г. Пермь |
|
31 января 2007 г. |
А60-39991/2005 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Риб Л.Х., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колмогорцевой И.Н.,
рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу
Военного комиссариата Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 ноября 2006 года по делу N А60-39991/2005-С8, принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению Военного комиссариата Свердловской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третьи лица: Закрытое акционерное общество "Военно-мемориальная компания", Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Экспериментальный завод"
об оспаривании решения и предписания,
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
с участием:
от административного органа - Крашенинников С.С. по доверенности от 6.09.2006 года,
от третьих лиц
ЗАО "Военно-мемориальная компания" - Меренов С.М. по доверенности N 4652 от 28.12.2006 года,
ООО "Научно-производственное объединение "Экспериментальный завод" - Перминов Р.В. по доверенности N 3 от 29.01.2007 года,
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании решения N 37 Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (УФАС) от 19.09.2005 года о нарушении военным комиссариатом антимонопольного законодательства и вынесенного на основании данного решения предписания N 37 от 19.09.2005 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2006 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Военный комиссариат Свердловской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Свердловской области отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что порядок возмещения затрат, связанных с установкой памятников военнослужащим, применяемый в отношении ЗАО "Военно-мемориальная компания" (ЗАО "ВМК") и других заказчиков, правомерен, поскольку Министерство обороны РФ заключило с ЗАО "ВМК" контракт на выполнение данного вида услуг. Кроме того, действующее законодательство не содержит указания на оплату этих расходов организациям. Получить от военного комиссариата возмещение расходов, понесенных на установку памятников, вправе только граждане, заключившие договор с организацией, оплатив услуги за свой счет и представив документы, подтверждающие фактически понесенные расходы.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель 3 лица - ЗАО "ВМК" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы военного комиссариата поддержал. Пояснил, что в настоящее время военным комиссариатом отозваны указания N 10/160/960 от 21.03.2003 года, 10/160/1772 от 29.05.2003 года, а также письмо N 10/159/2986 от 15.09.2003 года.
Представители заинтересованного лица, 3 лица - ООО НПО "Экспериментальный завод" с доводами апелляционной жалобы не согласились, полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
В соответствии со ст. 8 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещается заключение в любой форме соглашений или осуществление согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.
21.03.2003 года N 10/160/960 Военным комиссариатом Свердловской области даны указания военным комиссиям городов и районов Свердловской области, об организации взаимодействия с Военно-мемориальной компанией, по обеспечению достойного увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, участников войны, ветеранов военной службы и боевых действий.
Указанием от 29.05.2003 года N 10/160/1772 Военный комиссариат Свердловской области потребовал от военных комиссий городов и районов Свердловской области, чтобы с 01.06.2003 года работу по достойному увековечению памяти погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, участников войны, ветеранов военной службы и боевых действий организовать только с Екатеринбургским филиалом военно-мемориальной компании, как заключившей договор с Министерством обороны Российской Федерации, а также принимать документы по возмещению затрат на изготовление и установку надгробных памятников непосредственно родственникам погибшего (умершего), производивших оплату оказанных услуг за наличный расчет.
Решением N 37 от 19.09.2005 года антимонопольным органом признано, что военный комиссариат Свердловской области и ЗАО "ВМК" совершают согласованные действия, связанные с организацией системы возмещения (компенсации) установленных законодательством РФ расходов на изготовление и установку надгробий погибшим (умершим) военнослужащим, взявшим на себя такие расходы лицам, имеющие своим результатом недопущение, ограничение и устранение конкуренции на рынке ритуальных услуг и ущемление интересов иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на том же рынке, а также могущих привести в разделу рынка услуг и изготовления памятников посредством выделения на нем самостоятельного сегмента с четко ограниченным кругом исполнителей услуг (ЗАО "ВМК") и кругом заказчиков - лиц, имеющих в соответствии с законодательством РФ право на получение возмещения (компенсации) расходов, понесенных ими в связи с изготовлением и установкой надгробия умершему (погибшему) военнослужащему. Данные действия приводят к ограничению конкуренции (ограничению доступа на рынок и необоснованные препятствия деятельности хозяйствующим субъектам, благоприятствующие условия деятельности ЗАО "ВМК" и могут привести к устранению конкуренции на рынке услуг по изготовлению и установке надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим, и противоречат ст. 8 Закона.
Основанием для принятия такого решения послужили обращения в антимонопольный орган ООО "НПО "Экспериментальный завод"
На основании данного решения УФАС выдало предписание N 37 от 19.09.2005 года об устранении допущенных нарушений, а именно: отменить принятые им указания от 21.03.2003 года N 10/160/960 и от 29.05.2003 года N 10/160/1772 в части, предусматривающей организацию работы по достоянному увековечиванию памяти погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, участников военной службы и боевых действий исключительно путем взаимодействия с Екатеринбургским филиалом ЗАО "Военно-мемориальная компания", прекратив тем самым создание благоприятных условий деятельности данному филиалу компании; не допускать в дальнейшем отказов хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ритуальных услуг и заключившим договоры с родственниками умерших (погибших) военнослужащих в оплате расходов на изготовление и установку надгробных памятников; прекратить ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынке услуг по изготовлению и установке памятников и не препятствовать этим субъектам в их деятельности на данном рынке услуг, для чего: обеспечить своевременное рассмотрение заявлений указанных хозяйствующих субъектов на изготовление и установку памятников, заключивших договоры с родственниками умерших (погибших); отозвать письмо от 15.09.2003 года N 10/159/2986.
Деятельность хозяйствующих субъектов по изготовлению и установке памятников умершим (погибшим) военнослужащим и приравненным к ним лицам осуществляется в соответствии с Федеральными законами РФ от 12.01.1996 года N 9-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 года N 721 "О внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства РФ по вопросам погребения погибших (умерших) военнослужащих и приравненных к ним лиц".
Из них следует, что погребение умершего в РФ осуществляется в соответствии с его волеизъявлением лицами, указанными в нем, либо его родственниками. В случае отсутствия родственников или их мотивированного отказа от осуществления погребения умершего, оно может быть осуществлено лицом, добровольно взявшим на себя такую обязанность, либо специализированной службой по вопросам похоронного дела. Возмещение (оплата) расходов по изготовлению памятников военнослужащим, а также ветеранам Великой Отечественной войны осуществляется за счет средств Федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны РФ, в пределах норм, установленных Правительством РФ, при условии документального подтверждения расходов. Таким образом, лица, увековечивающие память умерших (погибших) военнослужащих путем установления надгробия, могут быть заказчиками работ (услуг) по его установлению и установке. Каких-либо ограничений для лиц, выступающих заказчиками в выборе конкретного лица, привлекаемого для выполнения работ по изготовлению надгробий, и условий заключаемых с ними договоров не устанавливается. Любые лица, в том числе организации, понесшие расходы на оплату вышеуказанных работ, вправе обратиться за компенсацией расходов на их оплату.
Между тем, из материалов дела усматривается, что военный комиссариат, направляя письма в военные комиссии, обязывает их организовывать взаимодействие в работе по увековечению памяти погибших военнослужащих только с ЗАО "ВМК". Кроме того, письмом N 10/159/2986 от 15.09.2003 года ООО "НПО "Экспериментальный завод" и МУП "Ритуал" было отказано в оплате расходов на изготовление и установку надгробий, и предложено произвести их оплату гражданам, которые впоследствии вправе предъявить данные расходы к возмещению за счет государства. Понесенные ЗАО "ВМК" расходы на изготовление и установку надгробий погибшим военнослужащим оплачиваются не гражданами, а непосредственно Министерством обороны РФ за счет средств, выделяемых из бюджета. То есть, ЗАО "ВМК" предоставлены более благоприятные условия для деятельности, по сравнению с другими участниками рынка, оказывающими аналогичные услуги.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые решение и предписание законными и обоснованными.
Доводы Военного комиссариата и ЗАО "ВМК" о том, что письма и указания являются обоснованными и были даны в связи с наличием между Министерством обороны РФ и ЗАО "ВМК" договора от 3.06.2002 года, и направлены на выполнение государственного заказа на изготовление и установку надгробных памятников погибшим военнослужащими, не основаны на действующем законодательстве, и не подтверждены документами дела.
На этом основании отклоняется и довод заявителя жалобы о нарушении решением и предписанием УФАС прав и законных интересов в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение, а также факты и обстоятельства, установленные постановлением ФАС Московского округа от 1.08.2005 года по делу N КА-А40/4661-05, обладают преюдициальным значением, что является ошибочным, поскольку в нем участвовали иные лица, однако это не повлияло на законность принятого им решения.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 ноября 2006 года по делу N А60-39991/2005-С8 оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.П. Григорьева |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-39991/2005
Истец: Военный комиссариат СО, Военный комиссариат ССвердловской области, ГУ Военный комиссариат Свердловской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Третье лицо: ЗАО "Военно-мемориальная компания", ООО "Научно-производственное объединение "Экспериментальный завод", ООО НПО "Экспериментальный завод"
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2007 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3453/06