."), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1233, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации перечисляют медицинским организациям средства на оплату счетов за оказанные услуги, исходя из следующего расчета: 3000 руб. - за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в медицинской организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности.
Как определено в пункте 9 "Порядка и условий оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011 N 73н(далее - "Порядок..."), оплата женским консультациям услуг по медицинской помощи, оказываемой женщине в период беременности, производится территориальным органом Фонда по месту нахождения женской консультации, выдавшей родовой сертификат, при условии постановки женщины на учет по беременности и последующего непрерывного наблюдения и ведения женщины на амбулаторно-поликлиническом этапе данной женской консультацией не менее 12 недель на основании талона N 1 родового сертификата, представленного к оплате в порядке, установленном пунктом 13 "Порядка...".
В пункте 13 "Порядка..." установлено, что для оплаты услуг по медицинской помощи медицинские организации ежемесячно, до 10 числа, представляют в территориальные органы Фонда счет на оплату с приложением талонов родовых сертификатов, подтверждающих оказание женщинам услуг по медицинской помощи в период беременности... и соответствующих реестров талонов родовых сертификатов, рекомендуемая форма которых представлена в приложениях N 1 - 3 к настоящему Порядку.
Согласно подпункту "а" пункта 17 "Порядка..." не подлежат оплате и направлению в территориальные органы Фонда талоны родовых сертификатов за услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам женской консультацией в период беременности, в частности, в случае несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 9 "Порядка...".
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, отделение фонда настаивает на необоснованном предъявлении заявителем к оплате 6 талонов N 1 к родовым сертификатам, которые не подлежали оплате ввиду несоблюдения условия, предусмотренного п. 9 Порядка.
Отделением фонда в материалы дела представлены талоны родовых сертификатов, в которых указаны даты постановки женщин на учет по беременности и родам и даты выдачи родовых сертификатов. В Справке отделения фонда о проведенной проверке медицинской организации от 19.11.2012 N 157 указаны даты явок на прием к врачу-гинекологу согласно индивидуальным картам беременных женщин.
Из указанных документов усматривается, что в спорных случаях женщины были поставлены на учет по беременности и непрерывно наблюдались на амбулаторно-поликлиническом этапе женской консультацией не менее 12 недель, что свидетельствует о соблюдении условия пункта 9 Порядка.
Установленные отделением фонда нарушения частоты посещений, определенных в Инструкции по организации работы женской консультации, утвержденной Приказом Минздрава России от 10.02.2003 N 50, не могут свидетельствовать о несоблюдении условия непрерывности наблюдения беременной женщины.
При этом суд первой инстанции, руководствуясь п. 21 Рекомендаций по проведению проверок за обоснованностью предъявления к оплате талонов родовых сертификатов, содержащихся в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.02.2009 N 02-10/04-956, согласно которому при проведении проверки необходимо сравнить дату постановки женщины на учет в женской консультации, содержащуюся в амбулаторной карте, с датой выдачи родового сертификата, для уточнения сроков непрерывного наблюдения и ведения женщины на амбулаторно-поликлиническом этапе, пришел к правомерному выводу о том, что условие о непрерывности наблюдения и ведения женщины на амбулаторно-поликлиническом этапе женской консультацией следует считать соблюденным тогда, когда с момента постановки на учет по беременности и до момента выдачи родового сертификата прошло не менее 12 недель.
Ссылка апеллянта на положения Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.10.2009 N 8088, положения Инструкции по организации работы женской консультации (раздел "Организация наблюдения и медицинской помощи беременным"), утвержденной Приказом Минздрава РФ от 10.02.2003 N 50 "О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно- поликлинических учреждениях" судом апелляционной инстанции отклоняется в силу того, что согласно Положению о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, Фонд социального страхования осуществляет деятельность в пределах своей компетенции и не является контролирующим органом в области качества оказанных медицинских услуг, на обеспечение которых направлено издание перечисленных актов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что содержание справки о проведенной проверке от 19.11.2012 N 157, не соответствует требованиям, изложенным в разделе V (оформление результатов проверки) Письма ФСС РФ от 6 февраля 2009 г. N 02-10/04-956 "Об осуществлении контроля за организацией учета, хранения, правильности выдачи и обоснованностью предъявления к оплате талонов родовых сертификатов", согласно п. 28 которого описательная часть справки о проверке должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в хранении, учете и в правильности выдачи родовых сертификатов, обоснованности предъявления к оплате талонов родовых сертификатов в проверенном учреждении здравоохранения либо указание на отсутствие таковых. Справка не должна содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.
В нарушение перечисленных требований справка, составленная заинтересованным лицом по результатам проверки, содержит лишь указание на нарушение п.9 Порядка с указанием дат явки женщин на прием, из чего делается вывод об отсутствии непрерывности наблюдения.
При этом, доказательств наблюдения и ведения беременных женщин менее 12 недель не имеется, в справке соответствующие доказательства не поименованы, приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно нарушений частоты наблюдения в ходе проверки не выявлены, причины неявки на прием не установлены.
При таких обстоятельствах Семнадцатый арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы отделения фонда по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы социального страхования Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 мая 2013 года по делу N А50-2207/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.